Нарды рассказ юсифа алиева, 4 ноября 2025 года чай
(Рассказ Юсифа Алиева, 4 ноября 2025 года)
Чай и нарды — два священных атрибута мужской дружбы. Без одного разговор не клеится, без другого — день скучен. Они, словно два старых воина, веками стоят плечом к плечу — спасают от жары, от скуки, от семейных забот и даже от политических новостей.
Когда в доме собирались друзья, всё сразу принимало ритуальный характер. Нарды ставились на низкий столик, как священная доска. Рядом непременно стоял другой столик — «чайный штаб»: два армуду с тонкими талиями, на блюдцах — колотый кусковой сахар, вазочка с вишнёвым вареньем, и, конечно, дымящийся чайник, от которого пахло родным домом.
Игра начиналась чинно, с благородными манерами, но через полчаса превращалась в сражение, где ставки были не на очки, а на честь и самолюбие. Каждый игрок считал себя полководцем — а партнёра, в лучшем случае, капралом без фантазии.
Чтобы не терять счёт, рядом лежал коробок спичек. Но к вечеру, когда партия шла к десятому часу, спички заканчивались. Тогда шли в ход зубочистки, фасолины, виноградные косточки — всё, что под руку попадалось.
Иногда в ходе игры кто-то из друзей не выдерживал — вскрикивал, как футбольный болельщик на финале чемпионата. Один пел от восторга, второй — хмурился, как начальник с несданным отчётом. Через полчаса роли менялись: тот, кто пел, уже сидел угрюмый, а обиженный — торжествовал, расправив плечи.
Я всегда больше любил не играть, а смотреть. Настоящее зрелище! Вот где страсти кипели покруче, чем в театре. Каждый брат имел свой стиль, свой характер и даже — свой музыкальный темп игры.
Вазир, старший брат, играл молча. Его нарды были похожи на военную операцию: тихие перестановки, точные расчёты, ни одного лишнего слова. Противник обычно долго не понимал, что происходит, а когда осознавал — шашки уже стояли в победном строю.
Джахангир, напротив, был артист. Он играл легко, улыбался, рассказывал анекдоты и при этом выигрывал с такой лёгкостью, будто ему подсказывал сам дух Нарды. Его противники часто подозревали неладное:
— Подожди, шашка ведь стояла не там!
— Где не там? — невинно удивлялся Джахангир. — Она всегда стояла именно здесь!
Проигравший вставал, собирался уходить обиженным, но, не выдержав, возвращался:
— Ладно! Ещё одну! Сейчас я за тобой глаз не спущу!
И снова проигрывал — с тем же результатом и тем же возмущением.
А вот Евгений… Евгений был отдельная легенда.
Его игра — это был цирк, драма и комедия одновременно. Как бы он ни кидал зары — они кружились по доске, будто заколдованные, и всегда выпадал дуплет!
Сначала противники пытались сохранять достоинство. Потом начинали шептать:
— Он что, подменил кубики?
— Да нет, смотри, те же самые!
Но дуплеты следовали один за другим — как по заказу.
В конце концов, один особенно горячий игрок воскликнул:
— Всё! Бросай как я! Без всяких хитростей!
Евгений кидал точно так же — и снова дуплет.
— Ладно! — уже срываясь на крик, требовал соперник. — Кидай из стаканчика!
Принесли стакан. Не помогло.
Принесли банку побольше — литровую! И откуда-то появился даже чайник — «на счастье».
Но зары всё равно кружились по доске, как в танце, и снова выдавали дуплет.
Тогда зрители уже не могли сдерживать смех. Они специально подначивали соперника Евгения, чтобы тот, краснея и ругаясь, требовал всё новых способов броска.
А Евгений, скромно опуская глаза, говорил:
— Что поделать, судьба ко мне благосклонна.
И снова — дуплет!
Каждая партия — это был спектакль. Не просто игра, а театр эмоций, где крики, смех и чай перемешивались в один общий шум, полный жизни и дружбы.
Нарды объединяли всех — независимо от того, кто выигрывал. После любой ссоры мир наступал быстро: стоило хозяйке вынести свежий чай и блюдце с вареньем.
— Ну что, — говорил кто-то, — по одной на прощание?
— Только последняя! — клялся второй.
И игра начиналась снова.
Вот она — философия нард: можно проиграть сто раз, но главное — не уходить из-за стола. Ведь за этим столом течёт сама жизнь — шумная, весёлая, упрямая и бесконечно родная.
Свидетельство о публикации №225110402303