Азбука веры. Дух человека

От видимого, телесного облика человека невидимый, духовный облик его отличается тем, что он есть самая сущность и, в то же время, жизненное начало человека. В нем две ступени: низшая, общая с животным (чувствование, волевые побуждения и способность сочетания идей), и высшая, духовная сущность с самостоятельным суждением, самосознанием и способностью размышлят о себе, давать себе отчет в своем внутреннем состоянии и направлять свои действия, принимая за них ответственность.

Эта духовная сущность определяется в Св. Писании (как в древнееврейском, так равно в греческом тексте) словом, обозначающим, собственно, «дуновение» или «дыхание» (также «ветер»), и выражающим понятие о чем-то невидимом, но живом. Эта истинная сущность человека внедрена в него Богом, вечносущим невидимым Духом, и покидает тело человека при смерти. Быт.;2,;7. Ис.;42,;5. Еккл.;12,;7. Пс.;145,;4. Деян.;7,;58. Лк.;8,;55.

Дух –  это:
1) бестелесное личностное существо (Бог (Ин.4:24), ангел (Пс.103:4), душа почившего человека (1Пет.3:19) либо человеческая душа вообще (Тов.3:6));
2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);
3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина);
4) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером).


Рецензии