Толкование Ницше
Шопенгауэр решительно на стороне Канта в его противостоянии с Гегелем, который исходил из того, что когда мыслит человек - мыслит сама природа(!). Кант критиковал абсолютизацию силы человеческого разума. Ощущения (опыт) ограничивают возможности разума в познании мира. Для создания универсальных законов следует абстрагироваться от всякого опыта. Объективность научных знаний - миф. Научные "законы" - плод рассудка, а не Бытия.
1. Кант не уловил истины. Сущность существования - в страдании: если жить значит желать, то желать значит страдать. Желание - проклятье на человеке.
Ницше, чтобы стать профессором филологии Базельского университета, отказался от прусского гражданства, но вскоре взял отпуск и отправился на войну с Францией. *Deutschland uber alles! На войне доставлял продовольствие и эвакуировал раненых. Был демобилизован после того как подхватил дезентерию. Вернулся в Базель.
Выходит его первая книга об источниках греческой трагедии: Трагедия первоначально была праздником в честь бого Диониса в форме танцующей и поющей дифирамбы процессии. Этот торжественный хор поющих и танцующих в честь бога вина положил начало драме.
Музыка - пока самое важное в жизни профессора Ницше:
2. Музыка есть язык Бытия, воли внутри индивидуумов. *Для Канта Бытие - реальность не зависимая от нашего представления о ней. Кант называл эту сущность вещей "вещь-в-себе" и отличал от феномена, то есть мира каким он предстаёт перед нами. Шопенгауэр радикализировал гносеологический пессимизм Канта: "Мы - лишь внешнее проявление, что и объясняет наше страдание. Мы странники, обречённые на болезни, ностальгию и смерть, потому что мы только моменты в процессе, который продолжается и после нашего уничтожения".
3. Когда герой трагедии страдает, мы - наслаждаемся. Танцы и песни хора раскрывают жестокость Бытия. Но начиная с Еврипида из греческой трагедии изъяли музыку. Её заменил диалог, а хор затмил герой. И когда исчезла музыка, иррациональная правда человеческого существования померкла. Трагедия потеряла смысл. *Упадок классической греческой трагедии скорее следствие исчезновения угрозы персидского завоевания, во время которой трагедия выполняла мобилизующую роль в противовес дионисизмк (Дионис - бог "угнетённых"). Похожую роль в противостоянии дионисийской опасности коммунистического Интернационала сыграло оперное творчество Рихарда Вагнера, гения музыкальной драмы. Тут параллель между победой греков над персами и немцев над французами в 1870-м.
4. Я предупреждаю мир о надвигающейся катастрофе от свободы рабов, от которой может спасти только аполлонизм (обожествление государства) и - Вагнер, музыка которого выражает желание покончить с социальными барьерами и сексуальными табу.*С 1854 года Вагнер, участник революции 1848 года и противник эксплуатации, отрекается от оптимизма и становится последователем Шопенгауэра: "Всё трагично и Воля, которая пыталась создать мир в соответствии со своими желаниями, успокоилась под своими собственными руинами".
5. Это правда, что греки исчезли по причине рабства, и точно так же правда, что мы умрём от недостатка рабства. Большинство должно служить меньшинству и иметь потребности ниже даже допустимого уровня.
6. За борьбой между нациями мы неожиданно обнаружили ужасный лик международной пролетарской гидры. Нет ничего более ужасного, чем класс рабов-варваров, которых научили относиться к своему положению как к несправедливости и теперь готовятся отомстить не только за себя, но и за все поколения.
7. Мы должны институциализировать вагнеровскую музыкальную драму. Удовольствие, полученное от оперы, изменит общество. То, что греки достигли благодаря Эсхила, мы можем получить от Вагнера. *Дионисийская музыка в аполлонической драме возродит оптимизм немецкого народа!
Несмотря на то, что книга "Рождение трагедии" имела успех у читателей, она подняла скандал среди университетских филологов. Шопенгауэр предложил Ницше уйти в отставку. В своей второй книге "Несвоевременные размышления" Ницше отвечает оптимистам из числа "образованных филистеров":
8. Мы живём в эпоху атомистического хаоса. В средние века противостоящие силы ассимилировались под давлением церкви. Так как влияние церкви исчезло, противостоящие силы восстали друг против друга. Ничто теперь не может сдержать революцию, "атомную революцию". *Пророческое сравнение революции с атомной бомбой задолго до её появления...
Совместный с Вагнером музыкально-культурологический проект Bayreth теряет финансирование из-за конфронтации с эксцентричным королём Баварии Луи II и антисемитского памфлета Вагнера "Иудаизм в музыке". Ницше выступил в защиту Вагнера в "Рихард Вагнер и Bayreth":
9. Подчинить борющиеся массы простому ритму, подчинить многообразие потребностей и желаний единой Воле - это задача, ради которой, как чувствовал Вагнер, он был рождён. *В 1876 году впервые в достроенном театре Bayreth было представлено "Кольцо Нибелунгов" в присутствии королей, герцогов, композитора Чайковского и профессора Ницше. В "Кольце" Вагнер использовал германские легенды. Он призывает на сцену Вотана, силы которого ослаблены контактами с гигантами, которые построили ему замок Вальхалла, жилище богов. Взамен он должен был достать им кольцо, выкованные из рейнского золота, принадлежавшее Нибелунга. На этом кольце - проклятье... Ницше был страшно разочарован, под предлогом сильных головных болей покинул фестиваль и отправился в путешествие по Италии, приглашённый в Неаполь подругой Вагнера Матильдой фон Мейсенбуг. Во время путешествия Ницше переосмысливает годы, которые он потратил, защищая Вагнера:
10. Я хотел верить, что глубочайший смысл существования - быть в страдании, и что только искусство придаёт силы идти навстречу страданиям, а не бежать от них.
Ницше сочиняет "Парсифаль", историю, происходящую в один из пасхальных дней, когда Парсифаль понимает, что его миссия - спасти мир с помощью Грааля, чаши с кровью Христа. И - покидает Базель ради лучшего для здоровья климата. В действительности он борется со своим разочарованием после неудачи с фестивалем в Bayreth и публикует "Максимы" - афоризмы "против иллюзий":
11. Наши сны позволяют нам ясно видеть то, что мы не видим в реальной жизни.
12. Человеку науки вовремя его трудных путешествий являются мерцающие миражи, называемые "философскими системами". *Афоризм "в пустыне науки".
13. Вначале было non-sequintur. *Афоризм 22.
14. Надо быть существом, превосходящим людей, чтобы находить смешным, что человек - венец природы.
15. Преступник и могущественный человек, который обещает защитить его от преступника, скорее всего один и тот же тип людей.
16. Первоначально общество - это организация слабых, задача которой - ограничить угрозу сильных.
17. Собственность сейчас расценивается как несправедливость.
18. Нравственность - это обман! *Быть нравственным - значит уважать обычаи. Неуважение обычаев считается аморальным. Это то, что делал Сократ, когда рекомендовал индивидуальные поступки ради индивидуального счастья. Нравственность не есть прерогатива человека. Весь животный мир морален в том смысле, что индивидуальная особь подчиняет себя группе. С этим согласны: Ламарк ("Философия зоологии"), Дарвин ("Происхождение видов"), Пауль Ри ("Генеалогия морали").
19. С тех пор как начало править христианство, любовь сатанизировалась, преисподняя канонизировалась, а интеллект терроризировался.
20. Мы продвигаемся вперёд от христианства к окиализму. Отныне нравственным человеком будет считаться тот, кто думает о всеобщем благе. Жалость и альтруизм первоначально были второстепенны в христианском мировоззрении, но с тех пор как ожидание конца света оказалось напрасным, они стали доминировать.
Свидетельство о публикации №225110400288