Что будет с лукойлом?
OFAC США включил «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» в санкционный список 22 октября и выдал лицензию на сворачивание деятельности сроком до 21 ноября. Таким образом, все активы нефтекомпаний, которые находятся под юрисдикцией США или проходят через американскую финансовую систему, будут заморожены. Лицам из США запрещено вести деятельность с этими компаниями без специальной лицензии. Вместе с головными компаниями ограничения коснутся и их «дочек», где доля превышает 50%.
В санкционный список Великобритании «ЛУКОЙЛ» попал 15 октября, при этом международные проекты в Азербайджане и Казахстане с участием «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти» сразу были освобождены от санкций сроком до 14 октября 2027 года, в частности, проекты КТК («Каспийский трубопроводный консорциум»), «ТенгизШевройл», «Шах-Дениз», «Южный Кавказский газопровод», «Азербайджанская компания по поставкам газа» и Карачаганак.
Уже 30 октября НК «ЛУКОЙЛ» сообщила, что договорилась о продаже LUKOIL International GMBH компании Gunvor. Одновременно «ЛУКОЙЛ» отказался от переговоров с другими потенциальными покупателями. Теперь участники сделки ожидают ее одобрение со стороны представителей США и стран ЕС. Скорее всего, сделку в таком виде не одобрят из-за российских корней Gunvor.
Сегодня Gunvor это международный сырьевой трейдер, который занимается торговлей нефтью и нефтепродуктами, а также сжиженным природным газом. Компания работает более чем в 100 странах мира, а ее активы включают нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, терминалы, суда для перевозки топлива и другие объекты. Однако основана компания была в 1997 году российским бизнесменом Геннадием Тимченко и шведским предпринимателем Торбьорном Торнквистом. До марта 2014 года они были паритетными совладельцами Gunvor – на обоих приходилось 88% акций, а остальное принадлежало менеджменту. В настоящее время у Gunvor нет сторонних акционеров: гендиректору компании Торбьорну Торнквисту принадлежит 84,2% акций, остальные бумаги используются для поощрения сотрудников компании. Управляющий партнер «LWM-Стамбул» Ленар Рахманов отмечает, что шансы на одобрение сделки невелики. В мировом бизнесе осталось убеждение, что Gunvor связан с российским бизнесменом и ТЭКом, говорит юрист.
Балансовая стоимость всех активов LUKOIL International на конец 2023 года составляла 19,14 млрд евро, основных средств – 16,33 млрд евро, сказано в отчетности компании. В числе дочерних предприятий в документе названы швейцарский трейдер ЛУКОЙЛа Litasco SA и нидерландская LUKOIL International Upstream Holding B.V. Если к настоящему времени ничего не изменилось, то «ЛУКОЙЛ» пытается продать все свои зарубежные активы – Gunvor.
Продажа заграничных активов означает отказ от стратегии на создание международной корпорации, которую компания осуществляла на протяжении более 30 лет своего существования.
Становление корпорации
«ЛУКОЙЛ» был создан еще во времена СССР в 1991 году. Тогда он был государственным концерном, в который вошли три западносибирских нефтегазодобывающих предприятия: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз». При соединении заглавных букв этих предприятий и образовалось название компании – «ЛУКойл». Хотя в конце 1990-х годов компания изменила написание своего логотипа на «ЛУКОЙЛ». Кроме того, в «ЛУКойл» образца 1991 года вошли четыре нефтеперерабатывающих завода (НПЗ): Мажейкяйский (Литва), Новоуфимский (Башкирия), Волгограднефтепеработка и Пермьнефтеоргсинтез. Первые два предприятия были в составе компании очень недолго, и вышли из нее после распада СССР в результате политического давления правительств Литвы и Башкирии.
Своим созданием «ЛУКойл» обязан Вагиту Алекперову, который в 1991 году занимал пост первого заместителя министра нефтегазовой промышленности СССР. Ранее он работал генеральным директором «Когалымнефтегаза». Именно Вагит Алекперов и стал в 1991 году президентом «ЛУКойла». До 2000 года он одновременно являлся и председателем совета директоров концерна.
Как российская компания, «ЛУКойл» был создан 5 апреля 1993 года в соответствии с постановлением правительства РФ, принятом во исполнение указа президента. Кроме трех нефтегазодобывающих объединений и двух нефтеперерабатывающих заводов в компанию были включены предприятия нефтепродуктообеспечения близких к НПЗ регионов. «ЛУКойл» был создан как холдинг, которому передавались государственные (контрольные) пакеты, включенных в него предприятий. Во второй половине 1995 года в состав компании были включены еще несколько добывающих предприятий – «Нижневолжскнефть», «Астраханьнефть» и «Калининградморнефтегаз».
В 1994–1997 годах была осуществлена приватизация «ЛУКОЙЛа», в результате у государства остался блокирующий пакет акций концерна – 26,6%. В дальнейшем правительство продало свою долю. Руководители «ЛУКОЙЛа» стали крупнейшими акционерами компании. Уже после приватизации «ЛУКОЙЛ» приобрел компанию «КомиТЭК». В состав которой входят нефтегазодобывающее предприятие «Коминефть» и Ухтинский НПЗ. Кроме того, корпорация Вагита Алекперова стала владельцем еще одного российского НПЗ – НОРСИ (Нижний Новгород).
«ЛУКОЙЛ» наряду с «Сургутнефтегазом» оказались единственными крупными нефтяными компаниями, которые смогли взять под контроль их менеджеры. При этом, «ЛУКОЙЛ» сразу сделал ставку на международную экспансию, а «Сургутнефтегаз» сосредоточился на российских проектах. В 2022 году крупнейшие акционеры «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов и Леонид Федун ушли со всех постов в компании, так как попали под санкции. По данным журнала Forbes на 2025 год, состояние Вагита Алекперова превышает 28 млрд долларов, а Леонида Федуна – 10 млрд.
Международный концерн
На первом этапе международной экспансии «ЛУКОЙЛ» обратил внимание на страны бывшего СССР: Азербайджан и Казахстан. В 1990-е годы считалось, что шельф Каспийского моря содержит гигантские запасы нефти и газа. Компании со всего мира инвестировали в геологоразведку на азербайджанском участке каспийского шельфа, так как Азербайджан был наиболее открыт для иностранных инвесторов.
Вагит Алекперов родился в Азербайджане в 1950 году. Здесь же он начал свою карьеру нефтяника. Нет ничего удивительного в том, что в 1990-е годы «ЛУКОЙЛ» включился в поиск нефтегазовых месторождений на азербайджанском шельфе Каспия. Надежды на «вторую Саудовскую Аравию» не подтвердились. Многие скважины оказались «сухими». Однако «ЛУКОЙЛ» стал акционером крупных проектов: газового «Шах-Дениз» (19,99%) и нефтяного «Азери-Чираг-Гюнешли» (10%). В 2003 году «ЛУКОЙЛ» продал свою долю в «Азери-Чираг-Гюнешли» японской корпорации INPEX.
В 1997 году «ЛУКОЙЛ» вошел в добычные проекты в Казахстане. На сегодняшний день компании принадлежит 13,5% акций компании, разрабатывающей месторождение Карачаганак, и 5% в месторождении Тенгиз. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» владеет 12,5% акций магистрального нефтепровода «Каспийский нефтяной консорциум» по которому нефть из Казахстана поступает в порт Новороссийск. «ЛУКОЙЛу» принадлежит и 50% месторождения Кумколь.
В конце 1990-х компания начала приобретать нефтеперерабатывающие и сбытовые активы в европейских странах. В 1998 году «ЛУКОЙЛ» приобрел НПЗ «Петротел» (Румыния). А в 1999 году стал собственником Одесского НПЗ (Украина) и НПЗ «Нефтохим» в Бургасе (Болгария). В 2013 году «ЛУКОЙЛ» продал 99,6% акций Одесского НПЗ украинской Группе ВЕТЭК.
В 2000 году «ЛУКОЙЛ» приобрёл американскую компанию Getty Petroleum Marketing (GPM), владеющую правом долгосрочной аренды 1300 АЗС и сети нефтебаз в восточных штатах США от канадской границы до Северной Каролины, за 71 млн долларов. Эту сделку менеджмент «ЛУКОЙЛа» позиционировал как свой выдающийся успех. Помню, что меня удивила крайне низкая цена актива. Ведь хорошая АЗС в Москве в то время стоила порядка 1 млн долларов. Очевидно, что за 71 млн можно было купить только какой-то хлам. На американском рынке сети АЗС в то время не приносили существенной прибыли. В конечной цене бензина на долю АЗС приходилось 2-3%. Крупные компании зачастую сдавали свои АЗС в аренду небольшим семейным фирмам, которые использовали заправку для привлечения клиентов в свой магазин, кафе или мини-отель. Крупные компании в США зарабатывали основную прибыль на добыче и переработке нефти.
В январе 2004 года «ЛУКОЙЛ» купил у американской ConocoPhilips сеть из 795 АЗС в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания уже за 375 млн долларов. Постепенно «ЛУКОЙЛ» закрывал нерентабельные АЗС в США. В 2011 году дочерняя компания «ЛУКОЙЛа» Lukoil Americas сообщила о продаже Getty Petroleum Marketing Inc. Покупателем GMP стала Cambridge Petroleum Holding, которая специализируется на инвестициях и управлении компаниями нефтегазовой сервисной индустрии. На тот момент GPM принадлежало около 900 заправок. У «ЛУКОЙЛа» после сделки осталось 635 АЗС в США. В настоящее время под брендом «ЛУКОЙЛ» в США работают около 200 АЗС.
Поскольку маржа заправочного бизнеса в США меньше, чем в России или даже в Европе, то заниматься продажей топлива там имеет смысл, если речь о переработке собственной нефти. У «ЛУКОЙЛа» в США так и не появилось ни добывающих, ни перерабатывающих активов. «ЛУКОЙЛ» продает через свою сеть продукцию «чужих» американских НПЗ.
Создание сети АЗС в США под брендом «ЛУКОЙЛ» похоже скорее на имиджевый проект. Видимо какие-то топ-менеджеры «ЛУКОЙЛа» связывали с США собственные перспективы и будущее своих детей. Не секрет, что в начале 2000-х за зарубежные проекты «ЛУКОЙЛа» отвечал первый вице-президент Ралиф Сафин (отец певицы Алсу).
В 2013 году «ЛУКОЙЛ» довел до 100% свою долю в НПЗ ISAB (Италия), но в 2023 году продал этот актив. Кроме того, компании принадлежит 45% акций НПЗ Zeeland (Нидерланды). «ЛУКОЙЛ» владеет производствами масел в Австрии, Румынии, Белоруссии и Финляндии.
Кроме США, АЗС под брендом «ЛУКОЙЛ» работают в Бельгии, Нидерландах, Италии, Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, Македонии, Молдавии и других странах. На начало 2025 года у компании было более 2,4 тыс. АЗС за пределами России.
Крупнейшим зарубежным проектом «ЛУКОЙЛа» в сфере добычи является месторождение «Западная Курна-2». В июне 2014 года добыча на этом месторождении превысила 200 тыс. баррелей в сутки. В 2023 году компания «ЛУКОЙЛ» достигла целевого уровня добычи нефти на месторождении «Западная Курна-2» в Ираке – 480 тыс. баррелей в сутки.
«Западная Курна-2» разрабатывается на основе сервисного контракта, подписанного «ЛУКОЙЛом» в январе 2010 года. Иракской госкомпании North Oil Company в проекте принадлежит 25%. Срок действия контракта - 25 лет. Первая нефть на проекте была получена в марте 2014 года. Это одно из крупнейших в мире месторождений. Его начальные извлекаемые запасы составляют около 14 млрд баррелей.
«ЛУКОЙЛ» полностью финансирует затраты по всему проекту. После окончания этапа компенсации исторических затрат компания начала получать полное возмещение текущих затрат в виде доли в добытой нефти. Также «ЛУКОЙЛ» получает вознаграждение в размере своей доли (75%) от причитающихся участникам проекта $1,15 за каждый добытый баррель нефти и платит налог на прибыль. Российская компания много лет вела переговоры об улучшении рентабельности проекта за счет повышения сервисного платежа инвестору.
Кроме того, «ЛУКОЙЛ» имеет различные доли в добычных активах в Узбекистане, Египте, Камеруне, Нигерии, Гане, Конго, Мексике и ОАЭ.
Возможные варианты
Если сделку не одобрят, то «ЛУКОЙЛу» придется объявить распродажу активов с дисконтом. В первую очередь в переработке и сбыте в Европе и США. Доли в добычных проектах в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и Ираке можно попытаться придержать для поиска хороших предложений.
Руководители «ЛУКОЙЛа», скорее всего, захотят продать европейские активы государственным компаниям Казахстана, Азербайджана или стран Персидского залива. Однако сделки должны будут одобрить европейские и американские регуляторы, которые будут настаивать на передаче активов «ЛУКОЙЛа» своим корпорациям.
Деньги, которые «ЛУКОЙЛ» получит от продажи зарубежных активов можно использовать как на проекты внутри России, так и на снижение долговой нагрузки. Кроме того, дивидендная политика «ЛУКОЙЛа» предполагает направление на дивиденды не менее 100% скорректированного свободного денежного потока.
Перспективы
Продажа зарубежных активов ставит перед «ЛУКОЙЛом» вопрос о разработке новой стратегии развития. Теперь уже с ориентацией на Россию. В этих условиях очень многое будет зависеть от отношения к этой частной компании руководителей государства. Пик политического влияния «ЛУКОЙЛа» пришелся на 1990-е годы. В 1993–1996 гг. Министерством топлива и энергетики руководил Юрий Шафраник (ранее возглавлявший составную часть «ЛУКОЙЛа» – «Лангепаснефтегаз»). С 1999 года государственную «Транснефть» возглавлял выходец из «ЛУКОЙЛа» Семен Вайншток. В 1992–1998 гг. председателем правительства РФ был выходец из «Газпрома» Виктор Черномырдин, который благоволил «ЛУКОЙЛу». В феврале 2001 года на пост главы государственного «Транснефтепродукта» был назначен топ-менеджер «ЛУКОЙЛа» Сергей Маслов. В 2000–2001 годах министром энергетики был ставленник «ЛУКОЙЛа» Сергей Гаврин, но он проиграл в аппаратной борьбе главе Министерства экономического развития и торговли Герману Грефу. В результате большая часть полномочий по регулированию ТЭК перешла от Минэнерго к Минэкономразвития.
С приходом к власти в России Владимира Путина государство стало возвращать контроль над нефтяной отраслью. «Роснефть» постепенно поглощала частные компании. Постоянно ходили слухи, что такая судьба может постигнуть и «ЛУКОЙЛ». Вагит Алекперов противостоял этому за счет укрепления партнерства с «Газпромом». Кроме того, «ЛУКОЙЛ» активно занимался международной экспансией, способствовал развитию в России технологий освоения морских месторождений.
В апреле 2022 года «ЛУКОЙЛ» возглавил Вадим Воробьев. В отличие от Вагита Алекперова он не был профессиональным нефтяником. Вадим Воробьев в советское время успешно делал комсомольскую и партийную карьеру. В 1992–1998 гг. работал в банковской и страховой сферах в Нижегородской области. В 1998 году он пришел в компанию «НОРСИ-ОЙЛ», которая в 2001 году перешла под контроль «ЛУКОЙЛа». Вадим Воробьев стал заниматься сбытом нефтепродуктов «ЛУКОЙЛа» и дорос до первого исполнительного вице-президента компании. Однако возглавлял он «ЛУКОЙЛ» только до января 2025 года, пока не попал под американские санкции. Сменил его на этом посту профессиональный нефтяник Сергей Кочкуров, который, как и Вагит Алекперов в свое время, возглавлял «Когалымнефтегаз», а затем был вице-президентом «ЛУКОЙЛа» по добыче нефти и газа в России. Сможет ли он предложить новую стратегию компании и как долго пробудет на своем посту – неизвестно.
Свидетельство о публикации №225110400346