Подарок миллиардера

О новом сериале А.Кончаловского

Сегодня в России при всех проблемах её экономики появились очень богатые люди,
 имеющие возможность финансировать дорогостоящие проекты.

Сериал «Хроники русской революции»  снят  на средства Алишера Усманова. 
Шестнадцать серий  охватывают самый драматичный период отечественной
истории – 1904–1917 годы.

Драма основана на архивных документах, к съемкам формально подключили известных
историков левых взглядов в качестве консультантов.

Один из них - Егор Яковлев  -  говорит о сотрудничестве с режиссером так:
«Наиболее принципиальным для меня моментом в сценарии была сцена встречи Ленина
с Парвусом. Андрею Сергеевичу Кончаловскому я рекомендовал сделать так, чтобы
результат этого разговора соответствовал имеющимся свидетельствам: то есть глава
партии большевиков просто уклонился бы от общения с сомнительным типом».

В сериале так оно и происходит, но после ухода лукавого гостя Ленин испытывает
приступ страданий от безденежья и… решает таки взять деньги... даже "от мерзавца
Парвуса".  Хотели как лучше, но получилось, как всегда в российском кино про
революцию – ложка дёгтя.

Да, такой «специфики»  в отражении исторических событий в сериале хватает:
главный положительный герой – разумеется, царский офицер особого отдела полиции,
немногословный патриот-монархист, его возлюбленная (скорее, контакт) и вовсе
революционерка, Ленин – истерический авантюрист и главный генератор «юмора» в
сериале, Николай II– трагическая фигура, Столыпин - вообще утраченная надежда
Империи, писатель Максим Горький – наивная пешка в политической игре.

Главное действие фильма разворачивается в ресторанах, буфетах, кабаре. Как
будто вся русская революция происходит за столиками с изысканными яствами.

Даже в таком ракурсе правда о «России, которую мы потеряли» пробивается на экран.
Главный герой  расследует дело о хищении снарядов во время Первой мировой войны
устанавливает, что здесь замешаны члены императорской семьи и балерина Матильда
Кшесинская, известная любовными связями с представителями правящей династии. 

Историческая точность формально соблюдена. Знаковые сцены — выступление Ленина
на броневике, большевистские съезды, убийство Распутина – реконструированы
скрупулезно. С одной стороны - как будто прада истории. Но как это подается в
фильме?

Герои проговаривают в диалогах целые параграфы из учебников: обсуждают манифест
17 октября, разжевывают программу эсеров, объясняют, кто такие меньшевики и
большевики. Это превращает драму в занудную лекцию.

 Что получилось в итоге? Самые комплиментарные критики делают неутешительный
вывод: «Сериал не удовлетворяет ни любителей истории, жаждущих глубины, ни
ценителей кино, ищущих сильных эмоций».
 
Могло ли быть иначе, если история основывается на представлениях о русской
революции с точки зрения царского жандарма?


Рецензии