Приговор собственной смерти 1612 года, который Рос

Приговор собственной смерти 1612 года, который Россия не подписала…

 Сегодня мы отдаём дань глубокого уважения тем, кто спас тогда Россию, кто болел за неё душой, был предан Отчизне и взял на себя ответственность за её судьбу: духовным лидерам и государственным деятелям, людям разных сословий, национальностей и вероисповеданий.

Безвластию и смуте наш народ противопоставил своё единство, величайшее понимание и высочайшее понимание гражданского и патриотического долга.

Владимир Владимирович Путин – президент РФ.

 

Пролог.

Мы, русские люди привыкли к праздникам. Можно даже сказать, относимся к ним, как-то «буднично». Но, во всей череде праздничных и торжественных  дат, одна стоит особняком. День народного единства – праздник особого нравственного значения. Праздник, который обращает нас к важнейшим историческим урокам и утверждает значимость сохранения суверенитета и независимости Отечества.

***

Был в истории Государства Российского момент, подобный предсмертному хрипу, когда сама душа России висела на волоске от небытия. Называли ту пору Смутным временем, и было то время предательства, когда трон Российских царей оказался игрушкой в руках авантюристов, когда знатные русские бояре, подобно голодным псам, рвали на куски наследие Рюриковичей, а по дорогам шатались шайки разбойников, разграблявшие последние селения. Казалось, сама священная нить, связующая прошлое с будущим, порвана, и гибель неминуема. Польские паны, эти спесивые шляхтичи, уже пировали в Кремле, попирая сапогами алтари Успенского собора, а их юный королевич Владислав примерял шапку Мономаха, что лежала на его челе, как трофей, а не как бремя.

О, горе! О, стыд! Казалось, не осталось ни силы, ни воли, что могла бы восстать против этого хаоса. Увы, сила государства - не в толщине стен его кремлей и не в изобилии казны. Хоть и казна, к тому времени была опустошена иноземцами. Враги, попирая ногами святую Русь, и представить не могли, что силушка эта таилась в темных, дымных избах, в народных сердцах, тех, кто голову готов положить на плаху за святое, за Родину-Матушку. И когда гибель казалась неизбежной, пробудились от спячки те, кого презрительно величали «чернью».

И взоры всей страждущей земли Русской обратились к древнему Нижнему Новгороду, что, подобно суровому стражу, стоит на стрежне Волги-кормилицы. И был в том городе человек, чье имя ныне звучит как колокол народный - Кузьма Минин. Не князь, не воевода, а простой мясник, человек земли, чей разум был ясен, а душа горела священным огнем. И встал он пред народом на площади, и заговорил. Речь его была не сладкоголосой речью придворного ритора, но глаголом, что жжёт  совесть людскую, как раскаленное железо.

«Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьёй в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании»,  - говорил уверенно он.

Слышим ли эти слова мы сегодня, современные  потомки, думающие о бытовых мелочах, кажущимися нам такими важными? Он предлагал не налог уплатить, но - всего себя отдать! Заложить всё, дабы спасти своё Отечество.  Разве не от сих слов сжимается сердце? Разве не болит душа за наших предков?

И пошел народ, неся кто, сколько мог:

- вдовица - последнюю копейку;

- купец - меха соболиные;

- старуха - медный крест, что достался от прабабки.

И эта скудная лепта вдовиц и сирот слилась в могучую казну, на которую ополчение и было собрано. Но требовался ему и вождь, меч, что направляет эту грозную стихию. И меч этот нашелся - князь Дмитрий Пожарский, муж, израненный в боях, но духом неколебимый. Союз этот - Минина и Пожарского - был подобен союзу разума и сабли, воли и доблести.

И двинулось ополчение, не регулярное войско, но сама Россия, восставшая из пепла. Шли они не ради славы, но ради Креста и Дома своего. Шли посадские и крестьяне, казаки и стрельцы, татары и мордва - все, кого объединила общая беда и общая вера. Это был тот редкий миг, когда сословия забыли свои распри, когда местничество было отброшено, как ненужный хлам. Единая цель сплавила их в стальной клинок, закаленный в огне отчаяния.

И был страшен бой под стенами Москвы, где русский бился с русским же, ослепленным предательством, и где иноземный гарнизон отчаянно огрызался. Кровь лилась рекой, смешиваясь в грязи улиц. Но дух ополченцев был крепче каменных стен. И в день 4 ноября (22 октября по старому стилю), после отчаянного штурма, Китай-город был взят. А вскоре и польский гарнизон, изможденный голодом, сдал на милость победителей Кремль.

Представьте же эту картину: входят русские ратники в оскверненный Кремль. Дым пожарищ еще стелется по земле, пахнет гарью и смертью. Иконы изуродованы, алтари осквернены. И падают на колени суровые воины, и льют слёзы - не слёзы радости, но слёзы скорби и очищения. Они плачут по погибшим братьям, по поруганным святыням, по годам позора и смуты. Они отвоевали не просто город - они отвоевали свою душу.

… Вот он, корень этого праздника! Не в триумфе одном, но в трагическом осознании того, как близко подошла она, погибель к нашей Родине, и какого невероятного усилия потребовалось, чтобы отбросить её. Это день памяти о том, что Россия едина лишь тогда, когда забывает о раздорах и помнит, что она - одна семья. Это мудрый и горький урок, выстраданный ценой тысяч жизней.

N.B. И потому, когда вы видите ныне шествия и слышите праздничные колокола, вспомните не парадный портрет, а ту самую площадь в Нижнем Новгороде, где простой человек жертвовал всем, что имел. Вспомните воина, замерзавшего в окопе под Москвой, но не сдавшегося. Вспомните слёзы на глазах Пожарского при виде освобожденного Кремля.

4 ноября 1612 года, - это не просто дата в календаре. Это - завещание, начертанное кровью на скрижалях нашей истории: «Будьте едины, ибо врозь - вы прах, а вместе - вы непобедимая сила». И пока мы помним этот завет, пока дух захватывает при этом воспоминании, до тех пор стоит, и будет стоять земля Русская.

P.S. Наша кормилица и наша Мать…

 

Илья Александрович Игин - член Российского союза писателей.


Рецензии