Зашеломянем Еси! по солёным местам...
Как мне ответили, цитирую: Интерфейс литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру был обновлён. Иллюстрации к произведениям по-прежнему доступны к просмотру авторизованным читателям. На экранах пользователей, не зарегистрированных на сайтах, иллюстрации не отображаются, но они могут, как и прежде, читать опубликованные произведения.
Пока Вам читать разрешают, если короче. С каждым днём всё чудесатее и чудесатее у нас. Сайт - русский - потому не пропускает кириллицу, греческий и прочую вязь, но успешно продвигает латиницу:)
Итак. Изучили мы сказку о Царе-Салтане Пушкина, уяснили что уважаемый Султан имеет непосредственное отношение к категории земель "солёных", а по большому счёту: царь царей и королей, он же батюшка и отец в четырёх лицах. Побывали на богословском споре об опресноках, поняли что Кончак-Осмомысл-Ярослав Галицкий одно лицо - он состоял на королевской службе, потому "земли салтани" в конце обращения предопределили суть мысли Автора. Это было обращение к врагу:
Галичкы Осмомыслъ Ярославе! — высоко съдиши на своемъ златокованнъмъ столе, подперъ горы Угорскыи своими железными плъки — заступи въ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота — меча времены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная, грозы твоя по землямъ текутъ: оттворяеши Кiеву врата, стреляеши съ отня злата стола салтани за землями.
А следующим предложением Игоря было - стреляй в меня, поганого (язычника) Кощея - за раны, за землю русскую...
СОЛЁНЫЕ САЛТАНИ И ПРЕСНОЕ МОРЕ
А есть ли в топонимике земли - запрятанная "соль"? Есть - река Шелонь, например, наполняющая Ильмень-море, и город Сольск на ней. Только кто догадается, что Шелонь (река), шеломы (шлемы) и Шеломы село - соль, одного понятия земли. Шеломы - брянские у границы с Беларусью, шеломы в повести (которыми Дон собирались пить) и Шелонь - впадающая в Ильмень. Такое слово соль, которое употребляется образно: "соль земли". Можно легко спутать с солнцем, тот же солярий, вкус разный. Спутать понятия-прозвища не дадут самоназвания, если русские себя позиционировали "солнечными внуками", то воевали они - ходили походами на "половцев" - в Тмутаракань "солёную" - Европу (1183-85 годы повести). Деды их воевали, вспомнить Мономаха - ходили на Сальницу (1111 год), если "рыбой" угощались, оставляли города жить. То есть - сальница - не отдельное селение за частоколом, как его зачастую преподносят, это земля. Походит три четверти века, и вот внуков на солёненькое потянуло.
Зашеломянем еси! - предлагает Игорь брату Всеволоду. Ты только шлем не забудь, а то - чем пить из Великого Дона будешь... Абсурд полный, но это основная версия на сегодня: братья поскакали на юг, там им начистили задницу. Они же воры - заднюю славу хотели похитить, переднюю поделить - чисто шайка гопников. Нет, ребята, всё не так. Попить и дома можно было - Сейм под окном, пей не хочу. Дело в религии, многие понятия перепутались, но остались и названы: село, головной убор, река. Находясь в Испании часто наблюдал как добывают соль. Из моря каналом отводится вода на несколько км, недалеко, образуется мелкое озеро. Под воздействием солнца влага испаряется, соль вычерпывают на берег в кучи, уровень озера падает - происходит естественное пополнение и так много лет это работает. Длинный транспортёр уносит соль с берега озера обратно в море - на корабль - продали. Солнце сушит морскую воду, как результат слаженной работы - получается соль, но она появилась явно позже солнца. Тогда откуда она в море и пещерах? Останки морей находим везде, получается этакое "кочующее море", а рядом - грязевые лечебницы, останки солёных озёр с плотностью воды - невозможно нырнуть, но можно сидеть. Соль, силь, сало и сила солнца - как блуждающие понятия, кочевые облака моего мозга...
Шеломы между Клинцами и Гомелем - шапка Брыни, если сказать точнее, когда Брянска ещё не было, да и России не было, и княжеств, а были "племена" радимичей-кривичей (этих мест). Санаторий-курорт Старая Русса, славится природными лечебными грязями и ваннами, посещал Ф.М. Достоевский ещё. Вот такая нам - историческая земля Арта (ср. гр. - артов) досталась, где жил-был царь трёх земель (Славия, Куявия, Артания). Каждый кулик вправе своё болото нахваливать, я констатирую летописные факты без далеко идущих выводов, если есть Ардонь - указываю где она (у г. Клинцы на Ардони-Иордани реке), есть Артек - в Крыму, Шелонь - западный берег Ильменя, Старая Русса - южный берег. Она же не всегда была старой, как думаете? Когда-то была и молодой, а подросли внуки, выстроили Новгород и прозвалась Русса старой.
Отголоски слова "стрый" есть в слове монастырь, что значит "великий" (плюс моно) - дословный перевод учреждения в который со своим Уставом не ходят. Моно латинское - соло, ср. солист с напитком кола - круг на этом не замкнулся. Калоян тот же, кол - тесать, кол вбить, "соло мия" - солнце моё. Вариантов множество в конфигурации похожих букв и звуков. Устав от слова уста - рот, губы - устье. А у истока Русского Моря - озера Ильмерь - на реке Волхов стоит теперь Новый Великий, с датой рождения 859 - по земле, когда впервые в летописи упомянута местность, не город. Город строили позже, изрыли всё в поисках Рюрикова городища, вроде как нашли - полчаса плыть на вёслах в сторону озера от Кремля. Раскопки показали Х век, но что делать... По дороге от Великого в сторону Питера расположен город Чудово, и, тоже "великий" в переводе с произношением чудОво. Затем г. Любань, ещё севернее - племя весь - вепсы у Ладоги, те прозвали Иисуса - Иржан ("Хозяин" от слова сын, ир - богатырь, Георг). Также родственно слову монастырь - богатырь. Недавно у детсада услышал слово "богатырка" - так обращались артисты шоу с детским слабым полом в Новогоднее торжество у ёлки.
В племенах - соседях - представлен весь союз призывающих: чудь, весь, словене (тут несколько любви-обильных имён в окрестности - Любытино, Любвин, Любино, Любань и др.), у Москвы - Люберцы. По моему мнению, они и есть все - кривичи, не стану утверждать заранее (Кривитебск - столица в Беларуси, соседняя область), очевидно одно: племя меря было против "призвания" 862 года. Город на юго-западе Ильмеря - Искоростень был сожжён "голубями" - знаком духа времени, а догадалась до такой мести - княгиня Ольга уже Киевская, простая псковская девчонка родом из соседних мест, по стечению обстоятельств - на реке Великой родилась. Тут был воспитан будущий князь В.Новгорода и Креститель... Затрудняюсь сказать чего, если словами историка - Киевской Руси. Читая такое, вряд ли в голову придёт, что это - год крещения всех до Урала и глубже, и шире. Остаётся впечатление, что в 988 году - крестили поселенцев у Почайны и Днепра, вот с той поры война не затухает. Владимир и Добрыня с Путятой пробовали окрестить Новгород, но "огнём и мечом" у них получилось - то, что получилось. Государство Господин Великий Новгород (с Беларусью и северо-западными землями Валдая) исчезает из учебников на 5 веков до !6 столетия, когда ВКЛ - языческое княжество - официально объявлено христианским. Но не совсем - ушкуйники продержались до времён Петра. Так совпало, что "собиранием земель" занялся князь Калита (слова калЫтка, Полоцкого происхождения), затем продолжили дело прекращения ига - дед Ивана Грозного и Сам - крайний представитель династии на Московском троне. Получается логичное повествование, если так-то, Искоростенский мир (1471-72) закончился разграблением Новгорода, снятием колоколов, все жители вырезаны. Отвлеклись от темы, но "племенная история" трёх сестёр по сказке Пушкина сводится к этим местам - исчезнувшей Гипербореи (Великой), князю Гостомыслу с родовым гнездом на реке Оредеж, приток Луги, да россыпью - Бор названий в количестве тысяч комбинаций (Заборовье, Боровичи, Борок, Борец).
Шлем - племя - лемех - lem (сл., чех.) - "подол", но = "Я есть", невозможно не заметить слова "ем" (l-em). Так латиница накрыла звук и смысл, меняя Я на L, а что это такое, если не Г вниз головой? Висячий сад, верно. Принести в подоле - нагуляла; обозначался луг в пойме реки, перешёл названием района. Это понимают "братья" Чех и Хорив, если со сл. lem = rub (хрв.), расширить = Ja sam (Я сам). Только укр. - поділ - означает: разделить, podijeliti. Чтобы всем, чисто классика. Смысл есть и в лемехе плуга - валить в обе стороны, делить бороздой, получается яруга, канава, как бы - паз продольный в рубленом бревне. Перешло на сруб - рубль (рыбу, знаем), а способы соединения углов - в лапу или чашку (во всех смыслах).
ЗАШЕЛОМЯНЕМ ЕСИ! ИЛИ НЕДОСОЛ НА СТОЛЕ...
Пойдём наваляем им, брат, покажем где раки зимуют, не учи отца и баста - можете продолжить. В контексте повести так оно и есть - воевали и достигли цели, какой ценой, а всё дорого - хоть одна жизнь. Ведомые идеей златстола от дедов, что по праву дано свыше, они пошли на земли, которые сегодня хорошо уже посолены. Тогда ещё не очень. Беларусь нынешняя - ту Ферраро-Флорентийскую унию (1438-39) подпишет через два с половиной столетия от похода. Недосол на столе - пересол на голове? Да. Родом отсюда. А вот Московское княжество откажется, и попа сменит, и 150 лет не будет платить десятину никому. Вот он и капитал, чтобы заявить во всеоружии - игу капут. И только Годунов (от слова гот+уно), без капли крови Рюрика (женат на дочери Малюты) подаст челобитную отцам святым в 1598 году на сан патриарха местному митрополиту. Чтобы по закону всё. Лет 5 прошение гуляло по кабинетам с подношениями и случилось чудо - подписали в 1603 году. Милостью божьей - забирайте и владейте (сколько можете). Карт подробных не было, но от Москвы и на юго-восток нанесено пятно Тартария (Великая). Судьба земли была предопределена, у католиков и протестантов далеко идущие планы. Но тут - Смута в разгаре, пошли Димитрии один за другим, поляки Кремль жгут, а поздно. Примерно так России достались земли, утрирую, но схема с "Бориской на царство" сработала, хоть Иван Василич и возмущался... А вот и икра заморская, кабачковая!
Писание истории от монахов с притчами и пословицами свелось к белобогу и чернобогу, большому и малому, чистому и нечистому - сам чёрт не разберёт до сего дня. Победили мономаховичи среди братьев, как результат - половцы списаны в кочевники. Если бы в Империи существовала иная идеология, сложилась бы иная трактовка произведения. Это наводит на определённые мысли сегодня.
А до этого времени - до Первого раскола церкви - смысла спорить и воевать между собой братьям по крови, не было ни какого. Склоняюсь к тому, что «старый» - один из триады ветвей, а не который - Креститель. В контексте рассказа это выглядит именно так, рассказ от Автора-современника шёл о временах ему современных без подоплёки на тысячелетие истории. Автор осветил события с середины Х века: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу...» и так далее. Это было уже по смерти Владимира Святославича (1015), сюжет о временах, когда русские князья правили Тмутараканью (дед Игоря Олег и князь Глеб). Из-за чего сыр-бор и разгорелся, а вскоре там стал княжить внук Осмомысла. По большому счёту, оба Владимира внесли лепту в это дело (развала земли), переняв власть язычника Святослава, ставившего столицу аж на Дунае. Даже учебные карты позволяют установить соотношение земель языческой и христианской, как 1:2, затем !:4 и 1:6 при Союзе и осьмушка у России. Если кто-то подумает, что я неоязычник и совсем не патриот, так нет, наоборот. Незнание не освобождает от ответственности, кроме Хатыни (спасибо Машерову), таких деревень сожжено по Беларуси и России - сотни, а "власовцы" и "бандеровцы" не явление сиюминутное - их сотни тысяч от предков тех "галиц", знакомьтесь - в повести они самое яркое чёрное пятно, представлены: "спешат на уедье" - русских. Русскими себя называли жители Курска, Стародуба, Полоцка.
Владимир Святославич (что с крестом у Кремля недавно установлен - взором на Волхонку), тоже не молод в плане теологии (принял двоеперстие), но как мужчина около 50 лет умер. Дело не в возрасте, Ильича в 50 лет - погоняло "Старый" - и вовсе звали дедушкой, а современному царю Московскому за 70, таки "молодой лидер нации". Вот и разбери их, летописцев. Царь всё же лучше, чем нерусское слово президент, натянутое "партнёрами" на нашу голову (не подумайте за презик). Сравнивая - тех Владимиров (Уладзiмир), в контексте рассказа - Мономах ближе к описанию. Его поход на землю Сальницу (1111 г.) , практически олицетворение строки:
«Братъ твои ... немощенъ есмь, но добр; сътвориши, аще приид;ши и оружие ми свое покажеши. Си слышавъ Антигонъ ... идяше съ братолюбиемъ на показания оружия». Что поменялось в братской любви? Антигона назвали Бесогоном и Никитушка гонит... См. главу БЕСОГОН в статье: На чём стояли, стоим и сидеть будем!
Похоже на смену Заветов в области земли, только у Автора, это - слава (задняя и передняя). Переднюю собирались делить, а заднюю - хитить, слово не современное, к воровству отношения не имеет. Раз они по-тихому три дня бились на пасху в 1183, и вот - опять? Или снова. На похищение не тянет по статье УК, на разбой тоже - дело святое, в слове «хищение» скрыт иной смысл от хищника. Но в конце всё у них заладится: «Игорь Князь въ Руской земли. Девици поютъ на Дунаи, вьются голоси чрезъ море до Кiева...». География событий обширная, почему не вспомнить турецкого султана, вассалами которого были татары Крымские, куда и сбежал Мамай с поля Куликова, затем туда же гетман Левобережья Мазепа с Карлом шведским после Полтавы. Есть ещё один нюанс - хан Тохтамыш из рода крымских татар, покровителем был князь Ольгерд. Родовое имя как-никак, не связанное с Золотой Ордой. Это отдельная интересная тема о связи князей белорусских с Крымскими ханами, что подтверждает история Бахчисарая. Не хочу даже затрагивать вскользь, насколько важна для истории государств. Специально ездил дважды уже в "бахчесарай", как Пушкин пишет, но в 2024 году там - раскопки, реставрация, большая часть дворца и территории закрыта. Как-нибудь потом - о племенах и родственных связях, это несомненно вызывает интерес. Тохтамыша могли назвать в честь предка, но произвольно из ниоткуда - вряд ли... Оба имени разделяет приличное время, но если эта ветвь Крымских татар, то ханы Гиреи никогда не подчинялись Орде Золотой. Иначе, чего бы дети Тохты делали в Грюнвальдской битве?
Итак: Салтан — салтанъ — титул правителя у мусульман. «Донесли нонь салтану нонь турецкому, / Кабы вывели оттуль да добра молодца, / Завели его в полаты нынь во царские». Ончук. Печор. былины, 212. С юмором, доходчиво. Ср. Н. М. Тупиков (Словарь древнерус. личных собств. имен. СПб., 1903): „Князь Солтан Васильевич, отчинник, юг.-зап. 1463. Пан Солтан Александрович, сломинский наместник. 1483“. С. Б. Веселовский (Ономастикон. М., 1974): „Бобарыков Салтан Андреевич, 1568 г.; Засецкий Салтан Федорович, дьяк, 1560 г.; Киреев Салтан Иванович, 1568 г.; Куломзин Салтан Артемьевич, дьяк, 1582 г., и др.“. Они все - турки? Я тоже юность провёл на Туросне, да и Остап Бендер - турецкоподданный. Все жители бывшего княжества Туровского, вместе с туристами - тоже они? А как же российская культура, литература - с языка, чьего? Что значит за «салтани за землями», какими? прекращайте быковать... Ладно, почём у вас огурцы солёные? Дайте два! Повторюсь.
«Галичкы Осмомысл; Ярославе! ...Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стр;ляеши съ отня злата стола салтани за землями». Галичкы Осмомысл; Ярославе! ...подперъ горы Угорскыи своими жел;зными плъки, заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота.
Кота за хвост тянуть не стану, салтани = солёные, королевские, латинские с разделения церкви и др. значения (см. ниже). Ср. Д. Н. Дубенский („Сл. о п. Иг.“... М., 1844, с. 158—160) отмечает, что Н.М. Карамзин в „Истории государства Российского“ приводит три доказательства древности слова „салтан“: „Сельчуки разрушили владычество турков-газневидов, которых государь в XI в. первый именовался султаном (ИГР, III, примеч. 288)“; венгры появились в Европе с IX в.: один из их вождей — „салтан (ИГР, I, примеч. 302)“. „Около 1185 года Фридерик Барбарусса занят был важным делом — сборами в Палестину на героя Востока султана Саладина. Галичане вместе с венграми могли принять участие в походе, или, по крайней мере, вызываемы были на святое дело сильным соседом. Летописец киевский (см. ИГР, III, примеч. 77) свидетельствует, что около того же году (1190) царь немецкий пошел биться «за гроб господень». О топонимике свидетельствует Филарет (Историко-статистическое описание Харьк. епархии. Отд. 4, Харьков, 1857, с. 277, 280): „Верхний Салтов на берегу Донца, бывший город, ныне слобода в 18 верстах от Волчанска и в 32-х от Чугуева. ... Салтан, Салтанское — здесь, как очевидно, означает укрепленное место Кончака, сильного князя половецкого. Салтан, Салтанское, перемененное впоследствии в Салтов — памятник торжества русских над Кончаком, поганым кощеем. ... Правда, путает "кощеев" (в повести Игорь - "в седло Кощиево пересел" и вызывал огонь на себя). В «Книге Большого Чертежа» спустя четыре столетия записали: «ниже Старицы съ Крымской стороны верстъ съ 8 палъ въ Донецъ колодязь Салтановский, а ниже Салтановскаго колодезя на Донце городище Салтановское, от колодезя за версту»“. Из Америки некто - K. H. Menges (The Oriental Elements in the Vocabulary of the Oldest Russian Epos „The Igor’ Tale“. New York, 1951, p. 45—46) указывает, что, как констатировал еще П. М. Мелиоранский (П. М. Мелиоранский. Турецкие элементы в языке „Сл. о п. Иг.“. — ИОРЯС, т. VII, кн. 2, 1902, с. 294), слово „салтанъ“ является арабским титулом sult;;n. Появление звука „а“ в первом слоге объяснить трудно, но, видимо, это результат ранней ассимиляции первого и второго слогов, что предполагает форму „солтан“ как исходную. Об этом говорит византийско-греческое ;;;;;;;; и венгеризированное ;;;;;; (>современное Zolt;n). По мнению К. Менгеса, в „Слове“ употребление этого титула указывает на сельджуков и сельджукских султанов.
Вполне возможно, товарищ, но откуда - ОНО - у них? Вечный вопрос. Кто лучше русских знает свой язык, так отвечу - евреи и немцы с греками - от турок, это очевидно. Они и пишут мне словари (толковые). Поправлю: не сельджукских - «сельчукских» - от чукчи. Сель - душа (нем. Seele), подсказывает чукча, а греку шепчет селькуп - "сихий", назови Сухим. Господин Menges напрасно скрещивает соль и сало, америкосы это не едят, ибо перевод прям: салтани (серб.) - солёный, так же тюркский шурин - солёный. А перевести на язык белорусский - каралеўскі; или пады-шалык (кирг.) = король королей, цар цароў, K;nig der K;nige. "Соль земли" - есть выражение, от которого выводят себе кто что - солид, солдат, солнце, Zoltаn, Изольда, зло, зело, жало, злато и жля - пожалуйста. Греческий термин "Солданос": ;;;-;;-;;; сформирован в образе: Соль да + нос (Дающий), принято от солнца. Из баек известно, что дед Игоря мотал срок на Родосе, якобы хазары сдали князя Курского-Тмутараканского, после чего получил прозвище Гориславич. А греки - Солоники (от него?). Мифов много кружит, но с чего бы такая слаженность звуков и понятий? Если на минуту представить русский единым, то камушек булькнул где-то в районе Припяти. Концентрические волны по воде долго не затухали, каждый перенял что услышал. Киргизский: сал танъ = доброе утро, добрай раніцы, Guten Morgen, добро јутро (серб. добро ютро). Слышатся: тро - троя, рана - большая (добрая). Как поют в индийских мелодрамах, я с широкою душой в шапке русской и большой, дальше там что-то про обувь. Хорош портрет и Хоттабыча, зачитаешься в подробностях.
Аналогичные переводы имеет прозвище или термин - Саваоф - слово в слово, в значении «солнце жена». Произвольно: зон - сон - сын (с той же соединительной буквой с, как сноха). И вообще мы уже прошли по тексту много родственно-кровных слов: сноха, сват, зять, шурин, золовка, свят, свет, свит, світ - мир. Ты у меня - Мировая мать! - сказал хирург Женя Лукашин, провожая из однушки в Новый Год новоселий, маму в гости к армянам. Жену выберет из "солёных" полячек героиню, но по фильму - выбрала она, прилетела и вернула веник. Пожар потушен, свадьба, единение. А ещё: шурин - "солёный" - Сурия? Шурин - это же брат жены, ну как я сразу не догадался?! Представитель рода солёных, а термин шурин (Шурик, Саша, шуруповёрт - бита крестиком) используется для обозначения родственных связей в браке, где он является братом жены (по отношению к мужу и вообще). За родственные связи надо определённо взяться! тесть - теста? - есть, вопрос: слоёного и жирного или солёного? Вспомнил имя Пафнутий и историю с его дочерью. Ешьте что бог послал, кто не работает - то...
Справедливо указать и на то, что: "салтани" - каралеўскі (белор.), а строка читается так: «Галичкы (Кончак - заступил на солёный-каралеўскі путь) ... Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стр;ляеши съ отня злата стола (Самобранки) салтани за землями». То есть начало и конец каралеўскі-солёный согласуются, а земля в качестве самобранки. И под каждым ей кустом, были - всё и стол и дом. Как то так.
О местах не стол(ь) отдалённых, царских в конце статьи. Тут Ольга уроки давала по Мсте и Луге (953), тут столица прежняя и Николая арестовали. Перевод греческого "гонабес" - колени. Бесогон если перевернуть. Всего то? Вот Никитушка и гонит (не в ту степь), поколениями при дворе.
МСТА, ЦНА И КОЛЕНА ДО МЦЕНСКА И МАЦЕСТЫ
Ты меня довёл до белого каления! Как сказал бы Калоян, см. " На чём стояли - сидеть будем!". По реке Мста каких только колен нет, есть Кривые, Золотые, Орлово Колено, но "Колено Левия" (ветвь израильского народа) тут не при чём. Русская мать русского сына. И все селения расположены на крутых поворотах, излучин реки Мсты. Ср. Великие Луки, лук (оружие), луковица (купол), Лукоморье. Непременно сказки - с попаданием стрел в сырые места. Мста - от слова мазь (среди других шести-семи народных версий), так указано в писании, как следует варить мазь - миру. Секретный рецепт в тайне, пуще Колы-Кука. Если есть помазанник, значит будет мазь!
Спроси ИИ: Что значит слово Мста? Обзор от ИИ: «mSATA (mini-SATA) — это компактный форм-фактор твердотельных накопителей (SSD), который был разработан для использования в малогабаритных устройствах, таких как ноутбуки и нетбуки. Он использует тот же интерфейс SATA III, что и обычные SATA-накопители, и подключается непосредственно в слот mini-PCIe на материнской плате». Не подкидыш левый, а полезная вещь. Вы представляете, куда мы идём путинским шляхом, в какую культуру придём? И это только начало.
Цна берёт начало в болотах на склоне Цнинской возвышенности (отроге Валдайской возвышенности). впадает в озеро Мстино и даёт начало реке Мста. По мнению многих лингвистов название Цна происходит от балтийского *Tъsna (тёсна), которое, в свою очередь, может быть связано с древнепрусским *tusna — «тихий». Он не только тихий (река), он ещё - сладкий, салодкі. Не попробуешь горького - сладкого не узнаешь! Есть менее популярная версия - десна, хоть и созвучно очень. Сравнивая тесак с тёщей и Тихвином, вспомнил: Туросна - с тем же окончанием, сосна (дерево), со сна (спросонья). Но река Цна без приставок просто - цна - сна (ж.р.). Она же сложившийся термин: tu sna = ты. Не Вы, а меньше ростом - ты, не такая Великая или Преголь, но плод фантазий одного языка. Да я с богом на ты! перестаньте выкать... Тихвин на Тихвинке, на языке местных вепсов (племя вси - призывающее было Рюрика), так мне объяснили: тих - дорога, вин - проводник. Царь - Тишайший - ставленник Романовых, точнее поляков, пока батька его Филарет сидел в польской тюрьме с 1610 по 1618 год. Тихий - не шумный.
«Параллельная форма как Десна - перешла в Тсна, совр. Цна» возможна, но не таким образом, перевернув карту севером на юг. Тогда практически все реки с названием Цна/Десна (от др.-рус. дєснъ «правый») находятся справа от своей главной реки при движении по ней вверх от устья, то есть являются левыми притоками по современной классификации. Смотря что взять за основу, напоминаю: от истока ручей Божжий - Ипуть (бога путь) - Сож (бог), тогда логично. Реки текут сверху вниз. А вот иконы плывут против течения - из Киева. Валдай по любому выше будет - отсюда и "крест" вытекающих четырёх русских рек - по сторонам света, исчезнувшей страны Гиперборея.
ВСЁ ДОРОГО
Потому что с правым и левым имеют косвенное схождение, как зубы к десне. Производное - сын/сна могло перейти в название Тосно (Ленобласть) или Цна (Тверская). Есть 8 деревень в Беларуси (одна Тамбовская) с названием Цна. Они под версию Шахматова или Фасмера не укладываются. Мценск на Зуше тоже. Более созвучно слову - цена (цна), ср. tusna: ту-сна = це-на, цата (девушка). Из формы Ту-ро-сна (приток Ипути) изъят слог -ро-. Одновременно Мста мечтательница и ведунья: tu sna = ты ведаеш (белор.), ты знаешь, есть мечта, ты, твоя сна, она же = пожалуйста (на гр. и тюрк.), а марыць - мечтать - от Цны. Так получилось, что все переводы как лыко в строку, ещё - истоком сверху. Как в песне - начало с голубого ручейка... Зато устье полноводное и море - любовь.
Золотое Колено - один из летописных «градов» новгородских словен; 11 сопок селища Золотое Колено были объявлены объектом исторического и культурного наследия. Зацените свой язык, господа россияне, будете у берегов Сены грустить в Париже, или сойдёте на Сенной (метро в Питере), а небо одно - купольное такое и с синевой, а вдали перистое белое облачко... Всё дорого.
На чём стояли, стоим и сидеть будем!
http://proza.ru/2025/10/26/1621
05.11.2025, Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №225110501026