Истина или свобода

Если спросить кота Баюна, что он предпочтет - свободу или истину, он ответит уклончиво — деньги.

Вру я, конечно. Волшебный кот ответит уклончиво (он вообще прямо высказывается только о качестве еды на царской кухне), но скорее всего это будет «мяу». Лукоморский сказитель просто-напросто прикинется, что неожиданно, по совершенно не зависящей от него причине, позабыл все несколько сотен известных ему живых и мертвых языков и помнит только исконно присущую всем котам речь.

Я все это знала, но все-таки решила спросить у негодяя, что ему дороже: свобода или истина, и кот неожиданно разговорился.

— Приятно слышать, что ты, в отличие от романтически настроенного юношества и примкнувшего к ним молодящегося старичья, не считаешь, что эти два поняти неразрывно связаны между собой. Мол, для свободной личности  говорить правду легко и приятно, — тут Баюн подавился и некоторое время отплевывался и отфыркивался. — И, с другой стороны, мол, приверженец истины всегда свободен, или, как сказали бы краснобаи, «истинно свободен».

— Всё это, конечно, фигня. Немалое количество весьма раскрепощенных персон врали за милую душу, и извлекали изтого немалую выгоду. С другой стороны, значительное количество поборников и искателей правды страдали от несвободы, как внешней, так и внутренней. Кого-то сковывали рамки общества, кого-то — любовь к матери, кого-то — презрение к своему ближнему. Вообще, знаешь ли, сильное чувство всегда ограничивает твою свободу. Не от того ли, думаю я иногда, люди так страстно жаждут воли, что они страстны? Страстны, значит, пристрастны? — Кот, как всегда, когда скажет что-то, по его мнению, значительное, приосанился и довольно огляделся.

Присуствовавшие при разговоре русалки отвлеклись от расчесывания волос и дружно похлопали. Пытались даже устроить овацию, но Баюн прекратил ее легким мановением бровей и продолжил.

— Но не будем отвлекаться. Итак, сейчас, когда мы выяснили, что ты осознаешь — рано или поздно перед каждой творческой особой встает вопрос, что предпочесть: свободу или истину, и ищешь ответа у меня, всем известного сказителя и песнопевца, — кот остановился, опять сорвал аплодисмент и поклонился, приложив лапу к левой половине груди.

— И ждешь, естественно, от меня ответа. Но что этот ответ будет означать для тебя? Не решишь ли ты — не скажу «злонамеренно», ибо не ожидаю от тебя таковых чувств по отношению к тридесятому вообще и ко мне лично — но по присущей женскому полу небрежности в мыслях, не решишь ли ты, что мы тут ограничены в чем-то из двух этих благ, а то и в обоих? Не подумаешь ли, что у нас наблюдается недостаток свободы, или недостаток истины, или даже недостаток и в свободах и в истине? Не должен ли буду я, как поборник и того и другого, а также и света просвещения, который я неуклонно несу народам и нечисти, населяющим наше царство... -

Тут кот остановился и принялся вылизывать лапу и умывать морду. Как раз когда он тщательно промывал место за ушами, раздалось чье-то деликатное покашливание. Мы (я и русалки)  обернулись  — неподалеку от дуба стоял Кощей в спортивном костюме и анораке и улыбался. Баюн же оборачиваться не стал — он тщательно вылизал сначало пузо, потом задние лапы, потом принялся за... то место, которым обычные коты занимаются, когда им делать нечего, и только тут, весьма натурально извернувшись, заметил своего повелителя. Искренняя радость отразилась на его морде. Он потянулся, поиграл сухими дубовым листьями и сказал:

— Мяу!


Рецензии