Дача Дашковой, Или средство для рассеяния мыслей

В веке XVIII вдоль петергофской дороги, начиная от Екатерингофа до Стрельны, тянулся почти непрерывный ряд дач, дворцов и садов, принадлежавших знатнейшим и богатейшим русским вельможам. В то время, как, впрочем, и сегодня, каждый состоятельный человек стремился провести лето в одном из модных загородных мест молодого Санкт-Петербурга. В праздничные и воскресные дни, петербургские жители, целыми семьями, с утра отправлялись подышать свежим воздухом на петергофскую дорогу, где многие владельцы садов не только радушно открывали их для публики, но и оказывали при этом чисто русское гостеприимство. Так, например, на даче обер-шенка А. А. Нарышкина, носившей оригинальное название: «Ба! Ба!», гуляющим разносили во множестве разного рода напитки и лакомства, а у входа в сад обер-шталмейстера Л. А. Нарышкина была прибита доска с надписью, приглашавшею городских жителей пользоваться свежим воздухом и прогулкой в его саду «для рассеяния мыслей и соблюдения здоровья».
Заселение петергофской дороги началось со времени Петра Великого, который после постройки Екатерингофа стал раздавать здесь своим приближенным безвозмездно участки земли от 50 до 200 сажен в поперечнике, во всю длину до самого залива. Можно представить, сколько усилий и пожертвований, или, лучше сказать, сколько миллионов рублей пришлось затратить владельцам этих дач для превращения некогда болотистой местности в роскошные сады и парки!
Известный остряк екатерининской эпохи, генерал С. Л. Львов, едва ли преувеличивал, выразившись однажды о даче А. А. Нарышкина, что для того, чтобы вымести ее два раза, придется расстаться с обыкновенным дворянским имением.
Но мода изменилась.
В царствование императора Александра I любимым летним местопребыванием двора и аристократии сделались острова: Аптекарский, Каменный, Елагин, затем Царское Село и Павловск. Вельможи, чтобы находиться ближе ко двору, начали строиться во вновь облюбованных местностях, а заброшенные летние резиденции по петергофской дороге начали понемногу переходить в руки мелкого купечества и промышленников, и вместо роскошных садов и парков здесь появились пустыри, а некогда великолепные хоромы, к тому времени покосившиеся и полуразвалившиеся, стали приспосабливать под фабрики, постоялые дворы, трактиры и кабаки.
Известный собиратель русских гравюр, П. Я. Дашков, в свое время открыл публике две редкие гравюры конца XVIII века, изображающие вид дачи Кирьяново вдоль петергофской дороги, принадлежавшей знаменитой княгине Екатерине Poмановне Дашковой (Екатерине маленькой, в отличии от Екатерины II — Екатерины большой).
Неожиданное название — Кирьяново — было дано даче Дашковой в память святых Кира и Иоанна, празднуемых 28-го и 29- го июня — дни, в которые совершился при ее участии переворот 1762 года, доставивший престол императрице Екатерине II.
Сведений о даче княгини Дашковой сохранилось относительно немного.
В «Описании Петербурга» Георги, изданном в 1794 году, о ней говорится следующее:
«Дача княгини Екатерины Романовны Дашковой Кирьяново находится подле «Ба! Ба!» (дачи А. А. Нарышкина) и простирается по большой дороге на 100 сажен и от оной до залива. Она была — смешанный болотный лес — и приведена в нынешнее состояние самою княгиней без помощи архитектора или садовника, как в заложении, так и в точном исполнении всех предприятий. Знатные каменные строения (которые приписывают модному в Петербурге последней четверти XVIII века архитектору Кваренги) составляют с флигелями открытый двор до большой дороги простирающиеся и при оной различными деревьями насажденный. Подле строений находится плодоносный сад с теплицами. Позади строений есть смешанный лес с знатным лугом, подле ручейка и знатных каналов, окружающих также небольшой остров с банею. В лесу идут прямые и извивающиеся дорожки к морскому заливу, при котором находятся два каменные дома и между обоими главный вход».

#Дашкова #Дача #Кирьяново

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
               


Рецензии