Телевизор. История одного обмана СССР, 1983 год
Я — городской парень, 29 лет, радиолюбитель - самоучка. В комнате — стол, заваленный платами, резисторами, паяльником, который вечно пахнет канифолью. На подоконнике — стопка журналов «Радио», аккуратно перевязанных верёвочкой.
Самое ценное — свежий номер. Достать его в городе — как выиграть в лотерею. А вот в деревне у бабушки — пожалуйста. Партия сказала: «Не пускать молодёжь в города!» — и подписка на периодику стала привилегией для сельских.
Я задействовал всех родственников: тётку из-под Неклюдова, дядю из-под Манченков, даже двоюродного деда из глухой деревни, где даже электричество по часам.
— «Пиши, мол, на меня, — говорила тётка Зина по телефону, — а то у нас тут один журнал на весь колхоз как Библия!»
Видео мания.
В те времена видеомагнитофон — как НЛО. Мой первый отечественный видак — «Электроника ВМ-12», Воронежский завод. Тяжёлый, как чугунный утюг, зажевывает кассету за кассетой, но показывает индийские фильмы с танцами!
Импортные — «Panasonic», «JVC» — привозили моряки, туристы, «работники загранкомандировок».
Цена — две «Волги». Но спрос — бешеный.
Мой брат — рыбак. Вернулся из рейса. У подъезда уже толпа родственников.
— «Ну что, Саня, ковёр персидский? Джинсы? Магнитофон?»
— «Магнитофон — да. А ковёр — в следующий раз».
И достаёт из баула японский «Sharp».
Всё. Начался базар.
— «Мне! У меня свадьба сына!»
— «А мне — дочка учится, надо мультики!»
— «Да я первый сказал!»
Я стою в сторонке. У меня уже есть «Электроника», купленная за три зарплаты.
Моё дело — плата видеовыход.
Телевизоры «Рубин», «Горизонт», «Электрон» — не имеют разъёма под видак.
А я — радио мастер. Схема из «Радио», №6 за 1981 год. Паял уже с десяток. Работает как часы.
Сделка века
Видак достался и ушёл двоюродному дяде Пете и его жене Татьяне — крепким деревенским «куркулям».
Денег — куча.
Теперь — задача телевизор для видока.
— «А к чему цеплять будем?» — спрашивает Петя, почёсывая затылок.
— «У меня есть приятель в Доме Радио, — говорю я. — Завтра заедем».
Чёрный ход
Вечер. Задний двор магазина «Радиотовары».
Очередь за телевизорами — на год вперёд. В паспорте — штамп как клеймо.
Мы — по блату.
— «Две «Березки», цветные, — шепчет приятель. — Один — вам, один — мне».
— «Погоди, а если увидят?»*
— «Тихо, заноси в багажник. Быстро».
Дома — обкатка.
Я ставлю телевизор на тумбочку, устанавливаю плату видео входа, подключаю видак. Все работает.
Кассета — «Танцы на льду» показывает в цвете, как положено!
Неделю — на прогон. Потом — звоню родственникам.
Демонстрация
Выходной. Приехали.
Петя, Татьяна, тётка Зина, ещё трое сопровождающих.
Всё как в кино: я — режиссёр, телевизор — звезда.
— «Смотрите, — говорю, — сейчас «Бриллиантовая рука» с кассеты».
На экране — Никулин. Изображение — яркое цветное, звук — чистый.
Все ахают.
— «Ой, прямо как в кинотеатре!»
— «А громкость можно?»
— «Можно! Вот регулятор».
Упаковали. Погрузили.
Я получил 100 рублей — за плату и работу.
Распрощались.
Казалось — всё идеально.
Телевизор меченый - Метка мелом
А через неделю — звонок.
— «Алё, это Татьяна. Ты чего нам старый телевизор всучил?!»
— «Ты чего, Тань? Новый! Из коробки!»
— «Ага, а сзади — метка мелом! Это твой, который у тебя стоял!»
Ступор.
Я — в деревню. 120 км. На «Жигулях» приятеля.
Разборка
Двор. Петя, Татьяна, соседи.
Телевизор — на крыльце.
— «Вот, смотри! — Татьяна тычет пальцем. — Метка! Это твой старый!»
— «Тань, ведь он же работает»
— «Работает. Но — «старый».
Паспорт — новый. Коробка — моей.
А метка — да, есть.
Я вспоминаю: я демонстрировал работу видока на обкатанном новом телевизоре, предназначавшийся другому клиенту, который не торопился забирать свой телевизор.
Татьяна, пока я отвернулся, поставила крестик мелом сзади.
— «Ты что, Тань, сама пометила?!»
— «А вдруг ты старый подсунешь?»
Тишина.
Петя краснеет. Татьяна — в сторону.
Финал
Я молча еду домой.
Беру другой телевизор — новый, без установленной платы видео входа.
Привожу. Возвращаю свой гонорар за платы. Молча без лишних слов.
— «Вот. Ваш телик. Новый, как просили».
— «А видак покажет?»
— «Нет, плату видео входа я не делал. Вы сами, без меня, поставите. Я — пас».
С тех пор — ни звонка, ни встречи.
Доброе дело обернулось уроком на всю жизнь:
«Не помогай тем, кто ищет подвох в доброте».
P.S.
Тот телевизор у них работал 15 лет.
А я больше не паял плат для родственников.
Только для друзей.
И всегда — с чеком.
Конец.
Свидетельство о публикации №225110501213
Сергей Большой 05.11.2025 16:06 Заявить о нарушении
Не которое время назад на страничку моих произведение, зашло в один день около ста читателей и ни одного отзыва. Это печально для меня. Задавшись вопросом поиском причин, я не неожиданно вспомнил один рекламный трюк. Когда в тексте рекламы, рекламисты заведомо не правильно (с ошибкой) печатали текст то на это обращали многие. Кто с усмешкой, кто с иронией, кто с недовольством...НО ОБРАЩАЛИ.
Я могу поправить не точность. Но как же аллегория, для яркости события. С уважением!
Сергей Кабачный 05.11.2025 17:58 Заявить о нарушении
Сергей Большой 05.11.2025 18:23 Заявить о нарушении
