Платон в преломлении Пелевина
Это центральный образ, к которому Пелевин возвращается снова и снова.
· "Чапаев и Пустота": Весь роман — это исследование того, что есть пещера и что есть истинный свет. Психиатрическая клиника, революционный Петроград, бред пациента, всё это — уровни иллюзии, разновидности пещеры, из которых герой пытается выйти. Фигура Чапаева становится проводником-философом, который объясняет Пустоте, что настоящая реальность — это Пустота (Шуньята), а всё остальное — лишь тени на стене.
· "Generation 'П'": Здесь роль пещеры играет мир потребления, рекламы и масс-медиа. Тени на стене — это симулякры, созданные рекламными технологиями. Герой, Вавилен Татарский, не ищет выход из пещеры к солнцу, а наоборот, погружается в её глубины, становясь главным жрецом, создающим тени. Платоновский мир идей подменяется миром брендов и имиджей.
· "S.N.U.F.F." и "Трансгуманизм Inc.": В этих романах пещера становится буквальной — виртуальной реальностью или медиа-пространством, в котором заключено сознание людей, принимающих симуляцию за подлинную жизнь.
Переосмысление мира идей и мира вещей
Платон утверждал, что мир идей (эйдосов) — первичен, вечен и истинен, а материальный мир — его бледная копия. Пелевин доводит эту мысль до абсурда и поворачивает её под иным углом.
· Идеи как вирусы: У Пелевина платоновские "идеи" часто предстают в виде мемов или психических вирусов, которые паразитируют на человеческом сознании, заставляя людей принимать ту или иную картину мира за реальность. Это не возвышенные сущности, а программы.
· "Запись" вместо "воспоминания": Платон считал познание припоминанием (анамнесисом) идей, которые душа знала до рождения. У Пелевина же никто ничего не "вспоминает". Наоборот, сознание является "чистым листом", на которое записываются культурные коды, идеологии и рекламные слоганы. Платоновский анамнезис превращается в процесс программирования.
Фигура философа-проводника
У Платона к истине ведет Сократ. У Пелевина эту роль выполняют его загадочные персонажи-наставники, но с принципиально иной задачей.
· Сократ ведет к Истине и Добру. Пелевинские проводники (Чапаев, Воланд в "Generation 'П'", учитель в "Жизни насекомых") ведут не к свету истины, а к осознанию тотальной иллюзорности любого мира — как материального, так и идеального. Их цель — не наполнить сознание знанием, а опустошить его, показав, что любая "реальность" — лишь договоренность, игра или сон.
Ироничное ниспровержение: Пелевин vs. Платон
Главное отличие Пелевина от Платона заключается в целях:
· Цель Платона: Выйти из пещеры к Солнцу (Идее Блага) и обрести истинное знание.
· Цель пелевинского героя: Осознать, что и пещера, и Солнце, и сам путь к нему — одинаково иллюзорны. Выход не в смене одной реальности на другую, "настоящую", а в пробуждении от самой концепции реальности. Здесь Пелевин соединяет платоновскую метафору с буддийской концепцией Майи (мировой иллюзии) и Пустоты.
Платон для Пелевина — не просто источник аллюзий, а главный философский собеседник-оппонент. Пелевин берет платоновский аппарат описания мира (пещера, тени, идеи) и использует его для доказательства прямо противоположного тезиса: за пределами пещеры нет мира вечных идей, там — лишь свобода от самих концепций "мира" и "идей", то есть Пустота, которая и есть единственная возможная форма подлинного существования.
Таким образом, творчество Пелевина можно представить себе, как долгий и ироничный диалог с Платоном, ведущийся на языке современной культуры, философии постмодерна и восточного мистицизма.
Свидетельство о публикации №225110501284