Ромалэ, или Романтика должна быть романтичной!
ЧТО знали древние римляне о цыганах? Наверное, ничего. Если по-цыгански, "дри-да, ну-да, нуданай". А если по-научному, то есть по-латыни), NULLUS – тот самый Ноль, за открытие которого цыган выгнали из Индии, и о котором, кстати, сами римляне так никогда и не узнали. (цыгане, видимо, тоже). Впрочем, это всего лишь легенда – как и то, что Каракалла в ответ на формальное «Ave Caesar!», напутствовал своих солдат словами «Бар-рра, ромалы!» (шучу: это был Гелиогабал).
(*) у римлян «barra!» - возглас, вроде «Вперед», «Ура», «За родину, за Цезаря!»)
Но довольно легенд и прелюдий! Не будет больше и слова о различиях между римлянами и цыганами, ибо нет между ними ничего общего, да и за всю историю не сыщешь двух народов, которые были бы столь непохожи, как говорится, от слова «ни в чём». Римляне создали самую могучую империю в истории Европы, и Римская империя отнюди не ушла в прошлое (как и созданный ими язык и алфавит).
Зато римлянам со всеми их императорами и гладиаторами, и даже с Горацием и Назоном, даже не снились такая пестрая волюшка и кучерявое веселье как у цыган. А исполинские оргии времен Empire I суть только манифестации Самости сверхчеловека, вроде закрытых голливудских тусовок или визитов на эпштейнов Остров сокровищ) – им далеко до всего того «нематериального наследия цыган» (да и материального тоже), благодаря которому гитарист-конокрад Яша Бхарадько видит РОЗЫ в угрюмом слове УГРОЗЫСК.
Хм, забавно. А сами вы что слышите в слове «романтика»? мне вспоминается некая аналогия «розового угрозыска» - столовая «роМАНТИКИ» где-то на полпути между Шимкентом и Бишкекомгде подавали «лучшие в Степи манты». Сам я человек, впитавший с молока матери еще и хинкали, не являюсь большим поклонником мантов, но дело не в этом. Какие манты в романтике? какая романтика в мантах? – остается только гадать – а значит, хе-хе, опять к цыганам! (тем более, что – как знать? – не заложена ли в слове «романтика» мантика, то есть искусство гадания). По-любому, манты – мимо. Сенат и римский народ тоже…
Мне и вправду кажется, что в нащих, затерянных в кайсацких степях, «Романтиках» гораздо больше РОМАНТИКИ, чем в суровых прагматиках, создавших прототип всех западных империй, включая Португальскую торговую империю, Голландскую колониальную империю, Финансовую империю Якоба Фуггера и даже Римско-католическую Церковь.
Для сравнения: цыгане живут, как говорится, на всех континентах, кроме Антарктиды (?), однако во всем огромном контексте Empre I - Empre V вспоминается одна лишь фигура – глава табора Флоран Чоабу, который стал первым законно избранным цыганским императором. Уже не знаю, ЧТО звучит более стрёмно – «законно избранный император» или «император цыган»… Гигант мысли и Отец цыганской демократии, право слово!..
В самом деле, скажем, Романский стиль в архитектуре безусловно восходит к “romanum”, к древнеримской архитектуре, но причем здесь романтизм? и причем романтика?
Не сочтите за спойлер, но напомню два определения:
«Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX вв.) Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы».
«Романтика — эмоционально-возвышенное мироощущение, которое создаётся различными идеями, чувствами, эмоциями и условиями жизни, а также образ жизни, который отличается оптимизмом, альтруизмом, положительными эмоциями, высокими чувствами, возвышенным отношением к человеку и исповеданием ценностей».
Да… как сказал бы Светоний, здесь не ступала калига, в лугах колеи пролагавшая.
2. Щепотка этимологии
Рим основали братья, Ромул и Рем (хм, два мужика… непорядок!): это – согласно «мифическому мифу». Согласно же мифу историческому, Рим основал беглый троянец, Эней. Хотя, если верить последнему открытию британских ученых, ахейцы проиграли в Троянской войне (жаль только, сами троянцы об этом так и не узнали). Версия, в которой в качестве основателя Рима фигурирует магнат и мореход Арам Патрициян, ничего не меняет. Нас сейчас интересует происхождение самого слова ROMA.
А слово это во всем его мультикультурном буйстве смыслов теряется во тьме веков. Всем известная народная версия несостоятельна: не РИМ происходит от имени РОМУЛ, а как раз наоборот. Лингвисты производят название города-империи от гидронима: Тибр называли РОМОЙ еще этруски и даже те, кто были ДО них, умбры.
В общем, принято считать примерно так. Для нас, звукообраз реки отдает колокольным звоном – ДИН-ДОН: довольно озвучить «Дон», «Дунай», «Днестр»... «Двина», «Алдан» (для сравнения: у тюрков и алтайцев река произносилась как КЕМ-КАН - именно так ЗВУЧАТ все восточносибирские реки).
А вот у «бронзововеких» умбров река скорее мурлыкала: РУМ-РУМ. Недаром, красивейший водопад в современной Умбрии назван "Мармара":
Местные скалы сбрасывают реку вниз, а растворенный в них карбонат кальция придает воде фактуру белого мрамора. Таким образом, река Велина меняет название и свойство, и превращается в водопад Мармара (Cascata delle Marmore). Мрамор этот – мрамор особый, хотя и походит на тот, с которым работали мастера "Мраморной вуали": Антонио Коррадини, Джованни Страцца и Рафаэль Монти.
Мрамор может струиться, а река говорить. (Жаль только, что волшебная технология «мраморной вуали» утрачена в наши скорбные, алчные дни...)
Однако мы отвлеклись. Это, в принципе хорошо (поскольку ИИ не способен отвлекаться), но следует вернуться к теме. Итак, корень РИМ связан, возможно, с говором рек. Если Британия создала империю морскую, а Россия сухопутную, то Рим создал РЕЧНУЮ империю. Во всяком случае, с переходом Цезаря через Рубикон, империя началась, а с переходом гуннов и остготов через Дон, началось падение Рима...
(По правде сказать, цыгане империй не создавали, да и не знаю, можно ли назвать их культуру "Речной" - разве что аллегорически).
Однако нас интересуют не язык или история (пусть и понятые слишком вольно), а корень РОМА. Причем, не в исходном смысле, умбрском или этрусском, а в позднем смысле, смысле слов "романтизм" и "романтика".
Но для этого следует перенестись в несколько иную сферу. Итак…
3. Мой внутренний Цыган
Была Тбилисоба. Мы гуляли на самом оживленном участке города – там, где осколок Южной крепостной стены почти вплотную подступает к правому берегу Мтквари.
Одна девочка, дочка знакомых и моя ровесница, расшалилась, и родители пригрозили, что отдадут ее цыганам в табор. Те, «благо», стояли неподалеку, торгуя Доналдо-доналдо, «сюрпризами» и «чудо-шариками», и разумеется, разводя лохов; присутствовали также скрипач верхом на коне, колоритная гадалка, обложенная Картами Таро и попугаем на плече (почему-то соседство «Бори» и Таро не создавали у цыганки когнитивного диссонанса). А где-то поодаль с грацией Тома Уэйтса с ногу на ногу переминался ряженый Медведь. Родители рассчитывали, что страшная угроза угомонит маленькую Лизу. Однако всё пошло не так. Лиза буквально загорелась: «Давай! Хочу к цыганам! Там так интересно, такая РОМАНТИКА!»
Так здесь впервые и всплыло искомое слово. Слово, которое происходит от того же корня, от которого есть пошли «и те, и другие» – ромалы популюскве романорум.
Хм... с тем, что у этих таинственных смуглых людей, облаченных в пестрые наряды романтики хватало, согласились бы и родители Лизоньки (тем более, что звали их презанятно – и как нарочно – Рома и Алла!) Однако то, что их столь пугало, сильно мотивировало их дитя.
Итак, что же может мотивировать в народе со столь пугающими положением и судьбиной?
Попытаемся выяснить этот вопрос.
Свидетельство о публикации №225110501474
