Вологда ч. 4
От ворот сразу открылся великолепный вид – среди белых снегов белый храм с изящной ярусной колокольней и пятью главами, плотно расположенными на высоком белом кубе холодного храма. Мощные раскидистые сосны на фоне яркого синего неба вдоль неширокой расчищенной тропинки придавали торжественности и праздничности этому мгновению жизни, и возрадовалась я виду сему и запечатлела его в памяти своей… и телефона;.
Уже не удивляясь объявлению, что работает только нижний храм, справа обошла крыльцо и вошла в тёплые сени.
В самом подклетном храме шла уборка, мытье полов (на фотографии отчётливо видны влажные разводы), несколько женщин занимались украшениями, но народу молящегося и внемлющего Богу с утра не было, тепло, светло, тишина и покой. Но вот вошли два вьюноши, сняли шапки, перекрестились, подошли к какой-то иконе, тихонько поговорили меж собой. К одному из мальчиков подошла женщина, видимо, о чём-то попросила, он снял куртку, пошёл за алтарь, вернулся, доложил. Меня поразила какая-то домашняя атмосфера во всём этом, естественность, теплота, просто семейный круг какой-то. Позже я прочитала Вконтакте, что при храме действует приходская воскресная школа, даже посмотрела фотографии с празднования Рождества и взрослыми прихожанами, и детками. В общем, Чудотворец убедил меня ещё раз, что главное чудо – это сама жизнь и есть!
Обогретая и просветлённая вышла я из храма небесного отца моего и отправилась по набережной Шестой армии к Октябрьскому мосту мимо уже упомянутого дома Варакиных, вблизи он выглядит достаточно плачевно, дома Масленникова, полутораэтажного здания, что само по себе очень интересно, 18 века светлотерракоттового цвета с четырьмя белыми пилястрами по центру.
Ещё один дом Варакина, двухэтажный светлоголубой, сейчас там новый отель, совсем недавно был военкомат, а построен этот дом был в первой половине 1780-х годов купчихой Настасьей Яковлевной Рыбниковой. Моя длинная тень тянется от тротуара почти до самого дома, не стала её отрезать, забоялась исчезнуть как в сказке.
Через один дом от только что виденного оказалась вторая по древности (первая – Святая София, на третьем месте – тот самый Никольский собор, от которого я двигалась) церковь Дмитрия Прилуцкого, и хотя рядом расположена одноглавая тёплая церковь Успения, тут принято называть оба этих культовых сооружения одним именем - Церковь святого Димитрия Чудотворца, что на Наволоке.
В церковь Успения я зашла погреться, а она оказалась такой яркой, просто восторг!
Потом с Октябрьского моста сфотографировала эту парочку ещё раз. Мороз был так свиреп, что дальше пройтись по набережной я не рискнула. Но посмотрела видео в Интернете, летом она великолепна.
На знакомом уже правом кремлёвском берегу быстренько бегу опять в Юго-западную башню, там ведь кроме ярмарки на втором этаже какая-то выставка. Добежала, ура, тепло, поднялась по крутой лестнице. Надо сказать, что внутренний вид отреставрированной башни меня слегка расстроил: там оказался вполне современного вида зал, хоть для концертов, хоть для выставок пригодный, оставили бы кусочек древней кладки, было бы не обидно.
Сначала я была там совершенно одна, посидела, поглядела. Вроде не так уж меня интересует советское изобразительное искусство, но вот ведь какая штука. Дело не в художественных достоинствах выставленных картин, а в том, ЧТО на них изображено.
Наверное, Вологодский механический завод выпускал какие-то станки, и тема-то меня вряд ли раньше заинтересовала бы, а уж про исполнение и вовсе молчу, какой из меня знаток живописи. Но вы посмотрите, что написано на ящиках, куда отправляют продукцию завода: Камчатка, Владивосток, стройкам коммунизма. Глаз зацепился за Владивосток, разумеется, это ж надо такому случится, кругом совпадения. И сразу нашлось название этой выставке – «Россия, которую мы потеряли». Фильм был такой у Говорухина в 92 году, восхваляющий дореволюционную Россию. Я ненавидела его за эту картину, но он потом и сам додумался, что в 91 потеря была го-о-ораздо, несоизмеримо большей.
Или вот портрет доярки, современные гламурные дивы и тик-токерши нервно курят в сторонке. Она настоящая!
Я вышла из этого зала уже на взводе, эта тема, как пуля, застрявшая в теле. Вроде со временем и закапсулировалась, и для сохранности организма лучше не удалять её, а вот как закружилось-завертелось нынче всё, так больнее и больнее становится. И безумная надежда о возрождении, или об избавлении от этой боли иным путём, пусть и через новую боль, зародилась и существует.
А в пространстве башни вокруг лестницы, не знаю уж, как правильно его назвать – вестибюль, холл, там выставка экспонатов, посвященная 100-летию СССР. И сразу большая карта, точь-точь такая, как висела у нас в квартире на Советов 25. Вернее, она висела там даже до меня, но и при мне тоже. Когда мы переехали на Кутузова, эту карту забрали с собой, она долго стояла у детей в комнате, иногда её разворачивали, изучали. А для меня это очень дорогой предмет, у этой карты мы целовались с Валерой на виду у всего Советского Союза, когда я впервые пришла к нему в гости, возле этой карты он позвал меня замуж… Это было недавно, это было давно…
Крупно сфотографировала фрагмент, на котором рядышком, очень близко на карте места, где я прожила большую часть моей жизни – Новосибирская область и Павлодар, сразу появилось ощущение, что эта выставка предназначалась именно для меня. Много разных интересных документов, фотографий например, фотографии космонавтов. Дело в том, что Павел Беляев – уроженец Вологодской области. Мы ведь биографии первых космонавтов знали наизусть, но то ли с течением времени что-то выветрилось из памяти, то ли этот факт и вовсе не афишировался, но Беляев лётчиком-истребителем участвовал в Советско-японской войне сразу после окончания лётного училища. Мог вообще не вернуться из космического полёта, на заключительном этапе вышла из строя система ориентации корабля и стала невозможной посадка в автоматическом режиме, Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозную двигательную установку.
Летом во время поездки в Карелию читала на моём любимом (и уже неоднократно упомянутым в моих заметках) сайте «Книга новостей» (КН) статью про то, что случайных совпадений не бывает, там они названы синхроничностями https://kniganews.org/2022/07/14/synchronicity/ , и тут опять мне выпал шанс убедиться в этом.
В одной из витрин были фотографии, посвященные участию вологжан в освоении целины. Тут меня накрыло, ну так не бывает, где Вологда и где Щидерты, ну точно специально для меня эта выставка! Ведь сотни людей мимо это стенда пройдут и не заметят, а я присела, чтобы сфотографировать и разрыдалась. И бывшая единая страна, и Павлодар и Вологда, и 1956 и 2023 встретились со мной в этой точке пространства в Новый год, чтобы что? О чём и зачем эта встреча? Это о корнях, или о том, что будет, или о том, что для меня уже ничего не будет, зачем такое совпадение?
Одно из объяснений как раз из «КН», что мы существуем в информационной Вселенной, информация не исчезает, просто «подтягивается» по релевантности на запрос в каждый текущий момент, как в компьютере. Очень мне нравится эта идея, тогда «тот свет» действительно возможен как информационное поле, просто носитель меняется: из физического тела переносится в какую-то иную сущность.
Другое, но очень близкое толкование таких совпадений, тоже отчасти вынесенное из «КН», это представление Вселенной в виде тора, когда каждая звёздная система, каждая планета, каждое существо имеет связь со всеми остальными элементами этой матрицы, через каждого человека проходят параллели и меридианы (или что там у тора), пересекаются в каждой конкретной точке, и только от самого этого субъекта зависит, способен ли он эти связи ощутить.
Я эту связь порой ощущаю, а порой мне вот так её преподносят (приносят под нос) на блюдечке, наслаждайся или плачь, размышляй или восторгайся, торжествуй и утешайся.
Свидетельство о публикации №225110501673
