1. 659 ИАП в Торопецко-Холмской фронтовой наступат

     К новому месту дислокации части на первый аэродром войны – Выползово (Бологоевский район, Тверская область) полк перелетел 4 января 1942 года из Люберец с промежуточной посадкой в г. Клин.    Передовая команда прибыла на самолёте «Дуглас".
     Первая потеря самолёта И-15бис произошла 4 января.  Сержант Мацепура при взлёте с аэродрома Люберцы не справился с управлением, самолёт № 5059 разбит. Лётчик остался жив.
     4–8 января лётный состав изучал район боевых действий и аэростатную сеть Север-Западного фронта.
     8 января 1942 года полк перебазировался (19 самолётов И-15бис) на аэродром Жилино (дер. Жилино Тверской области) и вошёл в состав 4-й Смешанной авиационной дивизии Калининского фронта (далее- 4 САД). Лётный состав полка приступил к изучению района боевых действий.


     Реализуя локальную Торопецко-Холмскую операцию, 9 января войска 3-й и 4-й ударных армий Западного фронта перешли в наступление, в рамках стратегической Ржевско-Вяземской наступательной операции (8 января – 20 апреля 1942 г.), главная цель которой - сходящимися ударами войск правого крыла Калининского фронта и войск левого крыла Западного фронта окружить, а затем пленить или уничтожить всю можайско-гжатско-вяземскую группировку противника, тем самым завершив разгром немецкой группы армий «Центр».
Оценивая итоги операции, следует сказать, что, ведя непрерывные бои с упорно оборонявшимся противником, несмотря на заносы и бездорожье, войска 3-й и 4-й ударных армий продвинулись на 100 –120 километров. В холе боев понесли потери, резко снизили свои боевые качества и к концу января перешли к обороне.
Ржевско-Вяземская операция превратилась в одну из самых кровопролитных операций Великой Отечественной войны. В ходе ее Красная армия потеряла 776 889 человек (из них безвозвратно — 272 320 человек), 957 танков, 7296 орудий и минометов, 550 боевых самолетов.

     В ходе Торопецко-Холмской фронтовой операции полк поддерживает наступательные действия 4-й ударной армии под командованием А. И. Еременко.

     Хотели как лучше-получилось как всегда плохо.13 января потеряли второй самолет по вине оружейного мастера Самойлова Василия Фомича 1922 г.р. Двадцатилетний мальчишка доигрался с пистолетом ракетница, произвел выстрел во внутрь фюзеляжа самолета, который сгорел полностью.

     Первый боевой вылет произошёл 15 января 1942 года, на штурмовку переднего края противника в районе Андриаполь, в ходе которой произведено 9 самолётовылетов.

     В этот же день «Самолет, пилотируемый сержантом Кудалейкиным на взлете при пристраивании к ведущему на развороте, допустил ошибку в технике пилотирования с высоты 150-200метров сорвался в штопор. Самолет и мотор разбит, летчик погиб». (Первая потеря летчика полка).

     16 января полк произвел 16 самолётовылетов на штурмовку переднего края противника в районах Гладкий Лог и Андриаполь. Два самолётовылета произведено ночью.
     На аэродром Пено (Пеновский район, Тверская область) полк совершил перелёт 23 января. В ходе боёв штурмует наземные войска противника, прикрывает наступающие части от вражеской авиации.

            Журнал боевых действий 659 ИАП от 18 января 1942 года:

     «Деревня Жилино. В течение дня полк произвел 12 самолетовылетов с налетом 18 час.57 мин. штурмовой налет по отступающему противнику. Израсходовано ФАБ-50 22 шт., АО-25-20 шт., РС-82-4 шт., израсходовано боеприпасов 2950 шт., сброшено листовок-17500шт. При этом уничтожено 10 повозок с грузом, 1 автоцистерна, до 100 солдат и офицеров.
     Пилот мл. лейтенант Анохин не вернулся с боевого задания был сбит самолетом противника в районе Андриаполь.
     Ст. лейтенант Смешков в воздушном бою в районе Андриаполь сбил один самолет противника Ю-87».
(Первая победа полка)

     23 января «Группа в составе 7 самолетов под командованием военкома политрука Марцинкевич перебазировалась на передовой аэродром Пено.
     Передовая команда технического персонала под руководством штурмана полка капитана Рыжова перебазировалась на аэродром Пено на автомашине в количестве 18 человек.
     В течение дня произведено 7 боевых самолетовылетов с налетом 11 часов 07 минут. Один из них ночью с налетом 2 часа.
     Израсходовано боеприпасов: ФАБ-50-10 шт., АО-25-4 шт., РС-82-4 шт., патронов 3500шт. При этом уничтожено1-паравоз, 6-вагонов, разрушено здание ж\д станции. В воздушном бою ст. лейтенантом Смешковым был сбит один самолет противника Ю-88».

     29 января полк перелетел на аэродром Старая Торопа (Западнодвинский район, Тверская область), с которого произвёл 4 самолётовылета. 
31 января полк произвёл 7 самолётовылетов на штурмовку переднего края противника в районе Витебска. В воздушном бою младший лейтенант Дмитриев и сержант Туманский сбили 2 самолёта противника Ю-87. 
4 февраля боевая работа проводилась в районах населённых пунктов Велиж-Демидов-Усвятский.  В воздушном бою старший лейтенант   Солянников и   младший лейтенант Анохин сбили самолёт Ю-52.

Летчик мл. лейтенант Туманский Иван Иванович
Родился в г. Бобруйске в 1921 году.
Призван в Красную Армию Бобруйским ГВК Могилевской области в 1939 году.
В 659 ИАП с 18.12.41 по 08.09.42года.
21 ОИАЭС 21.11.42 - 10.43 командир звена
86 ГИАП с 01.03.44 по 08.09.44 командир звена
535 ИАП с 09.08.1945 года командир АЭ 32 АД 9 воздушной армии, воевавшей на Дальнем Востоке с японцами. Из представления к награждению орденом «Красной Звезды» от 30.08.1945 года:
«За время боевой работы полка тов. Туманский сделал 5 самолетовылетов на свободную охоту и разведку войск противника. За это время лично уничтожено: - 6 автомашин с войсками и грузами противника, 1 повозку и до 25 японских солдат и офицеров».
Награжден орденами: «Отечественной войны» 2 ст. – 08.04.44, «Красного Знамени» - 07.07.44, «Красной звезды» -10.09.1945 года и медалью «За Отвагу»-29.03.1942.
 
     В течение ночи с 4 на 5 февраля полк выполнял особое поручение по установлению связи с нашими наземными войсками в районе Велиж с которыми была утеряно управление, в ходе которого произведено 3 самолетовылета. Найдя свои войска, надо было сбросить вымпел. В районах: Жижица-Усвяты- Анино - д. Шипуново, лётчики наблюдали до 90 костров.
     7 февраля в полку исправны 3 самолёта. Неисправных -3 самолёта.
В Журнале боевых действий полка отмечено, что нет ГСМ. Неразвитая дорожная сеть, сильные морозы и снегопад создавали трудности в снабжении горючим и боеприпасами. Эти же обстоятельства затрудняли подготовку аэродромов и самолётов к вылету.

     В Историческом формуляре полка, в разделе «Важнейшие события», отмечено:

     «659 истребительный авиаполк 2-х эскадрильного состава на самолётах И-15бис, под командованием командира полка капитана Караулова Г.А., начальника штаба капитана Самсонова В.М. и комиссара политрука Марцинкевич Б.И., действовал в интересах 4 ударной армии и участвовал в наступательных боях с 15 января по 14 марта 1942 года в направлениях Андриаполь, Пено, Торопец, Стар. Торопа, Велиж.
С 5 января по 14 марта 1942 года полком произведено 210 самолётовылетов с общим налётом 194 часа 36 мин. Из них:
- 123 боевых вылета с налётом 181 час 04 мин. днем и 9 самолётовылетов с налётом 14 час 36 мин. ночью.
- проведено 13 групповых воздушных боёв, сбито 8 самолётов противника, (4 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Ю-52)
-уничтожено штурмовыми действиями:
- солдат и офицеров -1600; повозок с грузами -112, автомашин с войсками и грузами-22, паравозов-2, товарных и крытых вагонов -12, пулемётных точек-2, автоцистерн-1, разрушено ж.д. станционных зданий-2,
Свои потери: боевые: лётчиков-1, самолётов-4; небоевые: лётчиков-2, самолетов-3.
Израсходовано: РС-82-25, ФАБ-50-150, АО-25-124, патронов ПВ-19930; Сброшено листовок-86500;
Восстановлено силами тех. состава 111 самолётов. Из них: 38 моторов М-25. Переборка звёзд; Извлечено с ВП (вынужденная посадка)-12 самолётов, их них восстановлено- 8;
За отличное выполнение разведки войск противника 659 ИАП объявлена благодарность Командующим 4 Ударной Армии ВВС Калининского фронта подполковником Гущиным».

     Полёты на прикрытие своих войск и штурмовку войск противника проводились до 21 февраля. 

     Победители: ст. лейтенант Смешков сбил 4 самолета противника. В воздушном бою ст. лейтенант   Солянников и   мл. лейтенант Анохин сбили самолёт Ю-52. В воздушном бою мл. лейтенант Дмитриев и сержант Туманский сбили 2 самолёта противника Ю-87. 13 февраля сержант Туманский сбил один самолет Ю-88.

     Боевые потери - ст. лейтенант Скрябин Фёдор Фёдорович, командир эскадрильи первого формирования полка.

Родился 02 октября 1909 года в Ярославской области, Даниловском районе, д. Захарово.
Военное образование: 1-я военная школа пилотов им. А. Ф. Мясникова в Севастополе (местечко Кача).
Член ВКПб с 1938 года. В Красной Армии с 15. 12. 1931 года

Не вернулся с боевого задания 26 января 1942 года.

     Не боевые потери: Сержант Кудалейкин Павел Иванович 1921 при взлете на боевое задание сорвался в штопор и врезался в землю. Самолет разбит, летчик погиб 17 января 1942г. (первая потеря пилота).
 Летчик лейтенант Кашин Константин Иванович погиб скоропостижно, как сказано в извещении, в пути следования на ст. Торопец 07 марта 1942 года.

     14 марта личный состав полка убыл в посёлок Баланда (сегодня Калининск, Саратовской области) для переучивания на самолёты ЯК-1.

                Разное.
     Ответ на вопрос, каким образом устанавливалась связь с нашими наземными войсками и происходило восстановление утерянного управления в начале Великой Отечественной войны 1941–1945 годов можно найти в книге Артема Драпкина «Я дрался с ассами люфтваффе. На смену павшим» (1943–1945. - Яуза, ЭКСМО, 2007. - 512с.).

     Фрагмент интервью летчика Гайдаенко Ивана Дмитриевича:

     «Допустим, идёт колонна по дороге, впереди легковая машина «Эмка», а за ней машины, танки, пехота. Мы должны были найти эту колонну, определить её местонахождение и сбросить им вымпел с указанием направления движения. После этого мы должны были дождаться ответа, который нам напишут, и забрать его. Забирали его так: между двумя шестами натягивалась верёвка, но не привязывалась, а закреплялась свободно. Посредине привязывалось послание. Задача наша была – пройти низко, выпустить «кошку», зацепить веревку и подтянуть послание в кабину. Вот такая связь была в те времена».

     Весьма любопытна справка, подготовленная Отделом эксплуатации и ремонта 4 САД «Донесения и акты дивизии о потерях авиационной техники в 1941–1942 годах» (Ф.20028 О.1 Д.30 Л.120). В справке изложена информация о состоянии материальной части прибывших авиационных полков – 659, 675, 665 в 4 САД. По оценке инспектирующих состояние техники полков, мягко говоря, желает лучшего. В частности, отражено:

     «659 ИАП сформирован в ноябре месяце 1941 года самолетами И-15бис выпуска завода 1939 года в количестве 20 самолетов. Самолеты были собраны со всего САВО. Эксплуатировались в Средней Азии с 1939 года. На песчаных аэродромах, в результате чего моторы имели большой износ деталей; особенно цилиндров, поршней и поршневых колец.
     При сформировании полка самолеты не имели достаточного осмотра и продолжали летать на Красноводском аэродроме «аэродром песчаный». Моторы работали на повышенных оборотах при рулении по песчаному аэродрому. Из 20 самолетов только на 4-х самолетах поставлены моторы, на остальных самолетах моторы имеют малый остаток моторесурсов 10–30 часов. Сразу после прибытия в 4 САД пришлось заниматься ремонтом, переборкой звезды, менять поршня и поршневые кольца. На самолетах проделанная переборка звезд дала плохие результаты- моторы наработали по 10–15 часов и требуют вторичной переборки. Задержка ремонта происходит из-за отсутствия запасных частей, в СЭФ запасных частей для самолета И-15 бис совершенно не было. Самолеты в САВО хранились на линейке под открытым небом, при окружающей температуре 45–50 град. С. Вполне естественно полотняная обшивка самолетов пришла в негодность. Самолеты вышедшие из строя быстро быть восстановленными не могут, как я указал выше, из-за отсутствия запасных частей и (при) продвижение полков вперед эти самолеты вынуждены бывают оставлять на аэродромах. Таким образом находятся: аэродром Пено-3 самолета, один из них на вынужденной посадке в районе Селижарово. Тех состав, обслуживающий материальную часть в Средней Азии, не имеют практического навыка подготовки материальной части в зимних условиях, а отсюда подготовка матчасти и ремонт происходят крайне медленно. Приходится много заниматься тех составам по эксплуатации материальной части в зимних условиях.
     675 ЛБП (лёгкий бомбардировочный полк)-Сформирован 20 самолетами У-2 с аэроклубовской авиации. Состояние материальной части плохое, самолёты грязные, запущенные, монтаж моторов произведен не по инструкции, проводники обмотаны изолирующей изолентой, маслобаки все паянные, Моторы имеют не нормальные люфты упорно-шариковых подшипников коленчатого вала, нижние плоскости у первой, второй и третьей нервюр помяты. Моторы большинства случаев…».
Вот такая архивная правда!

     4-я смешанная авиационная дивизия. С 22 июня 1941 года по 22 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Северо-Западного Фронта.
С 22 января 1942 года по 22 февраля 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Калининского Фронта.

 
     P.S.Следующая публикация будет посвящена участию полка в оборонительных боях на     Волчанском и Купянском направлениях (14–25 июня 1942 года).
 Доукомплектованию личным составом и переучиванию на управление самолётами ЯК-1 в 16-м запасном истребительно авиационном полку 3-й запасной авиационной базы, поселок Баланда (сегодня город Калининск, Саратовской области).
               


Рецензии