В условиях войны за это бы отдали под трибунал...
Из Сети
"Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал «гадостью» сериал Андрея
Кончаловского «Хроники русской революции» о событиях 1905-1924 годов,
который идет на канале «Россия-1» с 27 октября. На заседании Госдумы депутат
потребовал «остановить этот произвол», передает корреспондент RTVI.
«Никогда не думал, что один из способных режиссеров под старость такую
гадость подготовит для всех вас. <…> Большей русофобии, чем попытка
поставить пасквиль на страну, преемницей которой мы являемся, трудно себе
придумать в условиях войны. В условиях войны за это бы отдали под трибунал и
правильно бы сделали», — заявил лидер коммунистов.
Он рассказал, что посмотрел первые две серии и, как человек, хорошо знающий
историю, не увидел там ничего, что действительно относилось бы к «хронике
революции».
«Там нет ни Кровавого воскресенья, ни вооруженного восстания, ни броненосца
“Потемкин” там нет. Ленин приехал испуганный. Ленин — самый храбрый и
известный в мире русский человек. Вам придется его изучать», — указал Зюганов.
«Пасквильные фильмы» о Ленине снимать нельзя, продолжил он. Политик отметил,
что даже во времена холодной войны «цэрэушники-американцы» не выпустили ни
одной такой ленты, поскольку понимали, что «этого делать нельзя».
«Почему его [Ленина] норвежские студенты к Нобелевской премии?
Потому что он первый в мире, когда весь мир утопал в крови, предложил мир без
аннексий и контрибуций. Почему, когда остановилась вся промышленность, дал
возможность всем бесплатно учиться, лечиться?» — перечислил глава КПРФ.
представили
В ходе своего выступления он дал понять, что имеет право на такую критику, так как
«читал всех великих о Ленине, начиная от Эйнштейна», изучал труды политиков и
сам является автором около 150 работ, вышедших «на всех мировых языках».
Зюганов подчеркнул, что подобные «пасквили» недопустимы еще и с учетом того,
что идет воспитание нового поколения.
«Почему сегодня, когда сплоченность нужна, когда надо учиться у ленинского
комсомола, продолжать пионерские традиции, продолжать то, что делали
русские государи и великие полководцы, почему это возможно? Остановите этот
произвол. Нам нужна сплоченность и победа выполнять постановления и
послание президента», — призвал лидер коммунистов".https://dzen.ru/rtvi
...Други!
Подобные пасквили я не смотрю и другим не советую!!
В.Н.
*********
1.Историк Егор Яковлев о «Хрониках русской
революции»: Ленин — это не добро или зло,
Ленин — это прогресс
Картина расколола общество на сторонников и противников художественного вымысла, который
в фильме зачастую побеждает историческую правду.
Как соотносятся в фильме историческая реальность и замысел режиссера?
Соответствует ли историческим свидетельствам образ Ленина, который создал актер
Евгений Ткачук? Об этом журналист Ирина Мишина беседует с историком,
руководителем научно-исследовательского фонда «Цифровая история» Егором
Яковлевым.
«СП»: Что могло заставить сейчас мэтра нашего кинематографа взяться за тему
революции?
— Интерес к истории сейчас очень велик, потому что мы переживаем очень острые,
судьбоносные времена.
Хочется понять: как мы к этому пришли? Именно отсюда — переосмысление таких
исторических фигур, как Ленин, Столыпин, Николай Второй. Отсюда же — попытки
разобраться в прошлом. Но чтобы разобраться в этом, необходимо подходить с точки
зрения исторической достоверности. «Хроники русской революции», к сожалению,
достоверным историческим документом назвать нельзя.
Идефикс Зеленского «выключить свет в столице России» в который раз закончился неудачей
«СП»: Вас считают одним из самых известных специалистов по истории первой
половины 20 века, поэтому допускаю, что Андрей Кончаловский обращался
к вам за консультациями, за помощью. Было такое?
— Андрей Сергеевич разговаривал со мной лично и присылал мне сценарий. Это было
примерно два года назад. Я прочитал сценарий из 16 серий и написал достаточно
большую рецензию, дал обширные комментарии к каждой серии. Должен сказать, что
комментарии эти были критическими, потому что очень многое из того, что фигурировало
в сценарии, историческим фактам не соответствовало. Многие герои в этом фильме ведут
себя так, как не могли вести себя в реальности.
«СП»: Какой фрагмент вам показался в этом смысле самым неправдоподобным?
— Во многих сценах Ленин, Красин, Троцкий, Парвус и многие другие персонажи
фильма действуют вопреки историческим фактам. В качестве примера могу привести
эпизод, который совершенно невозможно себе представить.
Красин, Ленин и группа рабочих приходят к социал-демократу и литературному агенту
Горького — Парвусу и требуют от него деньги, вырученные им за постановки пьесы
Алексея Максимовича «На дне». Парвус отказывается, и Ленин приказывает отрезать
Парвусу кусочек пальца.
В реальности Ленин такого приказа отдать не мог. Если бы такое произошло, он был бы
моментально ославлен в революционных кругах как бандит, потерял бы авторитет
в кругах социал-демократии.
Да и не было такого случая, он нигде не описан. Это похоже на эпизод из какого-то
боевика про гангстеров.
«СП»: По поводу каких еще эпизодов у вас возникли споры с режиссером?
— Есть такая распространенная легенда, что Октябрьское вооруженное восстание было
спецоперацией генералов, которые ненавидели временное правительство, поэтому
решили поддержать большевиков.
Таких офицеров было не очень много, и ключевую роль в Октябрьском восстании они
не сыграли.
В фильме «Хроники русской революции» всё представлено таким образом, что
Октябрьское восстание — это вообще едва ли не заслуга офицеров, которые управляют
этим процессом в союзе с большевиками и, может быть, им руководят. Я категорически
с этим не согласился.
«СП»: Образ Ленина в «Хрониках русской революции» достаточно
неожиданный. В советском и российском кинематографе мы привыкли к другому
Ленину.
У Кончаловского вождь мирового пролетариата представлен не всегда
уравновешенным, не харизматичным. Он мало связан с рабочими. В 8-й серии,
выходя из автомобиля и глядя на толпы вооруженным матросов и рабочих,
Ленин в исполнении Евгения Ткачука спрашивает: «А они нас не кокнут?» Каким
Ленин был на самом деле? Он был популярен в рабоче-крестьянской среде?
— Я считаю работу актера Евгения Ткачука в «Хрониках русской революции» неудачной.
Если Вы продолжите использование данного сайта, это означает, что Вы даете согласие на
использование нашим сервером Cookie-файлов и иных технологий по сбору статистических
сведений о посещениях этого сайта с Вашего компьютера или иного устройства. Политика
конфиденциальности.
Созданный им образ Ленина не дает понимания, почему за Лениным пошло такое
количество людей. Это местами напоминает какую-то карикатуру и клоунаду.
Реальный Ленин ни клоуном, ни шутом не был. Ленин был политическим бойцом, очень
опытным, очень прозорливым, он обладал очень тонким умом.
Именно это отличало его от других революционных деятелей. И именно благодаря этим
чертам Ленин безошибочно понял, когда возможна победа вооруженного восстания.
«СП»: Во время просмотра фильма Кончаловского нередко складывается
ощущение, что главное действующее лицо в нем — деньги. Вокруг них строится
сюжетная линия. Деятель социал-демократического движения, бизнесмен
Александр Парвус произносит фразу: «Любая революция покупается!» И после
этого в фильме Ленин посылает своего помощника за деньгами к Парвусу.
Парвус помогал деньгами Ленину и организации Октябрьской революции?
— Прочитав сценарий, я написал Андрею Кончаловскому, что категорически не согласен
с этой трактовкой. Александр Парвус действительно сумел завязать отношения
с германскими властями и даже получить от них большие суммы на революционную
пропаганду в России.
Парвус действительно пытался встретиться с Лениным в Швейцарии, чтобы сделать его
своим соратником. Сам Парвус в своих воспоминаниях пишет, что эта встреча
закончилась ничем, Ленин отказался с ним сотрудничать. Это подтверждала при жизни и
Надежда Константиновна Крупская.
И еще важный момент. Парвус рассчитывал в советском правительстве после победы
большевиков занять пост министра финансов, но Владимир Ильич Ленин категорически
отказывался с ним сотрудничать.
«СП»: Это были идеологические разногласия или что-то иное?
— У Парвуса была дурная репутация. Он прикарманил себе деньги, которые заработал
на постановках пьесы Максима Горького «На дне». Эта пьеса к тому времени выдержала
огромное количество постановок в Европе. Парвус был агентом Горького и заработал
достаточно крупные суммы благодаря Алексею Максимовичу. Часть этих денег
планировали передать на революционную борьбу, но Парвус просто потратил их на свои
путешествия с любовницей, это было вскрыто во время товарищеских судов.
Когда стало понятно, что Парвус нечист на руку, значительная часть социал-демократов
с ним прервала всякие связи. Ленин — в том числе.
«СП»: Сейчас идет спор о том, кто все-таки заложил мину под распад Советского
Союза. Есть версии, что причина в том, что Ленин предоставил
самостоятельность территориальным образованиям, назвав их союзными
республиками, которые впоследствии объединились в 1922 году…
— Национальные движения на окраинах действительно возникли, и с ними нужно было
что-то делать. Существовали очень серьезные национальные движения на Украине,
в Грузии, в Армении, Азербайджане, и апогея влияние национального фактора достигло
во время гражданской войны, когда возникли национальные государства на осколках
Российской империи.
Большевики, которые принципиально стояли за право наций на самоопределение, этот
национальный фактор учитывали. Они соглашались на автономию для народов России
и на автономную структуру сегодняшней Российской Федерации. Она нам досталась
от советской Российской Федерации.
При Ленине страна стала единым государством. При Сталине система, созданная
Лениным, выдержала удар Великой Отечественной войны. Нацисты потерпели поражение,
потому что нашу страну скрепляли единая советская культура, единая армия, единая
Коммунистическая партия, единая власть.
Как только единая коммунистическая власть стала рушиться, деградировать изнутри,
стала рушиться и страна. Напомню, что руководивший идеологией в ЦК КПСС Александр
Яковлев, «архитектор перестройки», активно поощрял националистические движения
на окраинах Советского Союза, он работал с националистами. И именно он сделал
возможным их активную националистическую пропаганду.
«СП»: Некоторые высказывают точку зрения, что «самостийная Украина» — это
проект Ленина. Вы с этим согласны?
— На мой взгляд, важную роль в идее самостоятельности Украины сыграли национальная
украинская культура и собственный литературный язык. Возникла украинская
интеллигенция, а любая национальная интеллигенция всегда стремилась к созданию
своей государственности. И вот этот национальный фактор не только на Украине,
но вообще на всех окраинах Российской империи сыграл свою роль.
«СП»: Возможно ли возрождение России на основе социалистических идей?
— Я думаю, что только на основе социалистических идей возрождение России
и возможно. Может, это будут не те конкретные идеи, на которые опирались в 1917 году.
Но на этой основе будут выработаны новые концепции, которые, думаю, возродят
не только нашу страну, но и все человечество.
https://svpressa.ru/
***********
2.Вы ли это, господин Кончаловский? О режиссере фильма
«Хроники русской революции»
На российские телеэкраны выкатился скандальный телесериал «Хроники русской
революции», который в КПРФ назвали омерзительной подделкой и гнусным
извращением российской истории.
В этих «хрониках» нет никакой хроники русской революции. Там и близко нет ее коренных
причин (земельный вопрос) и предвестников в виде восстания на броненосце «Потемкин»,
расстрела мирного шествия к царю в «кровавое воскресенье» 9 января, революции 1905
года. Сплошняком дворцовые интриги, шикарные мундиры, роскошные платья, подлые
революционеры. Все как обычно по западным антисоветским лекалам. Кто же поставил
этот очередной «опус»?
Андрей Михалков, он же Андрон Кончаловский. Сын прославленного советского поэта
Сергея Михалкова, автора гимна Советского Союза. Только Андрон Кончаловский в отличие
от отца меняет фамилию и имя в зависимости от конъюнктуры. Взгляды и убеждения он
тоже меняет в зависимости от ситуации.
Был нормальный советский кинорежиссер. Снял несколько неплохих фильмом вполне в духе
социалистического реализма. В 1979 году стал народным артистом РСФСР. Вроде бы все
шло по накатанной дорожке. Но в 1980 году уехал в США.
А вот тут возникают вопросы: человек, обласканный властью, премии, звания. Чего не
сиделось дома-то? И второй вопрос. В те времена непросто было поехать в турпоездку даже
в Польшу, не говоря уже о США. А тут целый народный артист выезжает на ПМЖ в цитадель
мирового империализма без объявления его предателем - изменником, как это обычно
было в случае с «культурными» перебежчиками. Видно пользовался Андрон Сергеевич
особым доверием Советской власти и КПСС?
В Америке снял пару фильмов. Но как-то не заладилось. Народного артиста США не
получилось. Вернулся. В России тоже не заладилось. Хотел прославиться на фильме
«Курочка ряба», да курочка оказалась никчёмная. Денег склевала много, а ожидаемых
золотых яиц снести не смогла. Только в 2014 году получил приз Венецианского фестиваля за
фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына». Однако даже иностранные критики отнюдь не
пришли в восхищение от этого лубка: «Его ограниченный уровень будет опираться лишь на
фестивали и прокат в Европе». В России про этот фильм давно забыли. Что он был, что его
не было!
А вот привычка к славе (и неплохим гонорарам) у г-на Михалкова-Кончаловского
сохранилась. Мы знаем, что «антисоветчинка» очень неплохо продается на Западе. Многие
составили себе имя и состояние на продаже этого дурно пахнущего продукта. Вот и наш
российско-американский режиссер решил не упускать такой возможности. Сначала, в 2020
году, отметился фильмом «Дорогие товарищи» о трагических событиях в Новочеркасске в
1962 году. Событием фильм не стал, но вновь поклясться в верности буржуинам получилось
очень неплохо. Да и по деньгам явно тоже было беспроигрышно. Олигархат на такие вещи
не скупится.
Эта кормушка показалась весьма питательной. Вот «народный артист» на старости лет (88
годов, однако) решил вновь подзаработать на антисоветчине. В России эти «Хроники» вряд
ли прокатит. С такой злобной карикатурой на большевиков и Ленина ныне рискнет вылезти
на телеэкран лишь какой-нибудь разухабистый хохмач из «Квартал-95». Тупая антисоветская
агитка. Весьма в духе американской пропаганды времен «холодной войны».
А вот на зарубеж очень даже пойдет. Любая гнусность о российской истории на Западе
всегда нарасхват. А ныне особенно. Так что возможно, еще и международная кинопремия
обломится.
Андрей Сергеевич! Вы ли это: автор эпохальной «Сибириады», прочувственного «Романса о
влюбленных», фильма «Конец атамана» о славных советских чекистах? Куда Вас занесло?
Как вполне справедливо говорил товарищ Штирлиц: «запоминается последнее». Вы с чем
собираетесь войти в историю советского-российского кинематографа? С гнусной,
извращенной картиной нашего прошлого?
«Свозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил».
Вы, может, подзабыли, Андрей Сергеевич, но эти замечательные слова написал Ваш
выдающийся отец, Герой Социалистического труда Сергей Михалков. А Вы бросили в наше
великое прошлое огромный шмат грязи. Были Вы крупным художником, а стали
обыкновенным перевертышем.
Вам, очевидно, неведомо, что талантливый театральный режиссер Марк Захаров вошел в
историю страны не как постановщик спектаклей, а как человек, который публично, в прямом
эфире телевидения сжег свой партбилет члена Коммунистической партии.
Вместо "Хроник русской революции" получилась примитивная чернуха-заказуха - источник
пропитания бездарных режиссеров. Но ведь деньги не пахнут. Не правда ли, господин
Андрей-Андрон Михалков-Кончаловский?
https://kprf.ru/party-live/
***********
3.ГАЗЕТА «ПРАВДА» О СЕРИАЛЕ
«ХРОНИКИ РУССКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ»
«Идёт классовая война. Ну и хорошо, ведь это мой
класс, богатый класс, ведёт эту войну, и мы
побеждаем», — американский миллиардер Уоррен
Баффет: из интервью газете New York Times, 2006 г.
Состояние политической сферы в России на фоне
продолжающихся военных мероприятий остаётся
крайне закупоренным. Вопреки Конституции РФ,
фактически под запретом оказались шествия и митинги.
С помощью множества законодательных изменений и
технологических уловок, с введением трёхдневного
голосования, дистанционного электронного
голосования и голосования через терминалы, с
массовой нагонкой надомного голосования и
повсеместным использованием как административного
ресурса, так и подавляющего превосходства в СМИ и
финансах — выборы превращены в некую операцию
электорального типа. Негласная цензура не позволяет
ни развернуть хоть сколько-нибудь серьёзную критику
власти, ни протестные действия без риска уехать в
места не столь отдалённые или оказаться
причисленным к иноагентам.
На фоне глубокой заморозки как экономики, так и
политических процессов выходят на передний план
иные сферы столкновения классовых интересов,
несколько иначе проявляют себя никуда не
исчезнувшие объективные противоречия
капиталистического общества. Социологические
опросы, результаты которых публикует Институт
социально-политических исследований, фиксируют
заметный рост запроса граждан на социальную
справедливость (до 33%) и увеличение желающих жить
при социализме (до 44%), многие военнослужащие
сражаются на фронтах СВО с советской символикой,
под Красным Знаменем Победы с серпом и молотом.
Очевидно, что подобные настроения никак не могут
устраивать господствующий класс, который хоть и смог
закрутить гайки в политическом смысле, но уже
чувствует: почва у него постепенно начинает уходить
из-под ног. По всей видимости, именно в связи с
данными обстоятельствами заметно усилилась борьба
в идейно-идеологической сфере, где правящая
верхушка развернула настоящую
антикоммунистическую волну взамен относительно
вяло протекавшей ранее кампании по продвижению
русофобии и антисоветизма.
Основное острие новой атаки направлено против самой
идеи социалистической революции и лично Владимира
Ильича Ленина. Первым ударом стал фильм «Мумия»
за авторством телеканала «СПАС», где любят
рассуждать о православии. Весьма недешёвая, с точки
зрения финансов, квазидокументальная киноподелка,
выпущенная доморощенными националистами и
царебожниками, произвела много рекламного шума, но
отличается довольно посредственным содержанием.
Смешавшиеся в кучу шумеры, демоны, оккультизм,
домыслы, поиски тайных знаков, зиккураты и уже
набившие оскомину спекуляции не произвели
впечатления хоть сколько-нибудь серьёзного
материала. Тем не менее начало было положено,
негативно-нейтральная и по большей части
равнодушная реакция общественности не только не
остановила политических администраторов,
дирижирующих антисоветскими выпадами, но и
подстегнула их продолжить свою деятельность.
Своеобразным продолжением «Мумии» стал
многосерийный фильм «Хроники русской революции»,
снятый довольно именитым режиссёром Андреем
Кончаловским. Автор данных строк не без досады читал
наивные и прекраснодушные комментарии к анонсу
фильма в том смысле, что столь уважаемый режиссёр
должен будет найти в себе силы и удержаться от
совсем уж лютой антисоветчины: дескать, имя и
самоуважение обязывают. Никаких иллюзий
относительно этого фильма не имелось уже тогда —
достаточно было увидеть, что фильм готовил телеканал
«Россия» при поддержке благотворительного фонда
состоятельного бизнесмена Алишера Усманова
«Искусство, наука и спорт». Крупный капитал никогда не
станет снимать не то что положительные, но даже
нейтральные, объективные картины о революции и
вожде мирового пролетариата.
Собственно, сам фильм нисколько не обманул
скептических ожиданий. Все художественные приёмы:
кадры, характер съёмки, сюжет, костюмы, подбор
актёров и тому подобное — решительно всё служит
целям всяческого обеления царского режима и
мистической «России, которую мы потеряли», при
одновременном очернении революционеров, вождей
партии большевиков и вообще любых борцов за
лучший мир без эксплуатации.
Нет ни малейшего желания уходить в многочисленные
детали, описание которых во всех подробностях могло
бы целиком занять несколько выпусков «Правды».
Достаточно обратить внимание на то, что В.И. Ленина
играет Евгений Ткачук, прославившийся благодаря
главной роли в криминальной драме «Жизнь и
приключения Мишки Япончика». Известно, что
удавшиеся роли долго преследуют сыгравших их
артистов, поэтому замысел авторов фильма легко
угадывается: сразу перебросить своего рода мостик от
вора к великому революционеру, подспудно выставляя
последнего ничем не лучше жуликоватого отребья.
На этом криминальные аллюзии не заканчиваются,
дальше — больше: Ленин, Горький и большевики
прессуют Парвуса, словно какие-то «братки» из 1990-х,
и режут ему палец. Сама задумка и подача унизительны
для основателя первого в мире социалистического
государства, что, очевидно, и нужно авторам фильма.
Интересно, что при этом целенаправленно создаётся
вполне чёткий контраст: персонажи, относящиеся к
«старому миру», то есть царские чиновники, офицеры и
государственные деятели, Сергей Витте, Пётр
Столыпин и т.д., — все как на подбор прекрасные,
располагающие к себе люди, опрятные, светлые,
спокойные и рассудительные. Нет никаких сомнений,
что здесь вполне сознательно создаётся антитеза с
бандитствующими и вообще довольно противными на
вид революционерами. Вполне отчётливой нитью
проводится идея иностранщины, почти иноагентства, по
отношению к «смутьянам» — вот революционеры
планируют свои «недобрые дела» в Париже, вот Ленин-
Ткачук прибывает-таки из-за рубежа в Петроград на
Финляндский вокзал и, трусовато озираясь, толкает
речь перед революционными рабочими и солдатами.
Что касается исторической части сюжета, то тут тоже
много «странностей». Достаточно сказать, что в
«Хрониках русской революции» фактически ничего нет
ни про Кровавое воскресенье, ни про Первую русскую
революцию, ни про разгон первой Думы за поднятый в
ней ключевой вопрос о земле. Понятное дело, что
авторы заняты буржуазной пропагандой и действуют
вовсе не как документалисты, но хотя бы несколько
десятков секунд экранного времени таким важнейшим
событиям уделить стоило бы, иначе всё действо
выглядит уж совсем как-то несерьёзно и словно
повисшим в воздухе без всякого контекста,
предпосылок и причинно-следственных связей.
Стоит повториться: ждать от этого кино достоверности,
правды, отражения духа описываемого времени нет
смысла. Не было у авторов задачи показывать что-либо
из вышеперечисленного. Собственно, в отличие от всё
той же «Мумии» Корчевникова, нагло и бесцеремонно
разглагольствовавшей о своей якобы
документальности, авторы «Хроники» сразу объявляют
своё детище художественным фильмом, полностью
развязывая себе руки для любых нелепиц и
перевирания истории. Как метко отмечал ещё Фридрих
Энгельс: «Буржуазия всё превращает в товар, а,
следовательно, также и историю. В силу самой её
природы, в силу условий её существования ей
свойственно фальсифицировать всякий товар:
фальсифицировала она также и историю. Ведь лучше
всего оплачивается то историческое сочинение, в
котором фальсификация истории наиболее
соответствует интересам буржуазии». Указанные
строчки написаны Энгельсом в 1870 году, более 150 лет
назад. Но поскольку в основе своей капитализм не
изменился, то и актуальность слов бессмертного
классика остаётся непревзойдённой и по сей день.
Класс собственников средств производства, буржуазия,
и в первую очередь наиболее имущая её часть —
крупный олигархический капитал, сознательно
вкладывает большие денежные средства и использует
имеющиеся в его распоряжении каналы коммуникации
с обществом для того, чтобы транслировать на
многомиллионную аудиторию трудящегося и
эксплуатируемого народа свою, буржуазную, точку
зрения на Ленина, партию большевиков и саму идею
революционной борьбы. Все и всё, что способно хоть
немного помочь рабочему классу задуматься о своей
Новости
судьбе, о своей незавидной доле винтика в
бесчеловечной машине капитализма, о работе без
продыху до гробовой доски, — всё беспощадно
вымарывается, оплёвывается, выставляется в
максимально неприглядном виде.
Специальные информационные операции вроде
«Мумии» и «Хроник русской революции» есть не первые
и, по всей видимости, далеко не последние звенья в
длительной классовой войне на идейном поприще —
войне за получение контроля над сознанием
большинства, которое одно только и способно своими
действиями либо поддержать, либо опрокинуть систему
капитализма. Для первого выбора достаточно всего
лишь молчать, ничего не делать и безропотно
покориться судьбе. Это лёгкий путь с очень тяжёлыми
последствиями в виде впахивания на чужого дядю,
кредитной удавки, военных потрясений, вымирания
народа, электронного концлагеря и неизбежного
угасания нашей державы.
Для другого пути потребуется трудная и
продолжительная классовая борьба на всех фронтах —
идейном, экономическом, политическом, а также
революционная самоорганизация трудящегося
большинства и его партии. Всё то, чем нам необходимо
заниматься каждый день, чтобы бросить вызов системе
олигархического капитализма. И лишь одной из
великого множества задач будет объяснить народу, что
такое пресловутые «Хроники русской революции» и как
они нужны буржуям, чтобы держать трудящихся в
повиновении.
https://kprf.ru/
*************
4.Бурлеск, а не трагедия: как Юра Борисов
в «Хрониках русской революции» спасает Николая
Что не так с амбициозным кинороманом живого классика
Кончаловского и «татарской башкой» Ленина
В онлайн-кинотеатре Start дебютировал, пожалуй, самый масштабный проект года —
16-серийная картина «Хроники русской революции». Кинороман 88-летнего
известного режиссера Андрея Кончаловского повествует о гибели Российской
империи — о терзаниях самодержца Николая II, революционных кружках под
предводительством Владимира Ленина, Георгия Гапона и Лютера, а также о патриоте
империи Михаиле Прохорове, который пытается остановить террор. Именитый
продюсерский каст обеспечил картине монументальный размах, а главные роли
исполнили номинант на «Оскар» Юра Борисов и супруга режиссера Юлия Высоцкая.
О том, почему у Максима Горького «неправильный» говор, как Ленин превратился
в карикатурного персонажа и чем недовольны критики, — в нашем материале.
1. О чем сериал
1905 год. Российская империя потерпела поражение в Русско-японской войне, и
Николай II, чтобы хоть как-то снизить градус напряжения в обществе и предотвратить
смуту, издает манифест об усовершенствовании государственного порядка,
обещающий даровать «незыблемые основы гражданской свободы». Революционные
движения воспринимают жест царя как капитуляцию монархии и оживляются —
государь даже не может прогуляться по собственному дворцу, опасаясь терактов. Над
империй нависла угроза гибели, не за горами переворот, а боевики то и дело готовят
покушения. Николай II назначает офицера царской охраны Михаила Прохорова
начальником особого отдела полиции по охране общественного порядка, который
должен разоблачить заговорщиков и остановить террор.
2. Оригинальность и актуальность истории
Современные российские кинематографисты увлеченно листают страницы учебников
по истории, каждый раз выбирая новую «жертву» для переосмысления — то вдоль и
поперек исследуют династию Романовых, то пересказывают один за другим ход
ядерной гонки в 1950-х. Гуру экранного искусства Андрей Кончаловский взял выше и
решил написать целый кинороман о периоде с 1905 по 1924 год, т. е. с манифеста
Николая II до смерти Владимира Ленина. Получилось ли у создателей гармонично
уместить почти 20 лет и имена сотни исторических деятелей в 16 часов — вопрос
риторический.
Отобразить революцию пытались многие: например, в 2017 году в знак 100-летия
Октябрьской революции вышло сразу несколько сериалов о сломе эпох — «Троцкий»
с Константином Хабенским, «Демон революции» с Евгением Мироновым и «Крылья
империи» с Милошем Биковичем. Во времена мировой нестабильности обращение к
истории — закономерное явление и попытка найти ответы на извечные вопросы: что
есть патриотизм, к чьим лозунгам стоит взывать и как построить «правильное»
государство.
3. Драматургия и диалоги
«В начале XX века после поражения в Русско-японской войне страна находится в
состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Россию охватывают
народные волнения, назревает революционная ситуация…» — звучит в первые минуты
«документальный» голос Владимира Майзингера, заботливо вводя зрителя в курс
дела, пока на экране мелькают черно-белые архивные кадры. Он появляется редко,
но метко, чтобы объяснить, что вообще происходит. Мудрое решение, учитывая
масштаб показываемых событий и обилие персонажей: пока следишь за одной
линией, тут же появляется новая, а сюжет скачет от одного параграфа к другому.
Исторической драме свойственен пафос, но после десятка ресторанных застолий,
общественных собраний и мелькающих бород он начинает надоедать, и никакие
пышные платья и патетические речи не спасают от скуки. Создатели решили пойти по
знакомой «драматургической индукции» — от малого к большому, от частных историй
к эпохальным событиям, но герои теряются в лоске, а ключевые моменты уходят
далеко на второй план.
В «Хрониках…» более 350 персонажей, 157 из которых реально существовали. С
последними в сериале туго. «Ленин вообще ни к кому не прислушивается — вредный
тип. Никогда не знаешь, какая дикость взбредет в его татарскую башку», —
неодобрительно говорят о будущем правителе страны, который выглядит комично
трусливым и суетливым. Молодой Максим Горький нарочито и неестественно
пародирует нижегородский говор. Настоящий голос писателя отличался так
называемым неполным оканьем, в картине же каждая «о» у Алексея Максимовича
подчеркнута до карикатурности. Феликс Юсупов — в женском платье, Григорий
Сайт использует cookie для обеспечения удобства пользователей, его улучшения,
предоставления персонализированных рекомендаций. Подробнее 7
Распутин «подлизывается» к царю, а смерть Петра Столыпина даже не показывают —
короткими штрихами и долгими нудными разговорами авторы раскрывают своих
персонажей.
Главный герой — собирательный образ преданного империи офицера, которого
назначают начальником особого отделения полиции. По ходу повествования
Прохоров выслеживает террористов, крутит романы с революционеркой Ариадной
Славиной и балериной Матильдой Кшесинской и открывает глаза на коррупцию в
государстве. Его линия прописана довольно хорошо, хотя любовные интересы скорее
выглядят натянутым «бантиком» для внимающих зрительниц.
4. Авторы сериала
Кончаловский — известное имя не только в российской, но и в зарубежной
киноиндустрии. В 1980 году он уехал в Голливуд, где снял несколько блокбастеров:
«Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом, «Поезд-беглец»
(1985) с Джоном Войтом и др. Последний его фильм перед нынешней киноэпопеей —
ретродрама «Дорогие товарищи!» о новочеркасском расстреле 1962 года, выдвинутый
на премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм.
Долго и плодотворно Кончаловский сотрудничал с миллиардером Алишером
Усмановым, который поддержал в том числе «Хроники русской революции»,
выступив в качестве генпродюсера. Вместе с ним шоураннерами указаны
медиаменеджер Антон Златопольский и основатель компании Yellow, Black and White
Эдуард Илоян. Более влиятельного состава сложно представить, так что ожидания от
картины были высокими.
5. Звезды каста
С постера сериала на зрителей грозно глядит Юра Борисов, который сыграл
вымышленного персонажа — подполковника, радеющего за империю. Номинант на
главную мировую кинопремию после съемок в оскароносной «Аноре» получил статус
голливудской звезды и теперь вместе с Эндрю Гарфилдом снимается в фильме
итальянского режиссера Луки Гуаданьино «Искусственный» в роли сооснователя
Сайт использует cookie для обеспечения удобства пользователей, его улучшения,
предоставления персонализированных рекомендаций. Подробнее 7
OpenAI Ильи Суцкевера, готовится к роли русского поэта в романтической драме
«Деннис» от студии A24 и обживается в статусе члена Американской академии
кинематографических искусств и наук. В общем, акклиматизация на зарубежном
кинорынке у Борисова прошла успешно, хотя и о родине он не забывает. Актер
зачитывал рэп, примерив образ главного русского поэта в мюзикле-байопике
«Пророк. История Александра Пушкина», бродил по якутской глуши в триллере
«Кончится лето» и поучал старшеклассников в роли экс-рэпера, сбежавшего из рехаба,
в сериале «Урок».
Сделать Борисова лицом «Хроник…» было главной удачей — его харизма затмевает
скуку, строго сдвинутые брови говорят о непоколебимости героя, а умение
перевоплощаться ради служебного задания интригует больше романтических
перипетий. И все же приятно наблюдать за тем, каким мягким становится его взгляд
при виде балерины Кшесинской, которую играет Ольга Лерман. Говорят же:
«Встретимся в другой жизни». Если в «Уроке» у экранного дуэта не получилось романа,
то новинка обещает их сполна. Впрочем, счастью парочки «мешает» жена
Кончаловского Юлия Высоцкая, которая перевоплотилась в коварную авантюристку
Славину. Эгоистичная и самоуверенная, она ломает судьбы людей, будто само
воплощение надвигающейся революции. Славина, в свою очередь, еще и крутит
роман с перспективным композитором Лешенькой Тихомировым (Никита Коротаев),
прототипом которого мог бы быть Иван Скрябин.
Образ Ленина воплотил Евгений Ткачук, сделав вождя гротескным персонажем. Его
главным оппонентом можно считать Николая II в лице Никиты Ефремова, а будущим
преемником — молодого Иосифа Сталина (Тимофей Окроев). Члена боевой группы
Российской социал-демократической рабочей партии Лютера, чьи руки по локоть
измазаны в крови, сыграл Александр Мизев, скользкого Александра Парвуса —
Александр Колубков. Еще из лидеров политических движений особо отличается
обаятельный любимец публики, священник Георгий Гапон, в которого перевоплотился
Илья Крутояров. Есть и литературные деятели в сериале: роль Маяковского исполнил
Петр Рыков, а Максима Горького — Евгений Смирнов-Иваницкий. Еще из ключевых
исторических деятелей в картине появляются Надежда Крупская (Наталья
Самсонова), Сергей Витте (Константин Милованов), Петр Столыпин (Александр
Фисенко), Григорий Распутин (Максим Колесниченко) и др.
6. Картинка
В продолжение разговора об актерах: изначально планировалось подобрать каст на
основе фотографического сходства с личностями, но в конце концов от идеи
отказались в пользу известных артистов. Художники по гриму и костюмам отлично
Сайт использует cookie для обеспечения удобства пользователей, его улучшения,
предоставления персонализированных рекомендаций. Подробнее 7
поработали над своими подопечными — некоторых не отличить от исторических
портретов. Массовку подбирали с необычными лицами, подходящими под ту эпоху, за
ними кастинг-директора отправлялись во многие города, в том числе и в Казань.
Декорации тоже выглядят впечатляюще. В роскошных залах проходят светские
вечера, на улицах Петербурга разъезжают на каретах, в кабинете императора бережно
расставлены фотографии домочадцев. В съемках задействовали три павильона
«Мосфильма», Екатерининский дворец в Лефортово, особняк Трубецких-Нарышкиных,
Дом композиторов, Александровский дворец и другие исторические здания.
Целая команда во главе с оператором-постановщиком Андреем Найденовым
трудилась над разноплановостью. Ключевые массовые эпизоды снимали более 20
камер, за остальными сценами одновременно «следили» около 6 камер без
перестановки. Таким грандиозным размахом объясняется долгий продакшен: картину
снимали целый год, а с 2023-го тщательно обрабатывали материал.
7. Что говорит критика
Один из самых ожидаемых сериалов года вызвал бурю откликов среди критиков —
зачастую не самых положительных. Опытный обозреватель Михаил Трофименков
(«Коммерсантъ») трактует новинку так: «Видать, было в „России, которую мы
потеряли“, что-то такое, что никак не дает мастерам кино снять ее гибель как
трагедию, а не как бурлеск». По его мнению, от «Хроник…» можно было ожидать
нового, прозрачного взгляда на события 1905–1924 годов, но сама революция
остается за кадром любовных и криминальных интриг.
В сериале нет трескучей занудности и «индустриальности», когда методично
демонстрируют процессы, а людей едва успевают обрисовать схематично-фанерно,
считает Сергей Ефимов («Комсомольская правда»), которому было нескучно смотреть
первые эпизоды. «Чаще всего исторические сериалы для ТВ снимают для того, чтобы
зрительницы за ужином насладились старинными одеяниями. „Хроники…“,
разумеется, не из этого ряда. Если вы догадывались, что государственные
перевороты происходят, когда правящий класс некомпетентен и увлечен не заботой о
стране, а красой собственных ногтей — ну и балеринами с бородатыми босоногими
жуликами, у вас появился прекрасный шанс в этом убедиться», — иронизирует
Ефимов.
Илья Кролевский (Lenta.Ru) называет «Хроники…» монотонным политическим
памфлетом, после просмотра которого смятение будет ощущаться чуть ли не на
физическом уровне. «Из-за верности букве истории приходится жертвовать
внятностью — персонажи возникают и бесследно исчезают, сюжетные линии и
истории обрываются, а некоторые отношения (например, между Прохоровым и
революционеркой Ариадной) будто развиваются где-то за кадром. Более того,
Кончаловский настолько не верит в знание зрителем основ русской истории ХХ века,
что заставляет своих героев проговаривать в диалогах чуть ли не целые параграфы
соответствующего учебника. Эта дотошность делает „Хроники“ не только театральнее,
но и попросту тяжелее», — пишет критик.
«Огромный бюджет и знаменитые имена в титрах не являются гарантом качества.
Пока многосерийная эпопея Кончаловского разочаровывает и утомляет, и, кажется,
предпосылок к изменению в лучшую сторону не предвидится», — выносит вердикт
Кирилл Артамонов («Okkолоkино»). С ним согласен и Максим Гревцев («Кино-
Театр.ру»): «В эксперименте Кончаловского совсем не чувствуется ни движения
времени, ни стремительного приближения российского общества к точке кипения: до
московских гостиных и питерских ресторанов не доходит шум многотысячной толпы,
вышагивающей с транспарантами по Невскому проспекту. Из-за нескончаемых
диалогов о судьбах родины и делах любовных пропадает из сериала та самая
пресловутая „хроника“ русской революции: о ключевых событиях вкрадчивым
голосом из-за кадра расскажет Владимир Майзингер. Без его помощи, как и без
периодической сверки с учебником истории за 10-й класс, „Хроники русской
революции“ остаются не более чем салонной драмой с прекрасными, но будто бы
потерянными артистами, запертыми в прилично меблированных нумерах».
8. Какому зрителю адресована картина
«Хроники русской революции» адресованы заинтересованному зрителю, который
хватается за все исторические кинороманы, хроники, байопики и любят
поразмышлять о предпосылках и последствиях Октябрьской революции. Юных
зрителей картина вряд ли сможет заинтересовать — уж очень напоминает вебинары
по истории. Зато и отчаянным, и отчаявшимся домохозяйкам драма зайдет благодаря
насыщенным (хоть и не всегда оправданным) любовным линиям и криминальным
интригам.
9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность
Подписчикам онлайн-кинотеатра Start уже доступно 7 эпизодов «Хроник…», а 27
октября 16-серийный кинороман начнут показывать на телеканале «Россия». На
стриминговом сервисе новинка будет выходить по пятницам до 21 ноября.
Телесериал разделен на четыре главы по три-пять эпизодов в каждой, их названия —
«Рассвет», «Распад», «Разгон» и «Расплата». Хронометраж — около часа, так что
Сайт использует cookie для обеспечения удобства пользователей, его улучшения,
предоставления персонализированных рекомендаций. Подробнее 7
придется потратить немало времени на просмотр, особенно чтобы вникнуть в
повествование и запомнить всех героев.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
5 баллов из 10 возможных. Что можно похвалить в сериале, так это харизму Борисова
и масштабный антураж, над которым не покладая рук трудились художники-
постановщики. И авансом плюс балл в знак уважения к идее — изобразить 20 лет
истории, которые сошли бы и за полвека по насыщенности. В остальном пафосные
беседы и унылая затянутость не впечатляют. Вместо того чтобы показать историю в
лицах, авторы перебивают революцию мелкими интригами и быстрым экскурсом (не
всегда, однако, достоверным) в начало XX века.
https://m.business-gazeta.ru/
**********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
5 ноября 2025 года.
Свидетельство о публикации №225110500183
