Во власти неведомой силы. Глава 32. Холатчахль
http://proza.ru/2025/10/03/262
***************
В 15 часов 1 февраля 1959 года туристы группы Игоря приступили к важнейшему этапу своего похода - восхождению на гору Отортен Главного Уральского хребта.
В этот день по замыслу Игоря они должны были подняться на Главный Уральский хребет по склону близлежащей горы хребта до высоты 850 метров над уровнем моря и организовать там ночёвку, заняв исходную позицию для последующего движения к горе Отортен по Главному Уральскому хребту в диапазоне высот 800 - 900 метров над уровнем моря.
Такой близлежащей к стоянке туристов горой являлась гора с мансийским названием Холатчахль, обозначенная на топографической карте, переданной туристам Игнатием Фокичем, как высота 1079.
Гора Холатчахль расположена в составе хребта Поясовый Камень в 14 км к югу от горы Отортен. Как и у большинства уральских вершин, очертания горы мягкие, на склонах встречаются выходы скального грунта в виде курумников. Самая нижняя часть склонов была покрыта лесом, выше находились участки тундровой растительности. На вершине горы находилась небольшая совершенно ровная площадка.
Туристы должны были установить палатку на расстоянии примерно 300 метров от вершины горы.
Игорь не собирался жить на склоне горы 1079, а собирался только переночевать, поэтому начинать восхождение рано утром не было смысла. Он рассчитал, что если группа выйдет в 15 часов, то за два часа, к 17.00, достигнет заданной точки, за час до 18.00 установит палатку и в 19.00 уже может приступить к ужину.
Хотя склон горы не был слишком крутым, тем не менее представлял собой непрерывный подъём с участками уклоном от 5° до 35°.
Игорь знал, что такие уклоны невозможно преодолеть, следуя по прямой линии, проложенной по азимуту, если конечно не использовать приёмы ёлочкой или лесенкой. Игорь знал, что по прямой в горах не ходят, и рассчитывал на то, что восхождение на склон горы 1079 придётся проводить траверсированием, поэтому заложил на восхождение два часа.
Расчёт Игоря оказался верным. В ходе траверсирования туристы 7 раз изменяли направление движения. Точки, в которых нужно было поменять направление движения, нельзя было определить заранее, они определялись экспромтом исходя из конкретных условий на местности. Мешала и карликовая растительность, которая цеплялась за лыжи и за одежду.
Тем не менее, к 17 часам туристы поднялись на высоту более 800 метров на северо-восточном склоне горы 1079. Склон был выбран Игорем исходя из требований защиты от преобладающих на склоне западных и юго-западных ветров, которые обтекали гору справа и слева, оставляя за самой горой относительно защищённое от ветра пространство.
Установка палатки с учётом направления ветра была традиционной практикой туристов. В целях уменьшения парусности палатка как правило устанавливалась задней стенкой к ветру, таким образом, чтобы вход в палатку был по направлению ветра, и ветер не задувал в палатку через входной тамбур.
Идея установки палатки и организации ночевки на склоне горы 1079 была поддержана всеми участниками группы. Это решение было оптимальным со всех точек зрения.
С одной стороны, туристы считали такую ночёвку абсолютно безопасной. Альпинисты всегда ночуют в горах, не имея другого варианта, и сама по себе ночёвка на склоне горы не является экстремальной. Здесь же лес был всего в полутора километрах от места установки палатки, и в случае срыва палатки ураганным ветром, аварийной ситуации или просто если бы туристы в палатке начали страдать от холода, всегда можно было бы свернуть палатку и за несколько минут переместиться в лесную зону.
С другой стороны, установка палатки на склоне давала туристам очень много. Установив палатку на склоне, группа занимала исходную позицию на нужной высоте дальнейшего движения по хребту, к вершине Отортена, и уже не нужно было тратить время и силы на восхождение на хребет, а можно было утром просто со свежими силами идти по хребту к своей цели.
Учли туристы и предупреждение лесника Ивана Дмитриевича об ураганных ветрах, которые могут быть зимой на хребте. Погодные условия в лесу и на хребте коренным образом отличаются, и могло оказаться так, что при ночёвке в лесу туристы, поднявшись утром на хребет, были бы вынуждены спускаться обратно из-за ураганного ветра. При ночёвке на хребте туристы владели бы погодной ситуацией и прямо с подъёмом могли принять решение о возможности и целесообразности продолжения движения по хребту.
И наконец, немаловажным являлся тот аспект, что каждый поход туристы рассматривали как приобретение и накопление своего туристского опыта. Этот поход был высшей III категории трудности, и после его завершения все участники имели право руководить лыжными походами III категории трудности, многие из них собирались это сделать реально в будущем.
Наряду с Северным Уралом, туристов всё больше привлекали Приполярный и Полярный Урал, где без ночёвок в горной безлесной местности было не обойтись. Туристы хотели приобрести такой опыт, Игорь такой опыт имел, участвуя в походе на Манарагу, и собирался поделиться им с товарищами, ночёвка на склоне оказалась ещё и ценной попутной тренировкой для участников похода.
Поэтому туристы с радостью принялись за установку палатки на склоне под руководством опытного Игоря.
Для начала туристы выбрали наиболее подходящую для установки палатки площадку. По замыслу Игоря это место должно было находиться в диапазоне высот 800 - 900 метров, склон имел непостоянную крутизну, и в пределах этих высот можно было выбрать участок, близкий к горизонтальному. Выбрать было из чего. Разница высот 100 метров на местности реализовывалась в расстояние по склону примерно 300 метров.
Туристы выбрали участок с уклоном 5 - 8 градусов. Выбранное место было покрыто снегом с плотной коркой наста. С одной стороны, это было удобно для установки лыжных палок, за которые крепились растяжки, наст крепко удерживал их. С другой стороны, требовалось очистить площадку под палатку для её выравнивания, близкого к горизонтальной. Для этого у туристов кроме лыж и лыжных палок были топоры и ледоруб.
Лапника на склоне не было, и вместо него туристы уложили на площадку 8 пар лыж. Размер палатки по дну был примерно 1,8 х 4 метра. Туристские лыжи были длиннее ширины палатки, они укладывались поперёк палатки креплениями вниз, при этом загнутые носки лыж не должны были испытывать нагрузки во избежание их поломки. Пришлось сделать площадку шире.
Одна лыжа имела ширину 8 см, общая ширина всех уложенных под палатку лыж была не более полутора метров. Сплошного настила из лыж не получалось, получался каркас. Чтобы не спать на рёбрах каркаса, пространство между уложенными лыжами аккуратно засыпали снегом.
Палатка, сшитая из двух "памирок", имела два варианта установки - обычный и штормовой. Учитывая возможное осложнение погодной обстановки на склоне, палатку ставили по-штормовому, с использованием всех растяжек и стоек укороченной высоты.
В качестве стоек туристы использовали укороченные лыжные палки длиной 110 см, заготовленные Александром для изготовления туристских саней. Чтобы подвесить в палатке печку, надо было приподнять и зафиксировать в этом положении среднюю часть конька. Деревьев на склоне не было, и Игорь применил для этого способ, освоенный им в своё время в зимнем походе по Приполярному Уралу в группе Моисея.
Через центральную проушину конька протянули репшнур, закрепили его на растяжках из лыжных палок, а чтобы он поднимал конёк вверх, поставили между палаткой и лыжными палками в качестве распорок лыжи из оставленной для этого пары. Многие туристы когда-то жили в деревне или ездили в деревню к бабушкам и дедушкам и видели, как таким способом поднимают вверх верёвку с развешенным постиранным тяжёлым постельным бельём. Чтобы репшнур не соскакивал с лыж, на носки лыж надели скрученные из проволоки кольца.
Установили палатку, собрали и подвесили печку. Справа от печки на трос повесили самодельный светильник, изготовленный Рустемом перед походом. Светильник представлял из себя фрагмент консервной банки, на который устанавливалась зажжённая свеча. В палатке сразу стало светло и уютно.
Туристы достали из рюкзаков необходимые вещи и продукты, затем уложили рюкзаки на дно палатки, на них побросали ватники, и сверху всё это застелили двумя одеялами. Спальное место было подготовлено.
Инвентарь и инструмент сложили вблизи от входа, остальные вещи и продукты разместили в дальнем углу палатки.
Затопили печку дровами, взятыми на предыдущей стоянке, в палатке стало тепло. Туристы переоделись в сухую тёплую одежду, так как за время подъёма и установки палатки их походная одежда стала влажной от физической нагрузки. Костра на склоне не было, сушить влажную одежду было негде, и туристы воспользовались известным им и популярным в те годы методом просушки одежды на себе.
Влажная одежда надевалась на себя поверх сухой, при этом она в случае необходимости выворачивалась и надевалась наизнанку. За счёт тепла тела, поступающего через сухую одежду, она просыхала, и к утру после сна снова была сухой, и её снова можно было использовать в лыжном походе.
У туристов в рюкзаках было тёплое бельё и трико, были вторые свитера, были запасные шерстяные и хлопчатобумажные носки. Всё это они надели на себя, стало тепло и сухо.
После переодевания организовали ужин. Туристы плотно пообедали горячей пищей на стоянке в районе Ауспии, на ужин хватило корейки с сухарями и запасённого в обед какао. Ужинали, сидя в палатке.
После ужина Игорь сказал:
- Ну что, наш первый день восхождения на Отортен завершён благополучно. Пора отразить это событие в стенной печати. Предлагаю выпустить сегодня боевой листок N 1, а завтра и послезавтра - боевые листки N 2 и N 3. Содержанием его наполним все вместе. А кто хочет быть редактором?
Семён сказал:
- Давайте я. Я может ещё что-нибудь в нём и нарисую, каракули -маракули.
Все согласились. Достали бумагу и передали Семёну. Семён печатными буквами написал вверху: "Боевой листок N 1".
Юра сказал:
- А давайте придумаем ему название. Например, "Наш поход", или "УПИшники на Северном Урале".
Люда сказала:
- А можно "В дни съезда".
Николай сказал:
- Не современно. Сейчас в моде пресса вечерняя - "Вечерняя Москва", "Вечерний Свердловск" Вот и у нас пусть будет "Вечерняя палатка".
Игорь сказал:
- А если "Вечерний Отортен"? И вроде как по моде, и вроде как про нас.
Идея понравилась, и Семён застолбил на листе бумаги: "Вечерний Отортен".
Николай достал из кармана газету и сказал:
- Вот смотрите - "Вечерний Свердловск" - орган Свердловского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. Нам тоже надо какой-то орган прописать.
Зина сказала:
- А пусть будет орган группы "Хибина". Мы же себя так иногда зовём.
Семён сказал:
- А давайте с юмором: "Орган издания профсоюзной организации группы "Хибина".
Предложение было принято. Семён записал фразу в боевой листок и изобразил рядом значок "Турист СССР".
Зина сказала:
- Надо написать передовицу.
Семён вывел печатными буквами слово "передовица". И сказал:
- Сейчас вся страна встречает XXI съезд партии успехами и достижениями. Мы можем написать "покорением горы Отортен".
Юра сказал:
- Могут подумать, что мы из-за съезда туда идём, а это не так. Может, лучше написать "успехами в работе турсекции"?
Николая осенила идея:
- Слушайте, недавно я прочитал статью директора свинофермы, смеялся до коликов в животе. Там было написано "Встретим XXI съезд увеличением свинорождаемости!". Чем мы хуже? Напишем "туристорождаемости".
Семён сказал:
- Вот это правильно. И с юмором.
Он вывел красивыми буквами с завитками передовицу: "Встретим XXI съезд увеличением туристорождаемости!" и нарисовал лежащего на спине не умеющего ходить мелкого карапуза с рюкзаком на животе. Это было забавно, все дружно засмеялись.
Игорь сказал:
- Ну что ж, начало положено хорошее. Какие рубрики предложит публика?
Юра сказал:
- Предлагаю начать с главного - Философский семинар - любовь и туризм.
Игорь сказал:
- Ну, ну, давай текст!
- "Проводится ежедневно в помещении палатки (главный корпус)".
Зина добавила:
- "Лекции читают доктор Николай и аспирант Люда".
Люда обиделась:
- Чего это он доктор, а я аспирант? Я тоже хочу быть доктором!
Зина ответила:
- Ну, Николай всё же больше развратных книг прочитал, с ним никому не сравниться. Запишем тебя как "кандидат любовных наук", согласна?
Люда была согласна. Записали. Семён нарисовал два сердечка и на их фоне ледоруб. Любовь и туризм.
Георгий сказал:
- Сейчас популярно "Армянское радио". Опубликуйте армянскую загадку "Можно ли одной печкой и одним одеялом обогреть 9 туристов?"
Александр спросил:
- И ответ какой?
- Ответ не скажу, пусть каждый подумает, завтра выберем лучший и поместим в боевом листке N 2.
Армянскую загадку записали. Семён изобразил торчащую из-под одеяла испуганную усатую морду. Все узнали Семёна и смеялись от души.
Николай сказал:
- Предлагаю заметку для рубрики "наука": "В последнее время в научных кругах идёт оживлённая дискуссия о существовании снежного человека. По последним данным, снежные человеки обитают на Северном Урале в районе горы Отортен".
Люда сказала:
- Вот накаркаешь, он ночью к нам и придёт.
Николай ответил:
- Ну и что, я дежурный, сплю с краю. Подвинусь.
Люда не унималась:
- А если он тебе кости переломает или вообще сожрёт?
Николай был согласен:
- И ладно, в историю научных открытий войду. Газеты напишут: "Снежный человек существует. В феврале месяце в районе горы Отортен он сожрал советского инженера прораба из Свердловска Николая."
С емён сказал:
- Станем знаменитыми, о нашем походе узнает весь мир Может быть, так и запишем?
Николай ответил:
- Подождём до завтра, когда сожрёт.
Записали первоначальный вариант. Семён изобразил силуэт мохнатого чудовища.
Александр сказал:
- Я тоже хочу прославиться в нашей газете. Откройте рубрику "Новости техники" и напишите: "Туристские сани. Хороши при езде в поезде, на машине и на лошади. Для перевозки груза по снегу не рекомендуются. За консультацией обращаться к главному конструктору Александру".
Историю с санями и их судьбой знали все, вопросов не было, заметку записали в боевой листок. Рисовать картинку было уже негде.
Семён сказал:
- Место заканчивается, принимаю последнюю заметку, остальные идеи - завтра, в следующий выпуск.
Рустем попросил Семёна:
- Тогда заметка для рубрики "Спорт": "Команда радиотехников в составе Юры и Зины установила мировой рекорд в соревнованиях по сборке печки 1 час 02 минуты 27, 4 сек."
Игорь спросил:
- Это о чём? Где было и когда?
Рустем ответил:
- 29-го числа, на стоянке на Ауспии. Они сами расскажут.
Путаясь, смущаясь и перебивая друг друга, ребята рассказали про этот забавный случай. Все туристы дружно смеялись.
Боевой листок решили на стенку палатки не вешать, а вывесить на доске турсекции после возвращения из похода. Юмор ребят заслуживал широкой аудитории читателей.
Время близилось к 22 часам. Песни петь не стали, мандолина оставлена в лабазе. В чём сидели, в том и легли спать, укрывшись сверху оставшимися одеялами и тёплыми куртками.
В печке дрова прогорели, тёплые угли потихоньку остывали. В палатке было жарко, по концепции Игоря топить печь всю ночь было бессмысленно, достаточно было натопить её с вечера, перед сном. В деревенских избах никто не топит печку всю ночь, к утру изба выстывает, но это терпимо.
А в палатке девять человек в малом объёме дышат, и даже вообще без печки в палатке никто и никогда не замерзал.
Дежурные Николай и Семён сняли остывающую печку, разобрали её, вытряхнули золу и упаковали печку в чехол, чтобы не тратить на неё время утром.
Осмотрели палатку, стряхнули со скатов снег. При неработающей печке можно было не сидеть в палатке, а лечь спать, как все.
Семён и Николай потушили светильник, легли с краю и тоже уснули. После трудного дня на свежем воздухе спалось хорошо и спокойно.
Назавтра туристам предстоял ранний подъём и лыжный переход по Главному Уральскому хребту к озеру Лунтхусаптур у подножия горы Отортен. Всё складывалось удачно, в соответствии с проектом похода.
***************
Продолжение повести в главе 33.:
Свидетельство о публикации №225110500262
