Переиначивание мигрантами культурной среды России

Резко обострившийся мигрантский вопрос проявился в общественном пространстве Российской Федерации в самых разных аспектах. Россияне весьма резко осуждают нарушение мигрантами российского законодательства, постепенное замещение мигрантами коренного населения, появление в городах и пригородах замкнутых мигрантских анклавов на правах мини-государств, всплеск этнической преступности, перемещение в страну мигрантских семей, всемерное распространение в стране исламской религии, абсолютное нежелание приезжих интегрироваться в российское общество, постепенно усиливающаяся тенденция перехода в исламскую религию коренных россиян и т.д.  Особо задевает россиян демонстративное проявление мигрантами абсолютного неуважения к культурным традициям России.

Без всякого сомнения, полное игнорирование приезжими национального культурного богатства – это весьма серьёзное действо, в полной мере унижающее человеческое достоинство аборигенного населения. По этому поводу можно долго с законным негодованием возмущаться, выставляя напоказ своё праведное оскорбление подобным отношением мигрантов к культурной среде страны, в которую они въехали с намерением надолго обосноваться в ней в качестве её новых граждан. И вот как паз в этой-то позиции возникает некая крайне противоречивая на сегодняшний день коллизия, связанная с тем, что большинство россиян в ответ на просьбу конкретно пояснить, какие местные культурные традиции мигранты должны безмерно уважать и осваивать в качестве потенциально новых граждан страны, беспомощно разводят руками, впадая в безмолвное смятение, ибо мало кто из «высококультурных» жителей России при этом может выдавить из себя упоминание хотя бы о паре-тройке таких культурных традиций.

И в таком оглушающем замешательстве россиян по этому поводу нет ничего необычного, поскольку как таковых культурных традиций в России теперь не наблюдается от слова совсем. В этом отношении существует довольно много религиозных традиций, которые в принципе можно выдать за культурно-российские, типа культура отправления религиозного культа, к примеру, как благочестиво молиться, поститься, причащаться, исповедоваться, принимать участие в крестном ходе, посещать церковь, отмечать религиозные праздники и т.д. Вся многогранная  традиционная народная культура церковью отменена как бесовская, греховная для верующего человека, чем церковники вкупе с безусловной поддерживающими их властителями России самым активным образом занимались всю тысячу лет после принудительного крещения Киевской Руси. Новодельная культура времён Советского Союза не в принципиальном плане не может претендовать на статус исконной культуры Руси-России, ибо эти «шедевры» создавались исключительно еврейским этносом в полном соответствии с священными писаниями Торы и Талмуда с тем, чтобы в конце ХХ века, благодаря своим творцам, эмигрировавшим в пределы Земли Обетованной, стать во благости небесной неотъемлемой частью  современной израильской культуры,. Короче говоря, так получается, что россиянам фактически нечего в культурном отношении предъявить мигрантам в плане обязательного для них освоения и безоговорочного уважения. И вот в этой точке межнациональной суеты ситуация с культурной натурализацией мигрантов в Российской Федерации сама собой переворачивается с ног на голову.

Без всякого сомнения, мигранты приезжают в России со своим культурным кодом. У необразованных кишлачников этот код проявляется исключительно как культура шариата. Однако же образованные мигранты не только хорошо разбираются в том общекультурном заделе, который ещё остаётся на данный момент у современных россиян, но они также прекрасно знают древние культурные линии своих народов – произведения великих мастеров слова, научные труды средневековых учёных, фольклор широких народных масс. В итоге имеет место быть довольно неприглядная для россиян ситуация – просвещённые мигранты значительно более культурны по сравнению с массово обескультуренным населением принимающей страны. Ординарные россияне могут порекомендовать мигрантам разве что присоединиться к отмечанию христианских религиозных праздников православной церкви, что по существу неприемлемо мигрантам-мусульманам.  А больше-то ничего из культурного задела за душой среднестатистического россиянина и не имеется. Квартиры, загородные дома, авто, ширпотреб из маркетплейсов, шашлыки, TV-сериалы, обильные возлияния по поводу и без, поездки на курорты, всеохватная погруженность в виртуальную среду обитания, полуживотный уклад жизни и т.п. – ничего из этого набора атрибутов повседневности к культурным традициям ровным счётом не имеет никакого отношения.

В реалии россияне так низко пали в части своего культурного потенциала, что теперь не известно, чья культурная традиция сильнее и объёмнее – российская или среднеазиатская. С великим сожалением приходится констатировать факт того, что всё чаще культурный код мигрантов оказывается более жизнеспособным по сравнению с вялым, дряблым, с обрубленными историческими корнями культурным кодом россиян.       


20.06.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии