Пряха
Сказка
- Бабушка, я такая несчастная, такая… - ноет внучка Полина.
- Конечно тебе с ветрянкой не позавидуешь, но бывает и хуже,- Татьяна погладила внучку по голове.
- Расскажи мне сказку, чтобы я хоть на минутку забыла о болезни. – Прижалась к тёплому животу бабушки девочка.
- Хорошо. Ныть и скулить не будешь?
- Не буду,- хмыкнула девочка.
- Слушай! Давно это было. В то время только начали прокладывать железную дорогу по району. Деревни жили прежней деревенской жизнью. Утром горланили петухи, затем женщины гнали скот на пастбище. Коровы мычали, поросята хрюкали, гуси гоготали. В деревне был большой пруд, который сделали для установки мельницы. Зерно надо было превращать в муку. Одним словом: обычная деревенская жизнь. Жила там солдатка Манефа Титова. Там половина населения носила фамилию Титовых , другая половина – Гусельниковых. У Манефы было два взрослых сына и оба пьяницы. Очень сильно они издевались над матерью. Она старалась заработать лишнею копейку, ибо из скотины были только курицы. Братья добрались и до них, стали рубить им головы и продавать или менять на спиртное. Манефа очень хорошо делала пряжу; жители деревни часто приносили ей овечью шерсть, или льняное волокно. В то время ещё лён выращивали в районе. Заработает денежку солдатка, а сынки отберут. Однажды, когда в доме не осталось куриц и денег Манефа бросилась в пруд вместе с прялкой. Тело женщины не смогли найти. Превратилась она в бобра, а прялка стала её хвостом. Уплыл этот бобр из пруда вверх по речке, да обосновался там, где протекает небольшая речка Каменка.
- Бабушка, это слишком короткая сказка,- обманула меня!
- Слушай дальше. Весной Гусельника Агафья, что жила в Верховлянах стала замечать, что у речки появились клубки пряжи из волокон крапивы, таволги и других растений. – Странно,- подумала она,- кто же это так искусно прядёт волокна растений? - Решила она понаблюдать. Ранним утром спустилась с горы к речке с вёдрами и видит женщина сидит на берегу реки и прядёт из волокон крапивы. Только опустила вёдра на землю Агафья, как женщина превратилась в бобра и нырнула в речку. Прялка стала хвостом бобра. И всё же она успела разглядеть на хвосте бобра рисунок, который был на прялке. – Так это же прялка Манефы Титовой,- вдруг вспомнила Агафья.- Какое чудесное превращение!
Набрав воды, она поднялась в гору. Муж Сергей уже выгонял скотину со двора на улицу. – Ганя, проводи скотину до пастбища, а я тороплюсь на работу; он нанялся вместе с лошадью на строительство насыпи под железную дорогу.
- Мне надо бы Серёжа с тобою поговорить,- озадачила супруга Агафья.
- Вечером всё и обсудим. Ребят накормишь и выгонишь их в огород на прополку. Понятно?
- Поняла.- Женщина поставила вёдра с водой во дворе, прикрыла их дощечками и погнала хворостинкой скотину на пастбище.
Вечером, после ужина, уложив детей спать, хозяйка подсела к Сергею.
- Серёжа, утром, когда ходила за водой на речку, то видела Манефу, которая утонула в пруду. Сидит на пенёчке у речки и сучит пряжу из волокон крапивы. По прялке и поняла, что это она. Ведром брякнула, и она превратилась в бобра и нырнула в речку…
- Дал ей Господь ещё пожить… И тут Сергей высказал догадку.- А что, если ты завтра вечером положишь овечью шерсть на берегу,- вдруг это заинтересует бобра? Попробуй: попытка – не пытка.
С таким решением супруги Гусельниковы и уснули.
На следующий день, вечером, Агафья положила на берегу реки довольно объёмную кучку овечьей шерсти.
Утром с вёдрами она спустилась к речке и нашла там три больших клубка готовой пряжи. – О-о-о,- удивилась она.- Бобр – помощник в семье. Похвалилась она такой проделкой бобра перед Сергеем. Радостно стало им от такой помощи.
- Неси вечером и овечью шерсть, и льняную пряжу, но только никому не слова – счастье любит тишину.
Целый месяц бобр работал на семью Гусельниковых; они стали брать шерсть и льняное волокно на пряжу у населения. Соседи в деревне удивляются: и когда ты Агафья успеваешь с таким объёмом пряжи справиться?
- Не сидеть надо на лавочке и лузгать семечки,- а работать,- обычно отвечала она.
Но, счастливая сказка для семьи Гусельниковых продолжалась недолго. В соседней Юлаевке жил страстный охотник Коньков Алексей. Бродя осенью вдоль речки, он подстрелил бобра, у которого хвост был с узорчатым цветным рисунком; он хвастался перед мужчинами, что добыл редкого бобра. Уникальный хвост до сих пор висит на стене в избе Коньковых. Вот такая была история.
- Бабушка, а такие сейчас бобры, которые могут прясть бывают?
Женщина погладила девочку по голове.- Может и бывают, но нам про это не известно. Пошли пить чай и в постель: утро вечера мудренее...
Свидетельство о публикации №225110500379
уважаемый Павел!
Какая интересная сказка...
И вообще, у Вас очень необычные сюжеты,
нравятся. Читаю с удовольствием.
Благодарю.
Эльвира Гусева 05.11.2025 10:44 Заявить о нарушении
Павел Патлусов 05.11.2025 11:05 Заявить о нарушении