Советские военные эмблемы - моё увлечение. Ч. 3
Военно-патриотическое эссе о том, как автор вновь увлёкся армейской фалеристикой и даже использовал это увлечение в своих художественных произведениях
Знак информационной продукции 12+
Часть 1 по ссылке: http://proza.ru/2024/06/25/1464
Часть 2 по ссылке http://proza.ru/2024/07/22/1597
На фото: эмблема военной юстиции на красной самодельной петлице из коллекции автора
13. Новые «открытия» в мире советских военных эмблем
Ретро-передача «НЛО: необъявленный визит», где я увидел эмблемы связи на зелёных петлицах пограничников, стала отправной точкой для более детального изучения мною советских военных эмблем. Я понял, что моих детских представлений об этой теме недостаточно и что в ней есть и другие, неведомые мне доселе аспекты.
После непродолжительного поиска на просторах Интернета, я убедился, что тема эта куда и глубже и многограннее. Но самое главное: я нашёл несколько эмблем, о существовании которых раньше даже не догадывался.
Во-первых, это «молоточки» без красной звезды: эмблемы химических и топографических подразделений до 1970-х годов. Впоследствии каждый из этих родов войск получил свою эмблему (химики абсолютно другую, топографы такую же, но со звёздочкой), а «молоточками» пользовались пожарники (на краповых петлицах) и гражданские железнодорожники (на серых петлицах). В одном из документальных фильмов я нашёл пример того, что в конце 1980-х гг. химики носили «молоточки» на полевой форме, но об этом я расскажу позже, в одной из последующих глав.
Во-вторых, это эмблема дорожных войск. Эти войска были выделены в отдельный род в самом конце 1980-х годов, в разгар «перестройки», с целью строительства автомобильных дорог в самых отдалённых уголках Советского Союза. Эти эмблемы меня особенно впечатлили и заинтересовали. Они были сложны по структуре, состояли из шести элементов, и я решил, что постараюсь узнать об этих войсках подробнее.
В-третьих, это эмблема кавалерии — подкова и две скрещенные сабли. В Советской Армии их носили на васильковых петлицах в одном-единственном подразделении — 11-м кавалерийском полку. А ещё в кавалерийских частях пограничных войск, охранявших границы в труднодоступных районах. По факту, это самая редкая из всех советских военных эмблем. Однако, пусть читателя это не огорчает: эмблема оказалась феноменально «живучей». Она существовала ещё до Великой Отечественной войны, благополучно её пережила, и даже после 1991 года перешла с военных петлиц на погоны Российского казачества.
И, в-четвёртых, эмблема военной юстиции — щит с двумя мечами. В Советской Армии носилась она до 1980 года на малиновых петлицах, а после него — на красных. Использовалась в милиции (на красных петлицах) и КГБ (на васильковых), а так же на погонах Военно-Морского Флота.
Чтение различных форумов, просмотр фотографий, документальных фильмов, видеороликов и мои размышления на тематику знаков различия позволили мне проанализировать эту информацию и изложить свои выводы и наблюдения в дальнейших главах настоящего эссе.
Надеюсь, что что-то из рассказанного мной покажется читателю новым и интересным.
Знаю, что «петлично-эмблемная» тематика волнует многих коллекционеров, так что мои вольные размышления могут вдохновить их на пополнение коллекций, или на информационное дополнение к тому, что уже имеется.
14. Военные эмблемы в повести «Особый отдел»
Мой детский интерес к военным знакам различия не прошёл зря. Уже на втором курсе университета, обдумывая один из фантастических романов (так и ненаписанный до сих пор) я хотел, чтобы у его героев были костюмы с эмблемами в виде планетных знаков. На какой планете служил персонаж, такой знак у него и был. Описывать эти знаки я не буду, любой желающий их может найти в Интернете. Добавлю лишь, что у главного героя в начале романа должны были быть эмблемы Луны (в виде лунного серпа), а в конце – эмблемы Плутона (наложенные друг на друга латинские буквы P и L).
Потеря интереса к эмблемам впоследствии сделала своё дело и долгое время, занимаясь писательством, я свои знания в этой области не использовал.
Но вот, в 2020-м году, вновь заинтересовавшись эмблемами, я стал мало-помалу размышлять о них, в том числе и в контексте собственного творчества.
Коллекции эмблем у меня тогда не было, только те пять штук, которые сохранились со времён ГСВГ. Так что вдохновляться я мог разве что картинками из Интернета.
В 2020-2021-м годах я писал повесть-фанфик про контрразведку в «Мире Терминатора». Впоследствии она получила название «Особый отдел» [2]. История молодой женщины, отважно сражавшейся с двумя Терминаторами модели Т-800, увлекла меня настолько, что я не мог не воплотить её на бумаге.
Действие повести происходит в середине 2020-х годов в одном из возможных (но, к счастью, не сбывшихся) вариантов постапокалиптического будущего. Скайнет уже практически побеждён. Осталось лишь найти и уничтожить его центральное ядро, расположенное где-то в глубине Американского континента. А в глухой сибирской тайге, в крохотном городе Тара живёт молодая женщина Диана Зайцева. Но из-за нехватки мужчин её, прошедшую недавно ускоренные офицерские курсы медицинской и интендантской службы, мобилизуют на несколько дней в местный воинский гарнизон. Учитывая то, что гарнизон отдалённый, в полтора десятка человек, да ещё и в не сбывшемся будущем, то обмундирование героев этой повести могло быть практически любым. Я сразу же решил, что второстепенные персонажи будут носить штатские костюмы. А знаки различия будут только у главной героини – Дианы Зайцевой. Да и то только потому, что она в этом качестве для своего городка совсем новенькая. Де-факто она так и осталась гражданской, хотя и носила на гимнастёрке лейтенантские погоны со старинной пехотной эмблемой в виде двух перекрещенных винтовок на фоне мишени. Такие эмблемы носили в 1930-е годы и самом начале 1940-х.
Над тем, какие эмблемы будут у Дианы, я размышлял довольно долго. Сначала хотелось, чтобы они были топографическими в виде перекрещенных молоточков с красной звёздочкой посередине. Наверное, мне не давала покоя тайна такой эмблемы из детства. Та самая, которую я рассматривал, но так ни разу и не взял для своей игры, поскольку не знал, какой род войск она символизирует. И вот теперь, когда я узнал, что это были за войска, пришло время! Чем не картина: отважная девушка в полувоенной форме и зелёных офицерских погонах с топографическим эмблемами стреляет по Терминатору из автомата Калашникова!
На черновиках всё так и было. Но в процессе перепечатывания текста на чистовик я решил, что эмблемы у Дианы должны быть более узнаваемы читателем. Как ни крути, но топографические знаки мало кому известны, и к тому же их частенько путают с железнодорожными. В общем, лучше взять что-то более кинематографичное.
Эмблемы с винтовками – это отсылка к Великой Отечественной войне. Диана сражается с Терминаторами так же, как наши деды и прадеды – с немецко-фашистскими захватчиками.
15. Военные эмблемы в повести «Дневник Дианы Зайцевой»
Когда «Особый отдел» был написан уже наполовину, родилась идея его приквела [1], раскрывающего подробнее историю спасения Дианы и её маленькой сестры во время атомной войны, устроенной Скайнетом против людей. Избранный мною формат «дневника героя» позволял, с одной стороны, не утомить читателя описаниями, а с другой, «пробежаться» только по тем событиям, которые так или иначе упоминаются в основной повести.
В этом был и практический смысл, ведь те отважные поступки, совершаемые Дианой в «Особом отделе» кажутся уж слишком маловероятными для простой деревенской девушки, которая и автомат-то в руках толком не держала.
Как известно, в реальной жизни всё происходит по нарастающей. В экстремальной ситуации трусливый человек показывает себя ещё более трусливым, а отважный — ещё отважнее. И мне было важно показать читателю, что и до назначения на должность «особиста» Диана уже была довольно храброй; что она умела водить автомобиль; более-менее метко стреляла. А если была уверена в правильности действий, могла взять инициативу в свои руки и даже пойти против воли начальства. Да, она обычная слабая женщина, но ради высоких целей готова была расстаться с жизнью не задумываясь.
Помимо этого, я усилил и наполнил деталями другие упоминаемые сюжеты. Например, историю с обезумевшим хирургом, который бесчеловечными методами пытался погрузить курсанток в атмосферу войны с Терминаторами, через которую прошёл сам.
Разумеется, нашлась страничка в дневнике Дианы и для «эмблемной» тематики. Обдумывая данный приквел, я стал копаться в Интернете в поисках интересной информации о советских военных эмблемах. И нашёл многое из того, о чём пишу в главе 13 настоящего эссе. Ретро-передача про НЛО была первым мотивом для этого поиска, а «Дневник Дианы...» — вторым.
В сущности, именно в процессе написания «Дневника...» мой интерес к советским военным эмблемам пережил второе рождение, которое не угасло и по сей день.
Из тех эмблем, о существовании которых я тогда узнал, эмблемы юстиции (щит с двумя мечами на малиновых или красных петлицах) меня впечатлили больше всего. Казалось бы, такая простая эмблема, состоящая всего-то из двух элементов! Она несравненно проще, чем десантная, химическая или инженерная. Но насколько гармоничная и как хорошо сочетающаяся с заложенным в неё смыслом! Особенно мне понравился монотонно-выпуклый щит — главный её элемент.
В какой-то момент я понял, что из всего многообразия эмблем мне больше всего нравится именно эта. Тогда я впервые пожалел, что выбрал для Дианы эмблемы с винтовками и мишенью. Но, как говорится, «из песни слов не выкинешь». И тогда я решил, что пусть эти эмблемы будут у её подруги по офицерским курсам.
На самом деле, окажись они у Дианы, в этом был бы двойной смысл.
Во-первых, сама повесть — про особый отдел. Про контрразведку, которая ищет и карает врагов среди своих. Или напротив, защищает тех, кто оказался в руках неприятеля не по доброй воле. Всё это в повести есть. Брат-близнец одного из солдат Тарского гарнизона оказался предателем, и Диана его покарала. А сестра Дианы Лика, страдающая психическим недугом, оказалась втянута в коварную «игру» Скайнета, и Диана защитила её, насколько смогла. «Щит и меч» - отличный символ для иллюстрации этого сюжета.
А во-вторых, эмблема могла быть самой что ни на есть кинематографичной отсылкой к фильму «Красная жара». В нём самый знаменитый «Терминатор», Арнольд Шварценеггер, носит милицейскую шинель именно с эмблемами юстиции! Этот факт я узнал уже после публикации обоих повестей про Диану. Так что досаде моей не было конца!
Герой Шварценеггера в «Красной жаре» был милиционером и, по идее, должен был носить обычные милицейские эмблемы в виде советского герба. Мне кажется, что американские продюсеры и боссы кинокомпаний, учитывая политический контекст того времени, вряд ли бы разрешили выпускать фильм со столь очевидной советской символикой. И эмблемы юстиции, которые действительно носили советские следователи, стали компромиссным вариантом для главного героя данного фильма.
Как бы там ни было, «мечи щит на красном» на Шварценеггере меня весьма впечатлили. И, конечно, я бы дал их и Диане Зайцевой, узнай я об этом несколько раньше.
16. Уникальность эмблем юстиции для Советской Армии
Со времён написания «Дневника Дианы Зайцевой» эмблемы юстиции стали для меня предметом особого интереса. В процессе просмотра в Интернете тематических форумов и фотографий, удалось установить о них следующие факты.
До 1980 года в Советской Армии такие эмблемы носились на малиновых петлицах, а после – на красных. Знатоки утверждают, но в Комитете Государственной Безопасности их носили на васильковых петлицах, а на Военно-Морском Флоте – только на погонах. На других вариантах петлиц (чёрных, голубых и зелёных) их не было.
Как-то раз я задался вопросом: а были ли у военной юстиции свои нарукавные нашивки (называемые в народе «шевроны»)? Поиск в Интернете ничего не дал, хотя желание увидеть такую нашивку у меня было весьма велико. Но в процессе этого поиска я вдруг отчётливо осознал главную уникальность этих эмблем: они были исключительно офицерские!
Действительно, военный юрист в армии – это хорошо подготовленный специалист. Простого солдата в эту сферу никто не допустит. Ну а те солдатики, что несли службу в военных судах, трибуналах, дисциплинарных батальонах и на прочих подобных объектах, носили самые обычные общевойсковые эмблемы на красных петлицах (это показано в документальном фильме «Будем в армии служить…» (1989)) и такие же нарукавные нашивки.
Подтверждением моих размышлений стали фотографии выпускников военно-юридического факультета Военного института Министерства обороны СССР. У них на красных петлицах были эмблемы юстиции, а на рукавах шинели – красные общевойсковые нашивки («шевроны»). В этом сочетании весьма рациональное решение: курсантов-юристов мало, солдат-юристов не существует, а офицеры-юристы такие нашивки не носят. Так что они особо и не нужны. К тому же в Военном институте большая часть курсантов (языковых факультетов, факультета спецпропаганды и т.п.) носили именно общевойсковые эмблемы и нашивки.
В общем, уникальны эти эмблемы дважды: во-первых, носили их офицеры и курсанты (относительно прапорщиков мне неизвестно, но даже если они и носили, то это ничего не меняет); а во-вторых, это единственные эмблемы Советской Армии, не имеющие собственных нашивок («шевронов»).
Увидеть военных юристов можно в нескольких документальных фильмах, выложенных в Интернете: в уже упомянутом «Будем в армии служить…» (Центральная Ордена Ленина и Ордена Красного Знамени студия документальных фильмов, 1989 г., реж. А. Хорьяков), «Право постоять за себя» (киностудия Министерства обороны СССР, 1991) и «Расследование дорожно-транспортных происшествий» (реж. И. Хамаганов, 1983 г.). Последний особенно интересен, так как там офицер-следователь с эмблемами юстиции на красных петлицах – главный герой.
А вот что пишут про юридическую службу на страницах книги «Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска» (2013) (глава 10 «Военно-учебные учреждения и иные структуры Министерства обороны СССР»): «Юридическая служба располагала военными судами, трибуналами и прокуратурами, а также отдельными дисциплинарными батальонами и ротами (которые имелись в каждом из округов). Все они имели свои действительные и условные номера» [3, с. 344].
Любопытный факт: в 2021 году в День Победы на Параде на Красной Площади у одного из ветеранов Великой Отечественной войны, сидевшего на трибуне рядом с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, были эмблемы юстиции на красных петлицах.
Несмотря на полное изменение военной формы и знаков различия после 1991 года, эмблемы юстиции практически не изменилась. Они стали крупнее, носились без петлиц, и её можно увидеть во многих современных фильмах и сериалах, где есть персонажи их прокуратуры и прочие силовых органов.
Эмблема эта не только очень точно символизирует и работу военных юристов, и других следственных органов, но и не содержит никаких идеологических символов. К тому же она гармонична, строга и красива, так что вряд ли от неё когда-нибудь откажутся.
Список литературы:
1. Демешко В. Дневник Дианы Зайцевой. // http://proza.ru/2022/01/08/141
2. Демешко В. Особый отдел. // http://proza.ru/2022/01/03/263
3. Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. / Под ред. В.И. Голикова. – Томск: Издательство НТЛ, 2013. – 640 с.
Продолжение следует
2024-2025 гг.
Полный список произведений автора на сайте «Проза.ру» по ссылке http://proza.ru/avtor/demits
Свидетельство о публикации №225110500039
