Почему я люблю туристов

Я люблю туристов. Правда, не всех, а тех, кто приезжает к нам за тридевять земель не смотреть, но видеть, слышать, внимать.

Я люблю туристов за их любопытство — детское, живое, часто очень искреннее. За то, как они останавливаются у редкой старой деревянной двери в махалле или под ржавым кованым козырьком и спрашивают: «Интересно, а кто жил здесь?» И в этот миг мои скепсис и усталость исчезают, ибо я понимаю: именно с этого обычного вопроса история снова оживает, переставая быть сухим фактом из туристического проспекта.

Я люблю туристов, потому что они напоминают нам, что мы живем среди чудес. Пока мы спешим мимо Биби-ханым или Гур-Эмира, считая минуты до автобуса, они стоят и, задрав головы, созерцают. Смотрят на старину - пусть даже реконструированную - так, как многие из нас уже разучились — с удивлением и благодарностью к предкам.
Люблю туристов и с тайной корыстью. Ведь ради них у нас ремонтируют дороги и тротуары, красят фасады, ставят новые указатели, сажают деревья и цветы. Среда становится доступнее, город местами — чище. Свои могут потерпеть, могут сходить в пропахший человечиной туалет, а туристу нужно самое лучшее — и мы тоже с удовольствием этим пользуемся. Мы не хотим ударить в грязь лицом перед другими - из цивилизации - и сами подтягиваемся к ней через туристическую сферу.

Туристы учат нас быть терпимее и снисходительнее. Не показывать пальцем на необычную одежду, на другой цвет кожи, на акцент. Благодаря им, учимся смотреть шире, понимать иначе. И когда я сама хочу быть оригинальной, то замечаю, как все принимают меня за туриста и относятся чуточку иначе. Иногда, правда, хотят задрать цену, но это уже от экономической любви к туристу.

Я люблю туристов за то, что они возвращают нам гордость. Когда они на разных языках говорят «Как красиво!», мы снова начинаем верить, что так оно и есть. Они — зеркало, в котором отражается наши культура, ошибки, доброта.

Я люблю туристов, потому что они каждый раз напоминают нам, что наследие живо, пока оно кому-то интересно. И невольно заставляют нас его хранить. И, знаете, пока хоть один человек идет по нашим древним улицам с открытым сердцем и глазами восхищенного ребенка, Самарканд будет жить...


Рецензии