Этногенез Льва Гумилева
Книгу, которую многие рекомендовали, я сама сначала слушала в исполнении великолепной Валерии Лебедевой, потом перечитывала онлайн. И вот многое из прошлого нашего подлунного и то, что происходит сейчас, приобрело четкость, но представленная картина была настолько огромна и пестра, что оперативной памяти среднестатистического мозга, к каким относится и мой, для ее осмысления явно не хватало. Приходилось возвращаться и перечитывать, вновь и вновь идти по многочисленным ссылкам в гугле. Господи, каким же умницей был Лев Николаевич – сын своих талантливых родителей – Николая Гумилёва и Анны Ахматовой! Столько переработано материала, столько вскрыто фактов, подмечено тонкостей, а ведь тогда никаких компьютеров и Интернета, да и команды никакой у ученого с репутацией "врага народа" не было!
Ну, от эмоций к сути. Итак, Лев Гумилёв считал (и приводил многочисленные доказательства своей интересной теории), что развитие этносов определяется пассионарностью — врожденной способностью некоторых людей к самопожертвованию ради сверхидеи, то есть к выходу за рамки личных интересов. Отсюда следует, что пассионарии — это люди, готовые идти «против инстинкта самосохранения» ради целей, которые считают важнее собственной жизни. И по Льву Николаевичу историю движет не экономика и не политика, а врожденная, переданная на уровне генов (их способности принимать и передавать) энергия людей, стремящихся изменить мир. Гумилёв связывал ее с биоэнергетикой и даже с космическим излучением: всплески пассионарности возникают в результате неизвестных «космических импульсов», которые изменяют поведение популяций.
Гумилёв считал, что творческие личности — писатели, художники, ученые, философы, инженеры, архитекторы, композиторы — это одна из форм проявления пассионарности. Но их энергия реализуется не через войны и захваты, а через созидание новых смыслов и культурных форм. Причем настоящие пассионарные творцы часто конфликтуют с собственным обществом, ведь они каким-то внутренним чувством видят будущее раньше остальных, и это видение трансформируют в творчество. Зачастую их идеи могут казаться бесполезными современникам и даже опасными, и потому свои же соплеменники «отторгают» таких людей, которые либо уезжают, либо наперекор всему продолжают творить для будущих поколений. Для Гумилёва этнос живет, пока у него есть сверхидея, а творческие люди - генераторы таких сверхидей. Они формируют культурную идентичность, предлагают новые модели будущего, соединяют прошлое и грядущее.
Гумилёв выделял несколько категорий представителей любого этноса – пассионарии, гармоничные и субпассионарии.
Пассионарии — энергичные, готовые жертвовать собой ради идеи. Именно они запускают новые исторические процессы — войны, миграции, революции, реформы. Именно они становятся героями, пророками, первооткрывателями. Их энергия подталкивает этнос к подъему и расширению, задает направление его историческому движению. Однако есть и опасность: чрезмерное количество пассионариев может привести к хаосу, гражданским войнам и разрушению самого этноса.
Гармоничные — люди сбалансированные, уравновешенные, умеющие сочетать личные интересы и общественные задачи. Живут по нормам морали и традиций, создают стабильные социальные связи. Они поддерживают устойчивость и порядок. Благодаря гармоничным сохраняется культура, хозяйство, государственные институты. Они реализуют идеи пассионариев, превращая их в работающие системы (например, строят города, учреждения, семьи). Без гармоничных пассионарный взрыв быстро бы угас или обернулся разрушением, так как именно гармоничные дают этносу длительность и «нормальную жизнь».
Субпассионарии - люди с пониженной энергией, склонные избегать ответственности, риска и активной деятельности. Живут принципом «моя хата с краю». Они не создают новых идей и не поддерживают систему, но и не мешают в стабильные времена. В кризисные периоды их пассивность может становиться тормозом, ибо они предпочитают приспособиться или уйти в тень. Иногда именно их рост в числе свидетельствует о закате этноса: они начинают преобладать, а общество теряет способность к развитию.
Этнос, как поясняет Л. Гумилёв, — это динамическая система, которая проходит жизненный цикл. Всего он выделил шесть фаз: подъем — резкий всплеск пассионарности, формирование новой этнической системы; акматическая фаза — пик развития, активные завоевания, расцвет культуры; надлом — внутренние конфликты, истощение энергии; инерция — этнос продолжает жить за счет накопленного потенциала; обскурация — упадок, пассионарии исчезают, растет число субпассионариев; мемориальная фаза — этнос сохраняется только как «память», без творческой энергии.
Л. Гумилёв связывал этногенез с ландшафтами и географией. Этносы формируются в контактных зонах, где сталкиваются разные природные условия, а сама история человечества — это взаимодействие природы, климата, ландшафта и энергии людей. Важен принцип «места развития»: этнос не существует вне своей экосистемы.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №225110500576
