Лань и серна

ПРИТЧИ СОЛОМОНА 5: 18 - 19

Да будет благословен твой источник,
и радуйся жене юности твоей,
лани любви и серне благоволения».

Почему — две?

В еврейской поэтике это не просто украшение, а параллелизм, где образы не повторяют, а оттеняют друг друга. Лань и серна, горная коза — два аспекта одной женской души, два пути в любви.

Айелет — лань любви:
— обитает в долинах, символ мягкости, верности, домашнего очага.
— Образ нежности, утешения и постоянства.
— В мидрашах лань — существо, возвращающееся к своему месту, как муж к жене (Йома 29а).
— Поэтому жена названа «ланью любви» — той, к которой сердце вновь и вновь возвращается.

Яалат хен — серна благоволения:
— живёт в горах, быстра и труднодостижима.
— Символ внутреннего сияния, таинственного очарования, хен — «благодати», той красоты, что не во внешнем, а в душе.
— «Яалат» — от глагола  — «восходить»: это восходящая, возносящая.
— Поэтому мудрецы видели в ней образ духовного притяжения, божественной женственности, которая поднимает мужчину.

Таким образом:

Айелет — любовь земная, теплая, телесно-душевная.

Яалат — любовь небесная, вдохновляющая, благодатная.

Обе соединяются в одной женщине — “эшет неуреха”, жене юности, которая хранит в себе и телесное очарование, и духовную силу, поднимающую мужа к чистоте источника (мекореха барух).

Позднейшие каббалисты (напр. в Зоhар, III, 59b) говорили, что айелет указывает на Шехину в её нисхождении — когда она спускается к миру, чтобы оживить души,
а яалат — Шехина в восхождении, когда она возносится к высшим мирам.


Рецензии
Мишлей (Притчи) 5:18–19:

יְהִי מְקוֹרְךָ בָרוּךְ
וּשְׂמַח מֵאֵשֶׁת נְעוּרֶךָ
אַיֶּלֶת אֲהָבִים וְיַעֲלַת־חֵן
Да будет благословен твой источник,
и радуйся жене юности твоей,
лани любви и серне благоволения».

Почему — две?

В еврейской поэтике это не просто украшение, а параллелизм, где образы не повторяют, а оттеняют друг друга. «אַיֶּלֶת» (лань) и «יַעֲלָה» (серна, горная коза) — два аспекта одной женской души, два пути в любви.

Айелет — лань любви (אַיֶּלֶת אֲהָבִים):
— обитает в долинах, символ мягкости, верности, домашнего очага.
— Образ нежности, утешения и постоянства.
— В мидрашах лань — существо, возвращающееся к своему месту, как муж к жене (Йома 29а).
— Поэтому жена названа «ланью любви» — той, к которой сердце вновь и вновь возвращается.

Яалат хен — серна благоволения (וְיַעֲלַת־חֵן):
— живёт в горах, быстра и труднодостижима.
— Символ внутреннего сияния, таинственного очарования, хен — «благодати», той красоты, что не во внешнем, а в душе.
— «Яалат» — от глагола עָלָה — «восходить»: это восходящая, возносящая.
— Поэтому мудрецы видели в ней образ духовного притяжения, божественной женственности, которая поднимает мужчину.

Таким образом:

Айелет — любовь земная, теплая, телесно-душевная.

Яалат — любовь небесная, вдохновляющая, благодатная.

Обе соединяются в одной женщине — “эшет неуреха”, жене юности, которая хранит в себе и телесное очарование, и духовную силу, поднимающую мужа к чистоте источника (мекореха барух).

Позднейшие каббалисты (напр. в Зоhар, III, 59b) говорили, что айелет указывает на Шехину в её нисхождении — когда она спускается к миру, чтобы оживить души,
а яалат — Шехина в восхождении, когда она возносится к высшим мирам.

Доктор Хаим Брош   05.11.2025 10:10     Заявить о нарушении