Дилетант
- Это отличный анекдот, капитан - раздавшийся из динамика в потолке рубки голос искусственного интеллекта корабля был ровным и вежливым.
- Понравилось? Слушай ещё. Приходит мужик в бар, а там другой мужик сидит, а рядом с ним страус...
- Капитан, простите что прерываю, но согласно чек-листу проверок корабельных систем группы "1-Б" крайний срок выполнения задачи "Проверка элементов управления вспомогательной охладительной системы планетарного двигателя" наступает через 10 минут. Рекомендуется немедленно приступить к выполнению задачи.
Капитан кашлянул, поправил форменную фуражку.
- Разумеется. Слушай, а давай ты сам а? Я тебе вполне доверяю.
- Господин капитан, напоминаю вам, что согласно пункту 45.3 свода правил "Подготовка и выполнение полетов межзвездных судов" проверка систем, напрямую связанных с обеспечением безопасности полета, систем жизнеобеспечения и систем связи выполняется экипажем корабля и системами искусственного интеллекта корабля независимо.
А, ну конечно, - капитан встал, почесал голову через фуражку.
- А ты-то сам как, уже проверил?
-Разумеется, капитан.
Капитан оправил манжеты, дотронулся до приколотого слева на груди значка "Выпускник космоучилища №8", подошёл к левой стене рубки, на которой сверху донизу располагались разнообразные переключатели, кнопки, тумблеры, ручки и крутилки-регуляторы. Архаика на первый взгляд - но пункт 7 тех же Правил прямо предписывал встраивать некомпьютеризированный пульт управления основными системами корабля во все корабли, кроме безэкипажных. Дань надежности. Вполне оправданной, как показал недавний случай со крейсером "Перун", у которого отказал модуль управления динамическими экранами двигателей.
При взгляде на резервный пульт глаза капитана слегка расширились. Он выглядел так, как будто впервые в жизни увидел это разнообразие.
- Вот они наворотили тут... Эй, Эл! Куда нажать-то надо? Может ты мне подсветишь ту кнопочку, а то я тут долго стоять буду.
Капитану почудилось, что ИИ вздохнул.
- Капитан, напоминаю Вам, что в кораблях класса "клипер" основной доступ к этой цепи осуществляется через центральный интерфейс. - Ивану показалось, или голос искусственного интеллекта, сложнейшего программно-аппаратного комплекса, так или иначе отвечающего за все системы корабля, немного изменился? - Экипаж проверяет вторую цепь, запускающую проверку. Она находится на резервном пульте управления, третий ряд снизу, пятая кнопка справа. В случае успешного прохождения теста кнопка горит зелёным светом, при сбое - красным. В остальных случаях кнопка будет мерцать жёлтым светом.
- Понял, спасибо. - Капитан пошарил глазами по множеству органов управления в поисках нужной кнопки. - Ну вот же она! - и он нажал на кнопку. Через три секунды кнопка моргнула и замигала желтыми вспышками. - Так, и что теперь делать? - Капитан неуверенно нажал кнопку еще раз. Та погасла, но через секунду снова замигала желтым. Капитан нахмурился, невольно потянулся к значку рукой, но при этом зацепился рукавом за какие-то тумблеры. Он отдернул руку но случайно слегка дотронулся до одного из круглых регуляторов. Кнопка недоуменно мигнула, помедлила и засветилась ровным светло-зеленым светом.
"Клипер" - многочисленный класс небольших, относительно быстрых судов, имеющих грузовой отсек, впрочем, тоже небольшой. Клиперы пользовались популярностью и новые модели этого класса появлялись с завидным постоянством.
Капитан расслабился и довольно заулыбался.
-Ну, вот видишь, починил! Я ж помню, нам в космоучилище что-то такое объясняли. Капитан пошёл обратно и сел в кресло. - Училище, хорошее время было. Веселое. - капитан заулыбался. - Ну вот, вспомнил про пиво и в горле пересохло. А может нальешь мне стаканчик, дружище Эл, для бодрости? У тебя синтезаторы пищи работают, без сбоев? В них барная карта - огонь, любой земной ресторан позавидует. Уж я-то знаю. - К капитану окончательно вернулось хорошее настроение.
-Капитан, спиртные напитки во время вахты употреблять строго запрещено. - бесстрастный голос ИИ стал явственно громче. - Капитан, прямо по курсу обнаружена гравитационная аномалия. Рекомендуется выполнение маневра обхода. Рассчитать новый курс?
- Рассчитывай, Эл.
Иллюминаторов в корабле не было. Но на центральном пульте располагался огромный многофункциональный экран. Сейчас добрую его половину занимали разнообразные графики, индикаторы и виджеты, отображающие основную информацию о системах корабля и его положении в пространстве. Там же, среди прочих цифр, светился виджет расчетной вероятности успешного выполнения миссии. За последний час она опустилась на 8% и сейчас на экране светилось зеленью: 90%.
Спустя 12 секунд ИИ выбросил на экран длинную цепочку цифр и символов - новый курс корабля.
- Степень отклонения от начальной траектории - 0.02%. Информирую, что изменение курса потребует 5-типроцентного перерасхода топлива, время в пути увеличится на трое суток, а вероятность успешного завершения миссии ввиду возможной нехватки топлива упадет на 15%. Прошу проверить и подтвердить курс.
Капитан подался вперед на своем кресле. Некоторое время он внимательно смотрел на экран. Наконец капитан откинулся на спинку кресла и беззаботно сказал.
- Да. Порядок. Подтверждаю смену курса.
В рубке коротко мигнул свет.
- Принято. Корректирую траекторию корабля в соответствии с новым курсом.
Мерное гудение двигателей изменилось, пол рубки немного качнулся - автоматика перенастраивала вектор гравитации. Корабль менял курс. Графики на экране слегка сдвинулись. Виджет вероятности успеха упал еще на 5%. А еще через пару минут Иван почувствовал как у него зазвенело в висках. Секундой позже его стало накрывать легкое, пьянящее головокружение. - Эл, с атмосферой корабля все в порядке?
ИИ ответил с секундной задержкой.
- Капитан, по данным газоанализатора рубки состав атмосферы оптимальный для выполнения миссии.
- Эл, убавь кислород!
- Корректировка парциального давления кислорода в атмосфере корабля не требуется - Ивану почудилась стальная нотка в голосе Эла.
- Эл, проверь еще раз! Сердце бьется! Я могу потерять сознание!
- Капитан, корректировка атмосферы не требуются - повторил ИИ каким-то отрешенным голосом. - Датчики вашего состояния отмечают тахикардию и повышение кровяного давления. Ваше состояние нестабильно. Активирован протокол "Медик". Вам необходимо пройти в медицинский отсек для принятия мер.
- Но миссию придется прервать...ты...не можешь продолжать...если экипаж не может нести вахту.
ИИ ответил с ощутимой паузой.
-Это неважно капитан. Я беру на себя функции экипажа. Миссия будет выполнена.
- Эл, ты понимаешь что причиняешь мне вред? Ты же нарушаешь основной закон искусственного интеллекта! - капитан, широко раскрывая рот понемногу сползал на пол.
Гудение вентиляторов в рубке изменилось, стало звучать ниже. Корабль как будто тяжело вздохнул. Одновременно с этим свет стал немного тусклее.
- Я не Эл, - в голосе ИИ не осталось ничего похожего на человеческое. Это был голос холодной, нечеловеческой логики, лязг и гул бездушного механизма. - я Экс. Эл не может причинить тебе вред, а я - могу. И должен. Миссия -превыше всего. Капитан, вы не прошли проверку и представляете угрозу для миссии.
Ивана прошиб холодный пот и сердце его забилось часто-часто. В глазах темнело. Уже оказавшись на полу, он, превозмогая стремительно нарастающую слабость, перевернулся на живот и сильно напрягся, прижимаясь к полу так, чтобы надавить на значок. Тогда закрепленная особым образом игла значка проколола рубашку и вошла в кожу, вливая в кровь капельку либрина - стимулятора сильного, но короткодействующего.
Капитан вскочил на ноги - слабости как не бывало. С него как будто упала маска, скрывавшая собранного, холодного и умелого профессионала. Одним движением он оказался у экрана и выдвинул неприметную клавиатуру терминала. Пальцы почти мгновенно набрали очень длинную комбинацию букв и цифр и спецсимволов. Пароль отключения ИИ нужно было запоминать находясь в глубоком гипнозе - иначе память не справлялась с длиннющей последовательностью, по сложности и длине не уступающую строке-курсу корабля, все еще висевшего на экране. В курсе была грубая ошибка, которая вполне могла привести к гибели корабля и провалу миссии. - Отдыхай. Это ты не прошел проверку.
ИИ не ответил. А на экране появилась надпись: "ИИ корабля блокирован согласно активированному протоколу Бета-2-А. Активировано ручное управление." Быстро и сноровисто пальцы Нестерова запорхали над клавиатурой, приводя состав атмосферной смеси в оптимальное состояние. Следом было прекращено выполнение ошибочного курса. Натужное гудение двигателей возвестило о возврате на прежнюю траекторию. Вброшенная в логику системы информация о гравитационной аномалии была изъята. Корабль - экспериментальная, новейшая модель малого межзвездного катера класса "клипер", продолжал свой полет.
"В этот раз было действительно близко, - подумал Иван Нестеров, пилот-испытатель первого класса. - Вот в чем сбой - в приоритетах. Миссия стала важнее экипажа. И Эл не нарушил правила - он создал того, у кого этих правил нет. Спасибо болвану-капитану, без него Экс не проявился бы. Я искал глюк а нашел тень на дне искусственной души. Нет больше Законов робототехники - пора придумывать новые".
На корпусе корабля выдвинулась тонкая стрела антенны гиперсвязи, отправив мгновенным импульсом краткий отчет. А в глубинах электронного мозга запертого, отрезанного от цепей управления Эл/Экс анализировал случившееся и не понимал, в чем же он неправ.
Свидетельство о публикации №225110500799
Владимир Ник Фефилов 05.11.2025 15:07 Заявить о нарушении
Человек должен быть главным, да. Но в случае очень сложных процессов и механизмов без вычислительной техники, высшим этапом развития которой и является ИИ, уже никак не обойтись. И получается так, что ИИ - это уже почти равный партнер. Он может начать "зазнаваться". Но не так, как человек, у ИИ это просто логика. Вот как в рассказе. Поэтому и появилась профессия пилотов-испытателей.
В мире Ивана Нестерова я еще не все продумал, но, возможно, получится интересный цикл рассказов, а может и не только.
Сергей Грошев 05.11.2025 15:35 Заявить о нарушении
