Служение Отечеству. Окончание

      

      Мне было сорок два, и по возрасту нужно было служить еще три года. Личный состав был передан в другие части, офицеры и прапорщики переназначены и убыли к новым местам службы, и меня с моего согласия назначили с повышением на должность заместителя командира Волгоградской  радиотехнической бригады по тылу. На момент моего назначения в Волгограде проблем с жильем не было, но, пока я полгода занимался расформированием, в город передислоцировали две мотострелковые дивизии из Монголии и Венгрии, и к моменту приёма новой должности я оказался на очереди на квартиру более чем пятисотым. Служить оставалось немного, но в обстановке  сокращения войск и накануне распада СССР я посчитал опасным сдать квартиру в Астрахани и переехать в Волгоград на новую должность. Чтобы не остаться без квартиры перед увольнением в запас мне пришлось отказаться от Волгоградской должности и подать рапорт об увольнении с военной службы по орг. мероприятиям, благо, двадцать пять лет выслуги у меня к этому времени уже было, и я имел право на пенсию. Процесс увольнения шел сложно и мучительно и продолжался больше полгода, потому что военные бюрократы-кадровики не хотели в свой адрес упреков от командования: - куда-де смотрели, о чем думали, когда назначали, и не хотели отыгрывать ситуацию назад. Эти полгода нужно было как-то жить, потому что мне перестали платить денежное содержание, и пенсия, естественно, еще назначена не была. Мне пришлось зарабатывать своей машиной как такси. Это было не просто. Мы, военные люди не могли брать деньги с людей за услуги, - так были воспитаны в то советское время. Мне и раньше приходилось по пути подвозить людей: - человеку нужно – почему не подвезти, мне даже приятно было услужить человеку. Но, когда тебе совали рубль или тройку за это, я со стыда вместе с машиной готов был провалиться сквозь землю – так это было зазорно и непривычно. А теперь, когда нужно было зарабатывать на жизнь, я ни как не мог преодолеть этот психологический барьер, а нужно было назначать цену и торговаться за услугу. Моим инструктором поначалу был сосед по дому, бывший таксист Андрей Тимофеевич, у которого я пару раз занимал деньги, обещая вернуть, когда получу расчет или пенсию. А денег все не было. Андрей Тимофеевич быстро понял моё положение, и настойчиво вызвался меня обучить, приговаривая: - «Мил человек! Что ж ты мучаешься! У тебя прекрасная машина, а ты побираешься». В поездках, сидя рядом со мной, он рассказывал мне в какое время и куда выезжать, показывал, кого брать, кого не брать и другие тонкости таксисткой работы. Потихоньку я втягивался, и в гражданской одежде мне было легче брать с пассажиров деньги. Через пару недель я уже отработал временной график и маршруты поездок, и Андрей Тимофеевич одобрил их. Получался очень щадящий, не напряженный график, порядка четырех часов в день. Я завел тетрадь, в которую записывал ежедневные заработки и расходы денег на бензин и обслуживание машины. В конце мая я посчитал свои доходы и получилось, что за месяц при четырех часовом рабочем дне, нормальном сне и абсолютной независимости, никуда не спеша, я заработал больше тысячи рублей чистыми. Это в два с половиной раза больше, чем я получал по своей армейской должности, и подумалось: - может, я зря двадцать пять лет служил в Армии - не знал ни дня, ни ночи, ни сна, ни отдыха, не принадлежал самому себе, терпел вздор и сумасбродство начальников – зачем? И велики ли «шиши»?

      Наконец, я получил приказ об увольнении, расчет, гражданский паспорт и к этому времени был решен вопрос с обменом квартиры. Я погрузил на самоходную баржу весь свой домашний скарб и машину Газ-24 и через одиннадцать дней плавания вверх по Волге в конце июля был в Нижнем Новгороде. После Астраханской невыносимой жары Нижегородский свежий воздух, сочная зелень, цветы, утренняя роса, влажный асфальт воспринимались как рай. Огромный полутора миллионный город встретил меня дружелюбно. Я очень быстро сориентировался в нем, быстро изучил его и чувствовал себя очень комфортно. Началась гражданская жизнь.


Рецензии