Из истории посёлка Акутиха
Почти в самом устье Бии, на ее правом берегу, на неширокой террасе, напротив стрелки, разделяющей реки, стоит уютный городок Бийск, а в семидесяти километрах от него по высокому правому берегу Оби на пять километров протянулся большой рабочий поселок Акутиха.
Вот отсюда-то я и рассматривал Алтайские вершины.
Когда горы видны особенно ясно, то через сутки наступает ненастье. Почему, интересно?
Сегодня Катунские белки контрастно вырисовываются на ясном, синем и уже темном вечернем небе. Значит, завтра надо успеть убрать сено. Лето в Акутихе жаркое, с грозами, осень короткая и сухая; зима длинная, снежная, морозная и солнечная.
Особенно хороша весна. До конца марта – начала апреля еще держится зима, еще сугробы не растаяли; по ним, забившим наш переулок выше заборов, поднимаешься и опускаешься, как по огромным волнам. А через две недели эти сугробы на глазах осядут и ручьями стекут в реку. В конце апреля можно загорать на обжигающе горячем песке в Забоке, а в середине мая охапками таскать букеты черемухи.
Акутиха – рабочий поселок, выросший вокруг стекольного завода. Здесь на дне реки много кварцевого песка – отличного сырья для производства стекла высокого качества. Калийная соль поташ и другие составляющие шихты тоже водятся недалеко на Алтае и дешево доставляются из Бийска. Туда же, в Бийск, отправляется готовая продукция и по железной дороге развозится по всей Сибири. Что же касается топлива, то Акутиха с трех сторон окружена лесом.
В широком ленточном бору, протянувшимся по правому берегу Оби, поселения редки. Место, удобное для завода, располагалось между русской Ивановкой и вотяцким Улусом. Это был кут, уютный уголок, где некий Артур разводил племенных лошадей и обрабатывал небольшую пашню.
Вот это место и облюбовал в 1911 году опытный человек, Давид Львович Розенталь. Он был обрусевшим немцем в третьем поколении. Его деда, барона Розенталя, пригласила для налаживания в России стекольного дела императрица Екатерина. Считают, что именно тогда был основан завод в Гусь-Хрустальном.
Около 1911 года Николай Второй приказал построить стекольный завод в Сибири, предпочтительно недалеко от Бийска, поскольку в 30 км от Бийска уже более двухсот лет работал спиртзавод в Соколово, основанный в 1685 году. Некое акционерное общество наняло Д. Л. Розенталя, известного специалиста из Гусь-Хрустального, и командировало его в Сибирь. Он был не только практиком, но и ученым. Ему принадлежит рецепт очень красивого стекла розового цвета, названного им "розалиновым"
Розенталь умно спланировал застройку: построил завод на самом берегу Оби, а около него вырубил сосну и насадил веселую березовую рощу. В центре обширной зеленой поляны в роще построили деревянную церковь. Южной стороной поляна выходит на крутой берег Оби. Улица Ленинская, проходит по этому берегу.
Перед войной кроме завода здесь был крупный леспромхоз, который заготавливал строевую сосну, вывозил лес по зимней дороге-ледянке на берег Оби и связывал на реке огромные плоты по несколько тысяч кубометров каждый. Эти плоты удерживались на течении тросами в руку толщиной, сплетенными из оцинкованной стальной проволоки, цинкачами, накинутыми на вкопанные в берег столбы из лиственницы в два обхвата. Такие столбы, заключенные в бревенчатый сруб, назывались мертвяками – они держали огромные плоты намертво.
Весной, по высокой воде, плоты один за другим отправлялись вниз по Реке. На каждом большая команда сплавщиков с рубленым домом и всем хозяйством. Плоты отправлялись в путь сразу после ледохода. Величественное зрелище – ледоход на Оби!
Был в Акутихе еще Лесохим, заготавливавший сосновую смолу живицу – сырье для медицинской промышленности. Были плотницкие и другие промысловые артели. Словом, до войны экономика в Акутихе процветала, а значит, процветала и культурная жизнь.
Это был, по сути, небольшой городок с пятью тысячами жителей, с тремя школами, больницей, магазинами и хорошим клубом, разместившимся в бывшей церкви.
В клубе и вокруг него по вечерам было многолюдно. Здесь было футбольное поле с крепким газоном, несколько волейбольных и городошных площадок, турники, кегельбан, огромная карусель «гигантские шаги». Отдельно от клуба стояло просторное здание летнего читального зала. На спортивных площадках сражалась молодежь, в клубе проходили репетиции кружков: хорового, струнных и духовых инструментов, драматического…
«До войны Акутиха была культурней Бийска», – сказал как-то мой преподаватель физики в Бийском учительском институте, Степан Иванович Сафонов. До 1930 года Акутиха входила в Бийский уезд, а теперь подчинялась Быстрому Истоку. Это крупное село на левом берегу Оби в десяти километрах ниже Акутихи. В нем тысяч двадцать жителей, базар и церковь, которую советская власть тогда еще не закрыла. В ней меня крестили.
И еще одна особенность была у Акутихи: это был диссидентский поселок. Удаленная от города и от раскулаченных деревень, не знавшая всех ужасов классовой борьбы, она была прибежищем инакомыслящих, чувствовавших себя здесь в относительной безопасности. Поэтому сюда охотно стекалась интеллигенция. Сюда в конце двадцатых годов переехал из Бийска мой дед с семьей, а затем и мой отец с матерью и моим старшим братом Колей. Здесь 25 июня 1930 года родился я.
От базара до ОРСа Ленинская улица односторонняя. На четной стороне домов нет. Это акутихинский бульвар – длинная лужайка на самом берегу реки, любимое место всех парней и девушек. Здесь приятно гулять вечером над крутым обрывом, любоваться широкой Обью с зелеными островами и далекой панорамой Алтайских гор. Обь делится здесь островами на несколько проток. Ближний, длинный Акутихинский остров отделяет от Оби Акутихинскую протоку.
Когда строился завод, по Акутихинской протоке проходил фарватер, и баржи с песком, сульфатом и готовой продукцией швартовались перед заводом. Здесь была пристань. Потом фарватер ушел к левому берегу, Акутихинская протока обмелела, стала несудоходной. Завод перешел на гужевой транспорт. А пристань перенесли на пять километров ниже. То место называется Кордоном. Мы часто ходим на Кордон.
Ленинская улица начинается от поперечной Акутихинской, которая проходит по берегу глубокого оврага, отделяющего собственно Акутиху от Ивановки, тянется от ОРСа на запад еще полтора километра и кончается на Первой речке, через которую перекинут Первый мостик. За ним начинается западная часть Акутихи, Улус, который кончается на Второй речке со Вторым мостиком.
За Второй речкой начинается лес. Пройдешь по нему еще пару километров, и дорога спускается в пойму. Это и есть Кордон. Мы ходим не по этой дороге, а по тропинке на самом краю леса, над высоким и крутым берегом. Перед спуском в пойму высокий берег становится еще выше, образует холм. Речная сторона этого холма представляет собой крутой и длинный песчаный склон. Мы любим скатываться с этого склона на штанах. Для этого родители шьют нам штаны из особо прочной ткани, «чертовой кожи». В песке нам часто попадаются осколки древних глиняных сосудов. Наверное, это – курган, остаток первобытного поселения.
Фото из группы Акутяне в Интернете. Акутихинский стекольный завод сегодня.
Свидетельство о публикации №225110601191
