Одна из десяти заповедей Моисея гласит Не укради!

Друзья!
Из Сети

"Прикинувшись рабочими, преступники проникли в музей через балконное окно. Для этого
они использовали выдвижную лестницу на грузовике, подобную той, которую применяют
спасатели во время тушения пожаров. Затем с помощью резака грабители взломали
стеклянную витрину, чтобы извлечь из нее драгоценности, после чего скрылись. В общей
сложности на операцию банда потратила семь минут. При этом действовали они, не
смущаясь туристов и посетителей музея.
Газета Le Parisien назвало преступление «хитроумным и зрелищным», поскольку оно
произошла прямо под носом у охранников Лувра и на глазах у ошеломленных посетителей.
Президент Франции Эммануэль Макрон уже пообещал французам, что драгоценности,
украденные из Лувра, будут найдены, а виновные в дерзком нападении предстанут перед
судом.
Тем не менее, найти заказчика ограбления очень сложно. Ведь подобные преступления
тщательно планируются. Не исключено также, что организатором преступления стал
влиятельный человек. При этом нужно понимать, что таких персон во всем мире много.
Украденные реликвии могут остаться в частной коллекции такого человека, или же их
разберут и продадут на черном рынке.
Всего из галереи «Аполлон» пропало восемь бесценных драгоценностей, включая тиару
супруги Наполеона III, украшенную 2000 бриллиантами, и два ожерелья. Преступники
попытались вынести из музея также корону императрицы Евгении, но либо потеряли, либо
намеренно бросили ее во время побега.
А вот к самому крупному бриллианту «Регент» весом в 140 карат грабители и вовсе не
притронулись. Возможно, потому что по легенде, он проклят, а его владельцев преследуют
смерть и несчастья. Отсчет жертв проклятого алмаза начался с убийства раба, который
его нашел. А возможно и просто потому, что алмаз слишком знаменит.
Всего же стоимость украденного наследия еще оценивается, но речь может идти о сотнях
миллионах евро.
Какие еще украшения бесследно исчезли из музея — обо всем по порядку.
1. Тиара королевы Марии-Амелии с цейлонскими
сапфирами
«Алмаз Регента» — одна из главных реликвий Франции, по легенде проклят. Его
грабители не тронули
Одна из самых редких и узнаваемых драгоценностей французской короны — тиара
королевы Марии-Амелии, известная как «Сапфировая парюра». Она была частью
коллекции, изначально принадлежавшей Марии-Антуанетте и Жозефине Богарне (первой
жене Наполеона I), которая немного изменила его дизайн.
Это украшение состоит из цейлонских сапфиров и бриллиантов. Камни для него были
добыты на Шри-Ланке, а само украшение оценивалось в 160 000 франков — сумму, по тем
временам эквивалентную состоянию небольшого имения.
Позднее тиару носила королева Гортензия, дочь Жозефины Богарне, а также Мария-
Амелия де Бурбон-Сицилийская, жена Луи-Филиппа — предпоследнего монарха Франции.
2. Колье с сапфирами и бриллиантами Марии-Антуанетты
Ожерелье и серьги из сапфировой парюры королевы Марии-Амели были модифицированы
по усмотрению владельцев. Упоминание этого комплекта можно обнаружить в письме
герцога Орлеанского, будущего Луи-Филиппа, адресованном Гортензии де Богарне с
просьбой приобрести его. Также, согласно слухам, эти украшения когда-то принадлежали
Марии-Антуанетте.
3, 4. Изумрудное ожерелье с бриллиантами и пара
изумрудных серег
Изумрудное ожерелье и пара изумрудных серег из парюры Марии-Луизы были подарком
Наполеона своей второй жене, австрийке, в марте 1810 года. Ожерелье украшено не менее
чем 32 изумрудами, в том числе 10 грушевидными, и 1138 бриллиантами.
Это работа ювелира Франсуа-Реньо Нито, основателю парижского ювелирного дома
Chaumet. Отец и сын Нито получили крупный заказ от Наполеона в преддверии его второй
свадьбы с Марией-Луизой Австрийской. Для нее и было изготовлено это роскошное
ожерелье из бриллиантов и изумрудов в составе парюры, которая также включала серьги,
браслет и гребень-диадему. Два последних элемента драгоценного сета были утрачены со
временем, а колье и серьги хранились до вчерашнего дня в Лувре.
5. Тиара императрицы Евгении с 212 жемчужинами

Грабители смогли похитить также тиару, украшенную 212 жемчужинами, 1998
бриллиантами и 992 бриллиантами огранки «роза». Это украшение заказал Наполеон ІІІ для
своей невесты Евгении в 1853 году. После того, как Евгения покинула Францию, эта тиара
осталась в стране. Позже ее продали немецкому роду Турн и Таксис. Позднее новые
владельцы подарили ее Лувру.

6. Декоративный бант Императрицы Евгении, в котором
более 2 тыс бриллиантов

Среди украденных драгоценностей императрицы оказался и роскошный декоративный
бант с драгоценными кисточками. Он служил центральным элементом пояса, хотя на сайте
Лувра нет фотографии готового изделия. Этот бант был щедро инкрустирован 2438
бриллиантами и 196 бриллиантами огранки «роза».
7. Корона императрицы Евгени

Корона императрицы Евгении состоит из 2490 бриллиантов и 56 изумрудов. Но ее нашли
практически сразу — похитители обронили (или намеренно выбросили) украшение
неподалеку от Лувра прямо в футляре. Известно, что корона повреждена, возможно, при
попытке изъятия самых крупных камней.
Напомним, это украшение было изготовлено придворным ювелиром Александром-
Габриэлем Лемонье для Всемирной выставки 1855 года. Корона чудом уцелела после
падения Второй империи, и была возвращена ювелиру, а парная ей, изготовленная для
Наполеона III, была расплавлена.
8. Брошь-реликварий императрицы Евгенииользование.
Это исключительное украшение из 94 бриллиантов принадлежало императрице Евгении.
Оно известно как брошь-реликварий, то есть, в отличие от обычных брошей, которые
служат украшением, брошь-реликварий несет более глубокий смысл, связанный с
религиозными верованиями и почитанием святых. И хранится особенным образом, как
мощи святых. Хотя, по данным Лувра, в нем не предусмотрено места для хранения
реликвий.
Кражи в Лувре происходят нечасто — музей хорошо охраняется. Однако иногда они
все же случаются.
Самая известная произошла в 1911 году, когда был похищен шедевр Леонардо да
Винчи «Мона Лиза». Картину украл итальянский сотрудник Винченцо Перуджа. Он
вынес полотно из музея под одеждой, а два года спустя был пойман, когда попытался
продать ее во Флоренции. Целью Перуджи было вернуть картину в Италию, так как он
ошибочно полагал, что она была украдена у страны".https://www.parents.ru/stil-zhizni/
...Други!
Подробнее


"Учение Живой Этики восстаёт против краж, как действий, недопустимых и несовместимых с нею. Одна из
десяти заповедей Моисея гласит: «Не укради!»
Кражи могут быть весьма различными, и люди иногда не догадываются, что их действия по существу являются
кражами. Такие недопустимые действия относятся также и к категории, которую можно назвать кражею
времени.
Когда мы договариваемся о встрече и опаздываем, ждущий нас теряет даром время, так как при этом не может
заняться чем-то другим. Бывает также, что о чём-то не очень существенном говорят часами, в то время, когда
можно было бы ограничиться обсуждением каких-то незначительных явлений буквально минутами. Такие
поступки относятся к отсутствию качества соизмеримости.
Экономия времени, своего и чужого, должна войти в состав наук, изучаемых последователями Живой Этики со
всею тщательностью и непредубеждённостью.
Кража времени, о которой мы в данный момент говорим, является также и кражей наших сил. Человек явно
устаёт, как от своего многословия, так и от многословия собеседника. «Болтливость есть не что иное, как
распущенность психической энергии, вызывающая её утечку и расточение» , — говорится в «Гранях Агни
Йоги».
Начать нужно, как обычно, с себя. Собираясь о чём-то поговорить, что-то обсудить или на чём-то настоять, мы
должны постараться сделать это в максимально сжатой форме. И часто бывает, что короткое, но
концентрированное высказывание имеет большее воздействие, чем длинная речь. Тексты Учения Живой Этики
изобилуют такими примерами. Умение говорить кратко требует находчивости. Об этом в книге «Зов» сказано:
«Находчивы будьте — теряется много времени» .
В «Гранях Агни Йоги» на эту же тему говорится: «Если каждое сказанное слово требует известной затраты
энергии, то можно представить себе, как опустошают сокровищницу свою болтливые люди. Поистине являются
они расточителями Агни. Потому надо сократить многословие. Надо вдесятеро сократить все официальные
речи и доклады. Надо научиться вкладывать больше содержания в краткие, отточенные слова. Надо вообще
людям научиться понимать ценность произносимых слов и устранить празднословие; когда-то оно считалось
грехом, и не напрасно» .
У Апостола Матфея осуждение многословия грозно выражено в словах: «Говорю же вам, что за всякое
праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» . А в одной из молитв при обращении к Богу
звучит просьба: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то есть «не дай мне».
Учитель говорит в книге «Озарение»: «Кто имел преимущество слышать говор Наш, может
засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей
пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие
определительные. В трёхминутное время надо уметь дать выпукло содержание трёхчасовой речи.
Говорю это, не боясь негодования адвокатов и проповедников.
Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Менее всего можно красть время вашего
брата. Украсть без смысла время — то же, что и кража идей» .
Е.И.Рерих высказывается на эту же тему так: «...Всё может быть восполнено, лишь утрата времени
невозвратима...»
Об этом же бережливом отношении ко времени Апостол Павел говорит: «...Смотрите, поступайте осторожно, не
как неразумные, но как мудрые, дорожа временем...»
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Среди земных возвышенных мыслей полезно порою подумать о том, всё ли
делается, что возможно, всё ли время отдаётся самому нужному, не теряются ли драгоценные часы
понапрасну?»
Также и Н.К.Рерих стремился обратить внимание людей на значимость времени и его экономию: «Когда весь
мир содрогается в смущениях и в судорогах, тогда особенно невыносимо всякое пустословие. Времени так
мало. Не хватает мгновений на выражение самого нужного, самого значительного и неотложного. И эти
драгоценнейшие неповторимые часы безумно растрачиваются на загромождающее пространство пустословие.
Нередко так любят позорное пустословие, что называют его отдыхом. При этом говорится: "Не всё же
толковать о серьёзном, просто поболтаем". А вдумайтесь в это поверхностное выражение "поболтать" и вы
увидите, что оно не может в существе своём успокаивать, а будет вести к раздражению» , то есть к
утомлению, хотя вначале и не замечаемому.
В книге «Озарение» говорится об этом же так: «...Если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе,
остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности. Со многими людьми эта дисциплина
необходима» .
В Записях Б.Н.Абрамова на эту тему говорится так: «Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения
качества сдержанности и молчаливости. Самые казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и
бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости.
Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли,
что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры? А вы помолчите и
посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со
своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое
слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет
им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот — улучшит и
принесёт желаемые следствия» .
«Если в домашнем быту утверждён контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было,
этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно
многословие, когда ненужное говорится. Очень не полезно убеждение, что надо говорить "из вежливости".
Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью. Пусть уж лучше говорит собеседник, если не
может себя удержать от слов излишних. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется
созвучие. И тогда оно благодетельно. Сдержанность речи — особенно ценное качество йога. Люди страдают
многословием. А за слова приходится отвечать. Мудрое собеседование не есть болтливость. Оно плодоносно,
если не допущено явление исчерпанности» .
О людях, болтающих попусту, появилось презрительное определительное «трепач» и образовался глагол
«трепаться». В «Гранях Агни Йоги» говорится о болтунах: «...Слова ничто — при сердце молчащем. И вообще
слов надо поменьше, люди очень много говорят. И чем больше говорят, тем меньше делают, так как энергия,
нужная при делании, растрачивается в словах. Не может болтун быть хорошим работником, как не может
дырявый паровой котёл дать рабочий пар. Ученики должны понимать ценность молчаливой сдержанности» .
А под конец прочитаю вам сатирический стих на эту тему малоизвестного у нас русского поэта в эмиграции,
печатавшегося в зарубежной русской прессе прошлого века под псевдонимом Дон Аминадо. Называется стих
«Жуткий гость».
Бойтесь многоговорящих,
Бойтесь в гости приходящих,
Словно бабочки летящих
На далёкий огонёк.
Бойтесь дома вас заставших,
На минутку забежавших,
Поболтать... и проболтавших
Не минутку, а часок!
Так бывает... Вечер... Сыро...
На столе кусочек сыра,
Чай дымится. Жаждет мира
Ваша бедная душа.
Жизнь прошла, и на отлёте...
Вы чудес уже не ждёте.
Вам покойно. Вы жуёте,
Не волнуясь, не спеша.
Вдруг, внушая чувство дрожи,
На рыдания похожий,
Ваш звонок звенит в прихожей,
Как набат и как навет!..
Что случилось?! Выстрел?! Драма?!
Пневматичка?! Телеграмма?!
Щёлк замка... Пред вами дама... —
Икс, иль Игрек, или Зет?!
Ах! и ах! и, по статуту,
Сорок тысяч слов в минуту,
И каюк! Конец уюту,
И мечте, и тишине.
Щёлкнет сумочкою. Сядет.
Губки ружем напомадит.
И сейчас же... как заладит!..
Как берёста на огне.
Как пойдёт трещать трещоткой,
Стрекотать визгливой глоткой,
Оттесняя торс ваш кроткий
Окончательно к стене!..
Всех обложит, всё расскажет,
Повенчает, размарьяжит ,
Выжмет, выварит, увяжет,
Выпьет чаю чашек пять,
На часы в испуге взглянет,
Ахнет, охнет, сядет, встанет,
И как вкопанная станет
И останется стоять...
...Не опасен гость сидящий,
А опасен гость стоящий!
Это самый настоящий,
Самый жуткий в мире гость.
Он, держа вас час за часом
И гудя альтом иль басом,
Вырвет пуговицу с мясом
И обгложет вашу кость!
Бойтесь! Будьте суеверней!
Час осенний, час вечерний
Полон злых и острых терний
По значенью своему.
Посему мечтать — мечтайте,
В чашке ложечкой болтайте,
Но огня... не зажигайте,
Но дверей... не отворяйте!
Ни за что! и никому!..
26 октября 2003 г.".
https://rossasia.sibro.ru/
...Да, двери своей души никому не отворяю!
 В.Н.
******
1.ОГРАБЛЕНИЕ В ЛУВРЕ

Мировая сенсация: школьники, поддельный ордер и 15 минут позора Парижа!
Париж, 28 октября 2025 г. — Ровно 9 дней назад, 19 октября, Лувр не просто ограбили — его публично унизили. За самой дерзкой кражей драгоценносте
стояли не наёмники, а четверо подростков из пригорода, которые увидели в великом музее "дыру в безопасности".
Руководитель малолетних преступников — 16-летняя Камилла «Кейс» Леруа. Она не взламывала сигнализацию; она взломала бюрократию. И пока её команд
арестована, её часть добычи — изумрудный комплект императрицы —остаётся ненайденым.
ПЕРСОНАЖИ: КОМАНДА, КОТОРАЯ СТРОИТ КАРЬЕРУ НА КРАЖЕ
Камилла «Кейс» Леруа (16 лет): Мозг операции. Тихая отличница, помешанная на сериалах о хакерах и криминалистике. Её девиз: «Любая система — эт
просто алгоритм, который можно обойти социальным инжинирингом». На допросе вела себя с высокомерным спокойствием.
Тома (16 лет): Глава логистики. Нанял фургон и подъёмник через подставного местного бездомного, заплатив ему 50 евро.
Луиза (14 лет): Сила и медиа-лицо. Отвечала за витрины. Уже заявила: «Мы станем знаменитостями. Наш канал @HeistSquadFR будет вирусным, а Лувр —
нашей рекламой».
Эмиль (14 лет): Наблюдатель. Хладнокровный, отвечал за разведку маршрутов охраны.
ХРОНОЛОГИЯ: ТОЧНЫЙ РАСЧЁТ, НУЛЕВОЙ РИСК
07:45–08:30: Подделка и пропуск. К корпусу Денон подъехал фургон с «R;nov’Art». Камилла изготовила ордер на ремонт фасада на цветном принтере
используя скачанные официальные шаблоны.
Инсайдер: «Этот ордер был совершенной подделкой, но она сделала его настолько убедительным, что охрана беспрепятственно разрешила установк
грузового подъёмника. У них был официальный документ».
09:27–09:36: Знание регламента. В пустой Галерее Аполлона команда действовала с полной уверенностью. Они точно знали, что на срабатывани
сигнализации и вызов подкрепления уйдёт не менее 10 минут. Они не полагались на случайность. Используя шлифовальную машину, они быстро снял
внешнюю защитную решётку на окне.
09:32–09:36: Целевая кража. Луиза и Тома разбивают две витрины. В рюкзак, обмотанный фольгой, отправляются 8 драгоценностей.
09:37: Сигнал тревоги. Сигнализация сработала — но грабители уже на подъёмнике.
09:38–09:43: Бегство. Подростки скрываются на мотоциклах. Теряют мешок с уликами, но оставляют флешку с плейлистом — свой фирменный «почерк».
Заявления команды, шокировавшие полицию:
«Мы знали, что они безоружны и по инструкции не должны задерживать грабителей, рискуя собой. Наша единственная проблема была — не упасть
подъёмника. Мы не верили, что это будет так легко. Лувр — это просто большая дыра в безопасности», — заявил Тома.
ПОСЛЕДСТВИЯ: ИЗУМРУДЫ, КАРЬЕРА И ЦИНИЗМ
Изумрудный Комплект — ПРОПАЛ. Камилла, получившая воспитательные меры и надзор ювенальной службы (согласно её возрасту), отказываетс
сотрудничать.
Планы на будущее: Подростки уверены, что построят карьеру на вирусной славе своего канала @HeistSquadFR, монетизируя историю своего дерзког
«подвига».
РЕАКЦИЯ ЛУВРА: МОЛЧАНИЕ ИЛИ ВОЙНА С СОЦСЕТЯМИ?
Официальный ответ музея:
Руководство Лувра, как и Министерство культуры, отказалось от развернутых комментариев, ограничившись сухим пресс-релизом:
«Инцидент исчерпан. Семь из восьми предметов коллекции возвращены. Мы приносим извинения за сбой в работе и обещаем беспрецедентное усиление ме
безопасности».
Реальное положение дел (по данным инсайдера):
Отрицание уязвимостей: Внутренний меморандум Лувра категорически отвергает обвинения в «дыре в безопасности», списывая инцидент на «изощренно
мошенничество с документацией».
Инсайдер: «Понимаете, им не так страшна кража, как потеря лица. Эти дети превратили их в мем.
https://www.liveinternet.ru
*****************
2.Самые дерзкие ограбления музеев в истории
Как преступники обводили вокруг пальца охрану лучших музеев мира и
почему часть украденных шедевров так и не нашлась.

19 октября 2025 года было совершено ограбление музея Лувр в Париже. Четверо
преступников потратили всего семь минут, но успели проникнуть в галерею Аполлона и
вынести девять предметов из коллекции украшений Наполеона и императрицы
Жозефины, в том числе ожерелье, брошь и диадему. Чуть позже у музея нашли
сломанную корону императрицы Евгении. Это происшествие навсегда войдет в список
самых главных ограблений века, а то и всей истории.
Но это далеко не первое крупное ограбление музея, потрясшее весь мир. Мы вспоминаем
самые дерзкие и загадочные музейные ограбления, от «Моны Лизы» до кражи с
вертолетом. Некоторые украденные шедевры до сих пор числятся пропавшими, другие —
сожжены, а кое-кто из грабителей стал народным героем.
1. Бостон, 1990: кража века в Музее Изабеллы Стюарт
Гарднер
18 марта 1990 года рано утром двое мужчин, переодетых полицейскими, позвонили в
дверь музея и сообщили охране, что приехали по вызову. Охранники открыли им и тут же
были связаны. За 81 минуту грабители вынесли 13 шедевров стоимостью более 500
миллионов долларов — полотна Рембрандта, Вермеера, Дега.
Украденная картина Рембрандта «Буря» из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рама картины служит
символом кражи. Бостон, США , 22 октября 2021 г.

Самое странное в ограблении то, что некоторые картины были аккуратно вырезаны из
рам, а другие оставлены, хотя они стоили миллионы. До сих пор ни один предмет не
найден, а на месте пустых рам висят таблички «Похищено в 1990 году». Это считается
крупнейшей нераскрытой кражей искусства в истории.
Кстати, об этом мы уже писали: Пять дерзких ограблений века (этого и прошлого).
2. Париж, 1911: когда украли «Мону Лизу»
«Концерт». Худ. Ян Вермеер (1632–1675). Картина украдена в марте 1990 года.
Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

21 августа 1911 года Лувр проснулся без своей главной картины. Утром сотрудники
заметили пустое место на стене, где еще вчера была «Мона Лиза». Поначалу подумали,
Место на стене галереи Карре в Лувре, где «Мона
Лиза» выставлялась до кражи, Париж, 1911
что картину сняли для фотосессии, но вскоре стало ясно, что ее украли. Как позже
выяснилось, вором оказался итальянский плотник Винченцо Перуджа, который раньше
работал в музее и знал здание изнутри. Накануне он спрятался в кладовке, а утром, когда
музей еще был закрыт, спокойно снял картину со стены, вынул из рамы, спрятал под
плащом и просто вышел с ней через черный ход.
Два года весь мир гадал, где шедевр. Под подозрением даже оказался Пабло Пикассо. Но
в 1913 году Перуджа выдал себя: он попытался продать «Мону Лизу» галерее во
Флоренции, утверждая, что хочет вернуть «итальянское сокровище на родину». Перуджу
арестовали, но в Италии его сочли почти героем-патриотом. Суд дал похитителю картины
всего семь месяцев тюрьмы, а «Джоконда» вернулась в Лувр.
3. Осло, 2004: похищение «Крика» Эдварда Мунка
Эта реконструкция событий показывает, как Винченцо Перуджа совершил
то, что называют крупнейшей кражей произведений искусства XX века, —
похищение «Моны Лизы» из Лувра 21 августа 1911 года

22 августа 2004 года среди бела дня в Музей Мунка в Осло ворвались двое мужчин в
масках. Угрожая оружием, они сняли со стены «Крик» и «Мадонну», затем спокойно
вышли на улицу, где их ждала машина. Вся операция заняла меньше минуты.
Полиция подняла на ноги весь Осло, но грабители будто растворились. Только через два
года, в 2006-м, картины удалось вернуть. При этом они были довольно потрепанными, со
следами повреждений и грязи. Их реставрация заняла месяцы. Воры, пойманные позже,
так и не объяснили, зачем им понадобились работы, которые невозможно продать.
Интересный факт: за десять лет до этого другой вариант «Крика» уже похищали. Тогда
воры оставили записку с надписью: «Спасибо за плохую охрану».
4. Роттердам, 2012: шедевры в огне
Картины «Крик» и «Мадонна» Эдварда Мунка были похищены из Музея Мунка в Осло в 2004 годуспользование.
Согласен
В октябре 2012 года музей Кунстхал в Роттердаме стал местом одной из самых быстрых и
разрушительных краж в истории искусства. Рано утром, когда сигнализация временно не
работала, группа румынских грабителей проникла в здание и практически за 90 секунд
сняла со стен семь шедевров — работы Пикассо, Моне, Матисса, Гогена и других мастеров
общей стоимостью свыше 100 миллионов евро. Камеры зафиксировали преступников, но
лица распознать не удалось из-за капюшонов.
Через несколько месяцев преступников нашли в Румынии, однако шедевров при них не
оказалось. Позже мать одного из участников призналась, что сожгла картины в печи,
боясь, что они станут доказательством против сына. Эксперты обнаружили в золе следы
старинной краски, холста и гвоздей от рам.
Музей Кунстхал в Роттердаме
5. Лондон, 1961: «Гойя для шантажа»
В январе 1961 года из Национальной галереи в Лондоне исчезла картина Франсиско Гойи
«Портрет герцога Веллингтона». Это была первая крупная кража в истории музея.
Преступление выглядело дерзко и абсурдно одновременно: кто-то просто снял полотно
со стены, когда охрана отвлеклась. Через несколько дней в газеты начали приходить
письма от похитителя, который называл себя Кемптоном Бантоном. Он требовал, чтобы
правительство направило 140 тысяч фунтов (примерно столько стоила картина) на
оплату телевидения для британских пенсионеров, которые не могли себе его позволить.
Полиция не воспринимала это всерьез, пока через четыре года Бантон не явился сам с
чистосердечным признанием и заявлением, что это была «моральная акция протеста».
Картина вернулась невредимой, а Бантон, пожилой почтальон с Юга Англии, получил
символический приговор — три месяца тюрьмы. История вошла в фольклор как самое
вежливое и гуманное ограбление в истории Великобритании и даже легла в основу
фильма «Герцог» (The Duke) 2020 года с Джимом Бродбентом и Хелен Миррен.
Про ограбление в музейном комплексе «Зеленый свод» (Германия) читайте тут: Как
похищают драгоценности: самые крутые ограбления XXI века.
Справа Майкл Леви, помощник хранителя Национальной
галереи в Лондоне, обсуждает состояние «Портрета герцога
Веллингтона» работы Гойи с Артуром Лукасом, главным
реставратором, после того как портрет был возвращен в
галерею после кражи в 1961 году. 4 мая 1965 года

6. Стокгольм, 2000: грабители с вертолетом
В декабре 2000 года Стокгольм пережил ограбление, достойное сценария голливудского
боевика. Рано утром группа вооруженных людей приземлилась на крыше музея на
вертолете, быстро спустилась внутрь и за несколько минут похитила три картины, в том
числе работы Ренуара и Рембрандта общей стоимостью около 30 миллионов долларов.
Все было продумано до мелочей: чтобы выиграть время, преступники разбросали по
дорогам вокруг музея металлические шипы и даже заложили муляжи бомб у полицейских
участков, блокировав вылет других вертолетов.
Расследование растянулось на годы. Несмотря на то что некоторые из участников были
задержаны, картины исчезли из поля зрения на целое десятилетие. Позже часть
похищенных полотен удалось вернуть: их нашли в подпольных хранилищах и даже в
гараже в пригороде Стокгольма. Однако до сих пор остается неясным, кто именно стоял
за воздушным налетом и кто профинансировал такую операцию.
7. Амстердам, 2002: кража в Музее Ван Гога
Автопортрет Рембранта, который был похищен в 2000 году из
Национального музея Швеции
7 декабря 2002 года Музей Ван Гога в Амстердаме стал местом одной из самых быстрых
и наглых краж в истории Нидерландов. Около 7 часов утра двое мужчин, вооруженных
лишь лестницей и кувалдой, забрались на крышу, разбили окно и всего за три минуты
вынесли два полотна: «Вид на море у Схевенингена» (1882) и «Выход из протестантской
церкви в Нюэнене» (1884). Сигнализация сработала, но охрана прибыла слишком
поздно. К тому моменту грабители уже скрылись на велосипедах.
Полиции удалось задержать преступников, но картины долгое время считались
безвозвратно утерянными. Лишь в 2016 году Интерпол сообщил, что полотна обнаружены
в доме итальянского мафиози Рокко Моретти, связанного с кланом Каморры, во время
крупной антинаркотической операции в Неаполе. Работы оказались в неплохом
состоянии и вернулись в музей спустя 14 лет после кражи.
А вы знали, что из Третьяковки тоже воровали? Читайте тут! Лучшие шутки о краже
картины Куинджи «Ай-Петри. Крым».
Почему грабителей не торопятся ловить
Полиция нередко знает, кто стоит за кражей, но не может доказать вину без картины.
Шедевры не продашь на аукционе, поэтому их или прячут десятилетиями, или
используют как валюту в криминальных сделках.
Расследование, проведенное Финансовой гвардией (Guardia di Finanza), позволило спустя 14 лет после
кражи этих двух картин в Нидерландах обнаружить их в коттедже в Кастелламмаре, принадлежащем
известному наркоторговцу Раффаэле Империалу. Эти слова произнес бригадный генерал Джанлуиджи
Д’Альфонсо, провинциальный командующий Финансовой гвардии Неаполя, в кулуарах пресс-
конференции, организованной по случаю возвращения двух картин Винсента Ван Гога, украденных в
декабре 2002 года из Музея Амстердама.

Полиция и спецслужбы большинства стран ставят кражи искусства в нижнюю часть
приоритетов. Убийства, терроризм, наркотрафик, финансовые преступления — все это
требует больше ресурсов. Поэтому расследования «художественных» дел часто ведут
небольшие отделы.
По оценкам Интерпола, на черном рынке искусства сегодня обращается около 50 000
похищенных произведений, и это лишь верхушка айсберга".
https://www.maximonline.ru/longreads/
*******
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
6 ноября 2025 года


Рецензии