Предопределение. Сказание об Эсаве, Иакове и Амале
После двадцати лет бездетной жизни молитвы Исаака и Ревекки наконец находят отклик. Однажды Ревекка почувствовала в себе необыкновенное биение. Она с молитвой обратилась к Господу, и Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей;один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему»(Быт. 25:23). Это откровение глубоко запало в душу Ревекки и послужило для нее руководством в последующей жизни.
« Иаков держался рукой за пяту Эсава – это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом ( а человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков".
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Эсав – человека "плотского", а Иаков – духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери».
В судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; согласно христианскому подходу, Иаков прообразует Мессию – Иисуса Христа.
Первородство за чечевичную похлебку
Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Эсав, и поэтому он считался первородным. Второму дали имя Иаков, что означает "держать за пятку", поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. Когда они выросли, то старший — Эсав стал очень искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший — Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.
Однажды Эсав вернулся с охоты очень усталым и голодным. Увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, он стал с нетерпением у него просить поесть . На это Иаков ответил: "Продай мне теперь же свое первородство". Эсав раздраженно сказал: "Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?" Тогда Иаков потребовал от Эсава клятвенного обещания: «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:30–33). Нетерпеливый и легкомысленный Эсав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.
Эсав этой клятвы не принимал всерьез. Но для Иакова же клятва была незыблемой и священной, и он твердо верил, что приобрел право первородства. В то время первенцу принадлежали особые права.Перед смертью отец семейства передавал старшему сыну власть над младшими братьями, а также большую часть своего имения. Но самое главное заключалось в том, что старший сын получал Божьи обетования, данные его отцу, о рождении Спасителя мира.Иными словами, "право первородства", от которого Эсав отказался в пользу Яакова, заключалось, в том числе, в праве представлять семью перед Богом. Причем это право обладало в глазах Эсава столь ничтожной ценностью, что он был готов уступить его даже за чечевичную похлебку.
Продажа первородства Эсавом являлась началом глубокого конфликта между двумя братьями, развязка которого наступит много лет спустя, когда Эсав, удостоверившись, что Иаков не покушается на его имущество, отойдет на юг и станет отцом другого народа. Иаков же останется продолжатело Авраама и Исаака .
.
"Мои мысли - не ваши мысли, ваши пути -не пути Мои.Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших",- говорит Господь устами пророка Исайи (Ис.55:8,9). Бог знает то, чему надлежит происходить от начала и до конца, но с этим знанием Бог распоряжается совершенно по-иному, нежели человек. Изучая историю Эсава и Иакова, видим, что Бог не толкал Эсава на тот путь, который он выбрал сам. В любом случае, очевидно, что Эсав свое первородство "презрел".
Вся сцена, на первый взгляд, выглядит не очень привлекательно.Вопрос о правдивости стоит, безусловно, остро. Насколько можно квалифицировать поведение Иакова в этой сцене, как правдивое? Тем более, что он сам говорит матери: "Если отец ощупает меня и обнаружит подлог, то я буду выглядеть обманщиком". Почему у него нет более естественной нравственной проблемы: как можно обманывать отца?
Однако, когда Исаак узнал, что дал благословение не тому, кому думал, он говорит: "И будет-таки благословен". Т.о. ,он подтверждает решение, вынесенное Небом и переданное через него, вопреки его собственному замыслу: главным будет младший.
Амалек ,внук Эсава
Эсав, от которого произошло 12 племен, стал родоначальником огромного собрания народов. Но, кроме того, у Эсава был внук, которого звали Амалек. Этот Амалек несет в себе одно-единственное качество: у него нет никакого другого содержания, кроме неистребимой ненависти к Израилю. Этот самый Амалек и является в чистом виде носителем антисемитизма. Другие народы, как правило, тоже не любят Израиль, иногда сильнее, иногда слабее. Но Амалек является носителем этого качества в чистом виде.
Как сила, враждебная Израилю, он появляется вскоре после Исхода из Египта. У него не было причин нападать на Израиль, по которым обычно один народ воюет с другим, между ним и Израилем не было поводов для спора. Когда ведут войну, чтобы продемонстрировать свою силу и мужество, сражаются лицом к лицу , однако Амалек " перебил .. всех ослабевших,..кто был изнурён или утомлён".Если воюют из религиозных убеждений, полагают, что обретут благоволение своего бога, уничтожив народ, не верящий в него, однако, Амалек «не побоялся Всесильного».
Все эти причины вполне соответствуют критериям антисемитизма, которые выдвигает историк М. Даймонт. Антисемитизм, пишет он, а) алогичен, иррационален и продиктован подсознанием; б) обращен против «еврейской расы» как целого; в) избирает своей единственной мишенью евреев и только евреев; г) не предлагает своим жертвам никакой альтернативы и не дает им никакого выхода..Значит, Амалека с полным правом можно считать первым антисемитом.
В Торе называются истинные – скрытые, глубинные причины нападения Амалека на Израиль: это древняя вражда, которую он унаследовал от своего деда Эсава, – вражда к Иакову и его потомству. Тора, ясно называет причины этой ненависти :"И возненавидел Эсав Иакова за благословение, которым благословил его отец".
Вся борьба Эсава с Яаковом (ведение которой взял на себя Амалек) имеет чисто духовную основу – независимо от причин, декларируемых самим Эсавом или видимых глазу историков.
Аман, потомок Амалека
Много лет спустя другой Амалек, потомок древнего Амалека , взятый в плен и оставленный в живых царем Саулом вопреки приказу Всевышнего и указанию пророка Моисея, успел переспать с некоей женщиной, которая зачала от него. Наутро этот Амалек был убил , однако, семя его осталось в мире и спустя несколько поколений воплотилось в личности Амана, поставившего перед собой задачу уничтожить народ Израиля.
Аман, фаворит персидского царя Ахашвероша, империя которого простиралась тогда «от Индии до Эфиопии», уязвленный недостатком уважения со стороны Мордехая, решает уничтожить весь «народ Мордехая» – всех, поголовно, в один день. Это намерение, без сомнения, а) алогично, б) обращено против всей еврейской расы в целом, в) избрало целью гонения евреев и только евреев, г) не подразумевает никакой альтернативы, позволяющей избежать смерти.....
Исааку не удалось, как он мечтал, связать двух братьев воедино. Его жена заставила пойти дела так, как ей было предсказано: братья разойдутся. Но состоится ли когда -нибудь их встреча, которая соединит их узами братства? Будет ли навечно уничтожен самый дух Амалека – концентрат ненависти Эсава к Яакову ?
Божий замысел, или Зачем Всевышний расщепил избрание
Итак, у Иакова –Израиля не просто имелся брат, но брат, который по естественному праву как раз и должен был стать отцом избранного народа.
Почему же Всевышний благословил младшего – Иакова? Этому вопросу должен был бы предшествовать другой, а именно: зачем Всевышний вообще "расщепил избрание"? Зачем Он зародил двойню, а не одного ребенка ?Вероятно, если Всевышний зародил во чреве Ревекки два плода, то значит, Он желал как-то использовать эту природу, как-то желал подчеркнуть ею Свой замысел.
Как отмечают психологи, взаимоотношения близнецов отличаются от взаимоотношений других братьев и сестер. Они отличаются, во-первых, сильным взаимным соперничеством, а во-вторых, чрезвычайной взаимной зависимостью.Близнецы ощущают себя частью друг друга – хотят они этого или не хотят.
Итак, братья, стянутые одним актом рождения, особенно если их воспитание было типичным для такого случая, обречены на сложные специфические комплексы. А воспитание Эсава и Иакова было в этом отношении именно "типичным": "Исаак любил Эсава… а Ривка любила Иакова" (Бытие 25.28).
По Торе, Эсав наделен многими положительными чертами: он верен данному слову, он умеет уважать чужие интересы и, наконец, он ценит братские отношения.Он очень уважает отца. Даже когда он грозится убить брата, он говорит, что он это сделает, когда отец умрет: он не хочет огорчать отца. Подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца, книга Зогар сообщает, что продажа первородства за похлебку не была сиюминутной данью чревоугодию, но, что эта сделка явилась результатом длительных переговоров.Когда Иаков обманом получил причитающиеся брату благословения, Эсав сказал, что Иаков "обманул его дважды" (27.36). Однако при этом он все же не попытался дезавуировать соглашение, что свидетельствует о его порядочности. Более того, он даже не пожелал отнять у Иакова украденные благословения. Он лишь сказал: "Неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой!" (27.39). В порыве гнева Эсав, правда, пожелал убить Иакова, но потом он чистосердечно простил его.
Очень сложно дать оценку поступку Иакова. Можно ли считать его обманщиком? В одном случае он честно приобретает у брата первородство, без подвоха. И вопрос не в цене чечевичной похлебки, а в том, что Иаков ценил то, что вообще не ценил его брат ("что мне в этом первородстве?").T.e. формально в данном случае никакого явного обмана нет. Иаков честно, пускай по совершенно абсурдной цене (показывающей отношение Исава к вопросу), но все-таки покупает первородство Исава.
Однако купленное Иаковом ранее первородство спустя много лет утвердилось отцовским благословением.
Когда Иаков выдаёт себя за Исава, и тем самым получает благословение отца,
это уже можно с определённостью назвать обманом, и прав Эсав, придя в бешенство от этого поступка:"Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое"(Быт 27:36). Впрочем, позже Иаков пожал плоды своего обмана, из чего можно сделать вывод, что какие бы ни были "благие" цели у действий, совершаемых обманным путем, это все равно является грехом, И рано или поздно последует наказание.
Писание в лице жизнеописаний Его героев показывает часто никак не ангелов в человеческих обличьях, а обыкновенных людей с присущими людям слабостями, желаниями, поступками и ценностями.
Эсав появился на свет от провиденциального брака, появился как плод молитвы ("И молился Исаак Господу о жене своей" (25:21-23). Эсав явился в мир по воле Создателя, за ним стоит безусловная моральная и духовная сила.Но Всевышний выбрал Иакова – и этим сказано все. Если внимательно прочитать Тору, то можно прийти к заключению, что евреи тоже не самые лучшие избранники. Всевышний не раз раскаивался в своем выборе, и два раза даже угрожал произвести избранный народ от Моисея.
Потомки Эсава
Потомками Эсава (прозвище- Эдом) являются эдомитяне, которые во втором веке до н. э. были обращены в иудаизм царем Гирканом,однако, вскоре после этого имя Эдом было присвоено Римской империи. Когда же римская империя распалась, а на ее месте образовалась общность христианских народов, то имя Эдом по существу закрепилось в еврейской традиции за христианской цивилизацией.
Хотя понятие Эдом достаточно широкое и может подразумевать самые различные аспекты культуры и цивилизации, возникшей на руинах бывшей римской империи, в узком значении слова Эдом – это "христианский народ", христианская община, церковь.
Т.о. формально еврейская община считает христианскую общину братской близнецовой общиной. Братья– близнецы могут переживать по отношению друг к другу всю гамму чувств, начиная от испепеляющей ненависти и кончая самоотверженной любовью. Но об одном сказать можно вполне определенно – они связаны одной судьбой.
Итак, в сказаниях об Эсаве и Иакове отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Iакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11):«И возненавидел Эсав Иакова".
В библейские времена первенцы играли роль священников. На них была возложена ответственность за "связь" между семьей и Богом. Иными словами, "право первородства", от которого Эсав отказался в пользу Иакова, заключалось, в том числе, в праве представлять семью перед Богом. Причем это право обладало в глазах Эсава столь ничтожной ценностью, что он был готов уступить его даже за чечевичную похлебку."и будете вы мне царством священнослужителей и народом святым. "От человека, который не желал быть "священником", трудно было ждать, что он сможет стать прародителем "народа священников". Поэтому не Тора отвергла Эсава, но сам Эсав, продав первородство, тем самым исключил себя из "священной истории".
«И возненавидел Эсав Иакова за благословение, которым благословил его отец» (Быт, 27:41).Достаточная ли это причина для ненависти? Конечно, можно сказать: Эсав ожидал, что благословение отца принесет ему материальное изобилие, а Иакова возненавидел за то, что тот опередил его и "перехватил" предназначенное ему благополучие. Однако в конце концов Исаак дал благословение и ему тоже – и какое! "Место, в котором будешь ты жить, будет тучнейшим местом земли, орошаемым росой небесной свыше" ( 27:39).Давайте сравним это с благословением, полученным Иаковом. На первый взгляд оно начинается теми же словами, что и благословение Эсаву: " даст тебе Всесильный от росы небес и от туков земли, и обилие хлеба и вина" ( 27:28). Слова-то те же самые, зато в порядке противоположном! Для Иакова Исаак начинает благословение с "небесной росы", а уж потом переходит к материальному благополучию. Таким образом, первым и определяющим моментом для Иакова становится небесное, то есть духовное. Окончание же благословения – "благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну" (12:3) – это перенесение на Иакова благословения, полученного от Всевышнего Авраамом, что подчеркивает преемственность Иакова, долженствующего продолжить дело своего деда по распространению в мире знаний об истинном Боге. Так что материальным богатством были благословлены оба. Однако, Иаков даже не имел возможности воспользоваться им, оставив всё Эсаву, спешно покидая дом по настоянию матери; и сколько мучений ему пришлось перенести у Лавана. Поэтому вопрос об "обмане" Иакова не однозначен. К тому же Иаков пламенно молил Бога помочь при встрече с братом, и искал эту встречу именно Иаков. А Эсав оказался незпопамятным парнем. Да и чего бы ему хранить злость: он был богат и славен, унаследовав в принципе всё огромное богатство Исаака.Вспыльчивый, но добродушный Эсав ,согласно книге Бытие ,"забыл" былые обиды к брату-близнецу.Однако есть в раввинистической литературе и другая линия: Эсав продолжает ненавидеть Иакова за добытое обманом благословение отца и завещает своим потомкам отомстить Иакову и убить его. Эта ненависть передаётся от отца к сыну и далее - к внуку.
Легенда об Амалеке.Эстафета ненависти
Сын Эсава уклоняется от выполнения отцовской просьбы, не желая связываться с Иаковом и его Богом, внук же Амалек с воодушевлением принимает эстафету ненависти . Таким образом, ненависть к Израилю переходит к Амалеку "по наследству", и огонь этой ненависти горит в его крови все то время, что он жив на земле.
В Агаде Эсаву ставятся в заслугу его почтительное отношение к отцу и некоторые др. качества, однако, в целом, по традиции, Эсав (Эдом) явл. прародителем исторических врагов и угнетателей евр. народа ( в том числе, царя Ирода). У Эсава были три жены - ханаанеянки, которые сильно омрачали жизнь Исаака и Ревекки; на руках Эсава воспитывался его внук Амалек, которому Эсав наказал отомстить потомкам Иакова за нанесённую обиду .
Если потомки Иакова отойдут от своей миссии, ради которой получил своё благословение Исаак, "Эсав" придёт и потребует свою долю. Тогда он попытается отвести евреев от мысли о Боге, которую они должны нести в мир. "Амалек"-носитель ненависти к евреям, появлялся в истории Израиля всякий раз, когда "Иаков" сворачивал со своего пути.Речь, скорее, идет о смертной вражде, передающейся из поколения в поколение, вплоть до полного исчезновения "Амалека" с исторической сцены во исполнение клятвы Бога. Так мидраш превращает внука Эсава в заклятого врага Израиля, мечтающего о его уничтожении . Так описывает эту непрекращающуюся борьбу Агада.
Однако,Танах вовсе не утверждает этого. Напротив, Эсав радостно встречает после 20-летней разлуки Иакова. Он богат (унаследовал и за себя и за Иакова ), у него дети, внуки, огромное число слуг. Глава 35 заканчивается описанием кончины Исаака, которому было 180 лет: "и испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Эсав и Иаков"(35:29). Ничего о затаённой обиде и ненависти, о страстном желании мести в Танахе - не сообщается.
Свидетельство о публикации №225110600143