Книга как кража
«Я думаю о книгах.
Как я теперь понимаю «глупых взрослых», не дающих читать детям своих взрослых книг! Еще так недавно я возмущалась их самомнением: «дети не могут понять», «детям это рано», «вырастут — сами узнают». Дети — не поймут? Дети слишком понимают! Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати. Не в этом дело, не в недостаточном понимании, а в слишком глубоком, слишком чутком, болезненно-верном!
Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам. Ведь это ужасно! Книги — гибель. Много читавший не может быть счастлив. Ведь счастье всегда бессознательно, счастье только бессознательность.
Читать - все равно, что изучать медицину и до точности знать причину каждого вздоха, каждой улыбки, это звучит сентиментально — каждой слезы.
Доктор не может понять стихотворения! Или он будет плохим доктором, или он будет неискренним человеком. Я сейчас чувствую себя таким доктором.
Виноваты книги и еще мое глубокое недоверие к настоящей, реальной жизни. Книга и жизнь, стихотворение и то, что его вызвало, — какие несоизмеримые величины! И я так заражена этим недоверием, что вижу — начинаю видеть — одну материальную, естественную сторону всего. Ведь это прямая дорога к скептицизму, ненавистному мне, моему врагу!
Мне говорят о самозабвении. «Из цепи вынуто звено, нет вчера, нет завтра!». Блажен, кто забывается! Я забываюсь только одна, только в книге, над книгой.
Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге».
Какие можно сделать выводы на столь необычные мысли?
Книга как экзистенциальная кража: парадокс цветаевского чтения
Марина Цветаева, находясь на пороге своей гениальной поэтической судьбы, формулирует в этом письме один из самых пронзительных и трезвых диагнозов болезни под названием «чтение». Это не восторженный гимн книге, а скорее патологоанатомическое вскрытие собственной души, отравленной словом. Её размышления — это не юношеский максимализм, а точное предвидение экзистенциальной ловушки, в которую попадает человек, выбравший жизнь, связанную с текстом.
Парадокс понимания: гипестезия через гиперчувствительность
Цветаева начинает с опровержения расхожего мнения о недопонимании ребёнком «взрослых» книг. Её открытие радикальнее: дети понимают их «гораздо верней и глубже», ибо схватывают суть интуитивно, целостно, без фильтров последующего жизненного опыта. Однако эта сверхспособность оборачивается проклятием. Чтение становится не обогащением, а «кражей у собственной жизни». Это ключевая метафора цветаевской концепции: каждая прочитанная книга — это украденный у себя же момент непосредственного бытия. Читающий проживает не свою, а чужую жизнь, накапливая виртуальный опыт, который делает его неспособным к подлинному, спонтанному переживанию. «Счастье всегда бессознательно», — утверждает она, и здесь звучит трагическое осознание того, что знание, добытое из книг, разрушает саму возможность бессознательного, а значит, и счастливого существования.
Читатель как «доктор души»: диагноз без права на лечение
Сравнение себя с доктором, изучающим медицину, — это блестящая самодиагностика. Читатель-«доктор» дотошно знает анатомию каждого чувства, «причину каждого вздоха, каждой улыбки... каждой слезы». Это знание убивает магию. Стихотворение для такого «доктора» перестаёт быть живым организмом и превращается в набор симптомов, в подтверждение известной ему теории. Цветаева оказывается в ловушке двойной идентичности: чтобы остаться верным «доктором» литературы, она должна убить в себе непосредственного человека, и наоборот. Этот внутренний раскол ведёт её к «глубокому недоверию к настоящей, реальной жизни». Реальность начинает казаться ей лишь «материальной, естественной стороной» того, что уже было описано, проанализировано и обесценено в книгах.
Недоверие к жизни как форма верности искусству
Это недоверие — не поза, а следствие предательства. Читая, Цветаева обнаружила, что «книга и жизнь, стихотворение и то, что его вызвало, — какие несоизмеримые величины!». Художественное претворение жизни оказывается настолько совершеннее и ярче самой жизни, что реальность начинает блекнуть. Воспоминание о человеке «бледнеет перед воспоминанием о книге». Это горькое признание человека, который понял, что его подлинная родина — не мир, а библиотека.
Ирония судьбы заключается в том, что сама Цветаева, написавшая эти строки, стала автором книг, которые для миллионов читателей совершили ту самую «кражу жизни». Она сама создала те самые совершенные миры, которые заслоняют реальность. Её письмо — это крик изнутри системы, предупреждение о цене, которую платит творец, добровольно заключивший себя в темницу слова.
Таким образом, цветаевская рефлексия — это не отречение от книги, а мучительное и честное признание её тотальной власти. Книга для неё — не источник утешения, а «гибель» и «прямая дорога к скептицизму». Но это та гибель, на которую она сознательно идёт, потому что только «в книге, над книгой» она находит своё единственно возможное «самозабвение». В этом и заключается главный парадокс: чтение как кража жизни оказывается для неё единственным способом по-настоящему жить.
Свидетельство о публикации №225110601460