Жажда 18. Дима. Будни и праздники чемпионата

Все остальные дни первой недели в райотделе полиции превратились для опера-стажера в сплошной клубок событий, времени и пространства.

Утро вторника началось с того, что Николай предложил поехать в морг, на осмотр трупа. Проверка на вшивость продолжается, понял Димка, но особых эмоций не проявил. В бытность гаишником приходилось иногда извлекать жертв аварий из покореженного металла.

В секционном зале наставник оставил Димку посмотреть на процесс, сам же поскорее вышел. Уходя, предупредил, чтобы в обморок не падал, а то грязно тут, пол моют раз в неделю. Когда началось вскрытие Димка понял, что это совсем не то, что он видел раньше. Но стойко продержался, посмотрел сколько смог.

Минут через двадцать вышел, чуть поплутав в коридорах. Николай стоял у входа, молча протянул сигарету. Только втянув в легкие горький дымок, слегка позеленевший Димка смог доложить, что перенес все стойко, завтрак сохранил. Наставник кивнул одобрительно. Позже оказалось, что он интересовался у судмедэксперта — как все прошло. Тот подтвердил.

Следом, видимо, для контраста, Димку загрузили бумажной работой. Он даже представить не мог, что у оперов в сейфах хранятся такие кипы документов.

 Приказы, инструкции, указания и все это, помимо УПК, нужно знать. Как правильно написать рапорт, принять заявление потерпевшего, последовательность формирования уголовных дел, отказных материалов и прочее, прочее. Какой-то бумажный вал, цунами из циркуляров. Звуки анатомической пилы теперь не казались такими ужасными.

Далее Димой стали затыкать все дыры, возникающие в повседневной работе отдела. Стажер стал просто нарасхват и даже осунулся, что стало предметом особой заботы Светы, когда ему удавалось изредка у переночевать у «малыша».

Нужно навести справки у соседей «кухонного» боксера или привести с улицы понятых, кто пойдет?  Дима. Поучаствовать в контрольной закупке или отвезти запрос на видео — опять стажер. Кому потом дать просматривать эту многочасовую запись с мониторов? Так, ясный перец, тому, кто диск привез. Доставить для дачи объяснений в отдел людей, никак не желающих туда появляться — давай Диме поручим, парень хваткий, убедит. Кому посидеть до утра в кабинете с задержанным до официального допроса или отправки в ИВС — снова Корбашов.

Но апофеозом стала пятница, что пришлась ровно на день выплаты денежного довольствия. Как ни крути, а Димка уже почти полмесяца отслужил. Ну, с учетом курсов английского.

Придя с утра на работу, Димка ощутил легкое оживление. Личный состав криминальной полиции, похоже собирался на какую-то операцию. Сотрудники активно перемещались по кабинетам, проверялись рации. Петрович громогласно раздавал операм указания, украшая живой речью. Николай, особо ничего не объясняя, забрал у Димки все наличные деньги, довольно хмыкнув.

Потом его и старшего сержанта из ППС усадили в оперативную машину и отправили в рощу районного масштаба, которая славилась своими соловьями. Сказали, что нужно предварительно обследовать местность, подготовить позиции, ну и так далее...

Сержанту, похоже, дали вполне конкретные характеристики места. Примерно час они кружили по роще — искали поляну поукромнее, но чтобы была с травой и кустами для маскировки. Потом Димка сообщил Николаю GPS координаты выбранной точки. Стали ждать. Благо денек выдался чисто весенний, теплый.

Примерно через полчаса из рации сержанта наконец-то раздался сигнал:

— Внимание всем! Вариант «Альфа», работаем!

И вскоре со всех концов рощи на поляну стали подтягиваться люди, кто в гражданке, кто в полицейской форме. Впереди одной из групп шагал улыбающийся Николай с кульками из «Магнита», в которых что-то характерно позвякивало. Дальше двигался Витя, Саша, опера из его кабинета, Аркадий из группы розыска пропавших, Василий и Костя из имущественных. И другие парни, которых он еще и не знал: из дознания, ППС. В руках у многих тоже были увесистые пакеты.

Когда все собрались, наставник, на правах старшего, плеснул водки в пластиковый стакан и протянул стажеру:

— Давай, Дима, сейчас можно. Не вода, не нюхай. Петрович все согласовал и одобрил. Теперь ты точно наш…

...Окончание гулянки Димка помнил не очень. Благо следующий день был у него выходным. Вот так, весьма экзотически, он проставился и был принят в коллектив.

***
А между тем главное событие года — чемпионат мира по футболу, неумолимо приближалось. С начала мая началась жара, сразу за тридцать. Раскаленное солнце сжигало город, переполненный приезжими. Из разных уголков страны понаехали тысячи полицейских, занимая студенческие общежития и детские лагеря.

По улицам сновали бесконечные патрули, ОМОН, Росгвардия. Проверяли документы, машины, у граждан изымали личное оружие и патроны. Перекрыли весь центр, прервав сообщение городского транспорта.

На центральной площади соорудили огромную фан-зону, но совсем забыли организовать для народа тень. Попало под запрет пиво в стекле и самодельные шашлыки на мангалах. Отменили рейсовые междугородние автобусы и свободный въезд иногороднего транспорта, туристические экскурсии. Это была просто вакханалия порядка, сродни военному положению.

Понаехало, конечно и жуликов всех мастей. Казалось бы, такой наплыв силовиков на душу населения и приезжих лохов со всего мира, должны были вызвать небывалый взрыв статистики раскрываемости. Но на время мирового чемпионата по футболу действительность никак с логикой не дружила. 

Димка и его коллеги сутками пропадали на работе, мотались на вызовы, проводили осмотры, задержания, разыскивали злодеев и потеряшек, участвовали в рейдах и патрулях, словом не скучали. Обычный местный криминал не слишком обращал внимание на пресловутый мундиаль. Кражи, мошенничество, бытовые побои, оборот наркоты уверенно занимали призовые места в внутриведомственных сводках.

Но чем ближе к первым матчам, тем фантастичнее становилась официальная статистика правонарушений. Активность преступного мира сжималась как шагреневая кожа.  Беспокойный город, если верить публичной информации МВД, во время чемпионата превратился в оазис безопасности.

Начальство решило, что на мировом празднике футбола преступности не место. Все должно быть под контролем: футболисты играют, зрители болеют, иностранцы веселятся, жители мирно спят. И никакого криминала. Если нет новостей о происшествиях, значит их нет! Идея не новая, что никак не умаляет ее гениальности.

Вот и вышло, будто Димка с коллегами, как еще сотни оперов, зря казенный хлеб ели целый месяц. Случайная граната взорвалась на овощной базе, потом авария с двумя трупами, какого-то полицейского хлопнули на взятке в кабинете, да еще шестеро горячих русских парней подрались на стадионе. Всех то дел. А может была и другая причина столь благостной картины?

По самым скромным подсчетам на подготовку области и города к чемпионату было потрачено более ста миллиардов рублей. Южная столица оправдала свое звание. Впереди по расходам оказались лишь две другие — Москва и Питер. Конечно, это включало и супер-стадион на болотах в пойме реки и новехонький аэропорт в голой степи… А еще мост-дублер в Азию и десятки километров новых автострад с развязками. Объемы, масштабы...

Крупные игроки уже сделали свои ставки и обменяли фишки на нал. Теперь осталось главное — обеспечить спокойствие и счастливый финал Чемпионата. И чтобы никто не гнал волну и не портил гражданам настроение по-крупному. А так — пусть резвятся на здоровье. Вон сколько народу понаехало со всего мира. Есть где разгуляться…

И мелкие хищники крутились как могли. Ласково свежевали по мелочи как своих, так и доверчивых иностранных фанатов, ошарашенных широким русским гостеприимством.

У местных водил любимой фразой, почти девизом стало «Файв хандрид долларз». Как и все таксисты мира, наглые бомбилы возили доверчивых пассажиров по небольшому, в сущности, городу  кругами, превращая его в супер-мегаполис.

Отельеры, ошалев, от свалившейся возможности срубить денег, наводнили город мини-гостиницами. Какие-там ограничения по верхней планке цены за номер? Вы что, смеетесь? И «пятизвездочный» люкс под двенадцать метров, с кроватью и стеллажами вместо мебели, с душем за ширмой уходил всего за триста долларов в сутки. Снимали, куда деваться.

Гопники почему-то интересовались мексиканскими шляпами. Нескольким десяткам кабальеро пришлось сменить этот национальный предмет мужской гордости на панамы и бейсболки. Но сомбреро оказались не особо ходовым товаром у барыг, кому их сдашь? Разве что в качестве боевого трофея, типа скальпа краснокожего, или там на прикольный подарок такому же братскому сердцу…

Вообще-то сами мексиканцы были отличными парнями, весьма дружными и веселыми. Целыми семьями они летали из города в город за своей сборной, на жилье экономили, предпочитали снимать квартиры у частников. А хлебосольные хозяева порой исполняли порой роли поваров и добровольных гидов. Ну, еще выручали постояльцев из мелких бед.

Аркаша из группы поиска пропавших без вести, был знаком с одной такой семьей. И рассказал забавную историю.

После матча с Южной Кореей семья из Мексики улетала в Екатеринбург. Дотошный папа заранее пробил маршрут и прикинул километраж для справедливого тарифа. Да только не учел, что англоязычный Гугл навел его на старый аэропорт в черте города, уже закрытый к началу ЧМ.

Расчетные шестнадцать километров давно миновали, а таксист все гнал машину без остановки по каким-то полям. Водила с бычьей шеей только улыбался и твердил: «Аэропорт, йес, йес, амиго».  Особый ужас вызывал блеск золотой коронки и массивный крест на волосатой груди.

Мексиканцы предположили, что стали жертвой похищения. Стали в панике звонить людям, у которых снимали жилье с мольбами о помощи.

К счастью, ситуация быстро разрешилась. Оксана, хозяйка квартиры, из сбивчивой речи постояльцев уловила причину волнения и, как могла, успокоила бедолаг. А тут наконец-то показались и терминалы «Платова». Мексиканцы, выгрузив чемоданы, от избытка эмоций одарили довольного водителя щедрыми чаевыми.

Вообще-то граждане этой далекой страны вблизи оказались совсем иными, чем персонажи из голливудских боевиков. Хотя, возможно, реальных ганстеров с мачете или там беглецов, штурмующих границу Техаса в поисках лучшей доли, мало интересовал футбол. Здесь же, далекие потомки майя и ацтеков облюбовали для перекусов один из модных ресторанов на главной улице города, «Нью-Йорк».

Димка, кстати, в нем отмечал с друзьями возвращение из Калининграда. И чуть не опозорился, когда денег едва хватило расплатиться. А наивные дети Мексики считали это гламурное заведение дешевой закусочной и обедали там ежедневно…


Рецензии