20. Земляничная история

Лес манит нас к себе своими дарами. Никто не пойдет в десятикилометровую даль просто надышаться лесным воздухом, полюбоваться зеленой красотой. А вот дары леса односельчан очень даже привлекают. Каждый месяц приносит свой подарок: березовый сок — в мае, ягоды — в июне, грибы — в июле...
Вот июньское лето. Запестрели цветами луга вокруг, а в лесу ждет нас земляничка. Я уверена, что земляника связана с сердцем человека. Посмотрите: плоды земляники красного цвета и имеют форму сердца и, скорее всего, лечат его от страданий. Предки наши не зря говорили: «Кто съест горсть земляники летом, тот не будет болеть зимой».

У нашей бабушки на Урале жила единственная дочь Роза, наша тетя, которая каждое лето приезжала к своим родителям. Все, особенно мы с братом, очень радовались такой гостье в нашем доме. Бабушка очень хотела ее порадовать. Только чем?
Я знаю маленькую тайну бабушки. Пенсию она не получала, потому что ни одного дня не трудилась в колхозе. Причиной была огромная обида к Советской власти, которая забрала у нее семью, детей, нажитое добро и справное хозяйство. Ошибочно раскулачили ее семью, оставив бедняжку на улице, совершенно без крова.
Но наша бабушка очень любила землю, знала много премудростей и выращивала каждую весну в огромных парниках рассаду овощей. Односельчанам нравился ее урожай, и ежегодно люди толпами приходили к нам за рассадой не только помидоров, но и огурцов, капусты. Этот труд, скажу по секрету, приносил ей немалые доходы.
Но семья наша жила только на дедушкину пенсию — 12 рублей 60 копеек. А она берегла деньги для любимой дочери. Дедушка понимал и ничего не говорил, ведь внуки-то у него родные, и он несет ответственность за них гораздо большую, чем бабушка. Чем еще порадовать гостей? Конечно, вареньем из лесной земляники. Оно такое ароматное и очень полезное. С малых лет я знаю, что земляника лесная растет лучше всего на солнечных полянках в лесу.
Помню, у братьев Гримм есть сказка «Три маленьких лесных человечка», где девочка принесла землянику из-под снега зимой. А меня летом отправляла бабушка в дальний лес за лесным лакомством.
Утром раненько она будит меня и говорит: "Дуся, погода будет ясная, ведь солнце во время восхода не закрыли облака". Такая у бабушки была примета. Важно вручает мне не лукошко, а алюминиевый восьмилитровый бидон и рассказывает, как добраться до нужного места. Еду я туда на велосипеде старшего брата, только не достаю до сидения, поэтому всю дорогу еду, перекидывая себя слева направо через раму почти десять  километров до деревни Пчёлка.
Мне девять лет, и это мои первые школьные каникулы. Главное — не заплутать и строго придерживаться назначенного курса. А в лесу могут встретиться волки, кабаны… Но мне некогда об этом думать. Доехав до нужного места, я прячу в кустах Колин велосипед, а потом ищу взглядом ягодки.
Ти-ши-на. Ни души. Страшно? Еще бы!

Какое чистое голубое небо и многоголосие лесных птичек! Пение птиц в поле и в лесу различается: если в поле поют примерно 16 видов птиц, то здесь их почти вдвое больше. Ранней весной поют одни солисты, позже вступают летние певчие. И хор звучит посолиднее будет. Изумительное пение радует меня и вдохновляет на работу.
Кругом красные спелые ягодки… Я начинаю активно их собирать. Для меня чрезвычайно важно закрыть дно бидона, а там легче пойдет дело. Почему-то даже не пробую эти ягоды на вкус. Хотя помню совет предков про горсть земляники, что творит чудеса. Возможно, просто страшно увлечься поеданием ягод и собрать слишком мало в бидон.
Солнце жарит. Пот со лба течет, еле успеваю вытирать. Частенько заглядываю в бидон: сколько собрала? Вот уж и половина емкости, я перехожу с одного места на другое и не замечаю, что прямо передо мной на пне лежит пара черных гадюк, греющихся на солнышке. Узнаю их по зигзагообразному рисунку на спине и некруглым глазам. У страха глаза велики, и эти твари видятся мне чуть ли не огромными удавами. Одно неосторожное движение… Ш-ш-шипение! Вдруг страх охватил меня, и я стремительно мчусь на лесную тропинку со своим огромным бидоном. Не могу отдышаться… Хорошо, что на ногах у меня резиновые сапоги, несмотря на жару. От страха руки немного трясутся, глаза бегают туда-сюда, лицо аж горит…Чувствую себя как осиновый листик на ветру.
А ведь мне нужно еще полбидона собрать... Птичьи трели заставляют меня забыть о ядовитых гадюках, и теперь я захожу на ягодное угодье совсем с другого конца, надеясь на то, что здесь будет спокойнее. Ищу красавицу-землянику еще проворнее, чтобы быстрее уехать с такого опасного и жуткого места.
А однажды я наступила на корягу — и ш-ш-ш-ш… Моя коряга ожила! Это гадюка! Земля из-под ног ушла, сердце — в пятки... А через мгновение оно уже вырывалось из груди. Может, и волосы дыбом встали у меня, но в лесу зеркала-то нет.
Глаза мои забегали от страха, и пот покатился градом... Если вдруг беда случится, то мне даже помочь никто не сможет. Я ведь одна-одинешенька в этом огромном лесу. Уши тонко реагируют на каждый малейший шорох: треск сучьев, взмах крыльев — и сердце начинает учащенно биться. Страшно очень, но я перебарываю страх и продолжаю сбор ягоды. Меня успокаивают и отвлекают птичьи голоса, кукует рядышком кукушка. Но я не спрашиваю, сколько мне жить. Не до этого мне. Ведь я только начинаю свой жизненный путь.
Через много-много часов я доверху наполняю бидон красивыми и аппетитными ягодами и сажусь счастливая на травку с чувством выполненного долга. Надо передохнуть перед трудной дорогой домой.
Замечталась, запрокинув голову к голубому небу: вот приду — и бабушка меня душевно встретит, погладит по голове, пожалеет маленькую труженицу и похвалит... Огромная нужда в ее похвале. Почему? Не знаю, но похвала нужна, просто необходима. Но для меня ее почему-то никогда не бывает. И потом, бабушка мне не говорила, чтобы полный бидон собрала, а я вот сама стремилась вернуться с полным бидоном, чтобы удивить ее. Вдруг лесная ягода-чудотворница на этот раз сделает бабушку чуть-чуть добрее?
Сажусь на велосипед и отправляюсь обратно. На колхозном поле насыплю себе вдоволь зеленого горошка и полакомлюсь... Вот везу бидон, а ягоды так утрамбовываются, что привожу домой чуть ли не половину бидона. Обидно как-то получается. Но я придумала одну хитрость. Перед родным домом я потрясла бидон вверх тормашками, чтобы ягод казалось больше. Жаль, все равно не целый бидон получился. Это для меня грустно, ведь в лесу-то он был полный.
А потом бабушка в лачуге на костре варила из моих ягод варенье, и мы с братом ели пенку с этого варенья с ароматным черным хлебом и были счастливы. Какое оно, земляничное варенье на вкус, нам было неизвестно и не особенно интересно. Нам с братом Колей не жалко земляничного лакомства.
Зато зимой тетя как-нибудь пришлет нам посылку с горчичными сухарями, двумя банками сгущенного молока, которые брат тайно высосет через маленькую дырочку. Там будут и конфеты «Коровка», и маленькие подарочки каждому. Да, как приятно получить заботу и тепло нам с братом. Видите, земляника сделала для нас доброе дело.
Мне всегда казалось, что земляничное варенье мне не понравится, потому что собирать землянику для этого варенья чрезвычайно трудно и даже опасно для моей жизни.
Все знали понаслышке, что на земляничной поляне всегда было много гадюк, но у меня никто и никогда не спрашивал: «Дуся, видела гадюк? Страшно?» А сама я не хотела пугать своими рассказами.
Опасная земляничная история с ядовитыми гадюками повторялась не раз, но мне стало казаться, что это они охраняют земляничное сокровище именно для меня. А мне нужно было во что бы то ни стало выполнить важное задание бабушки и заслужить ее одобрение и ласку. Ничего, что их не было и в этот раз, может, в следующий… Все возможно. Я всегда верю в лучшее.


Рецензии