Сила человека в дружбе
Достаток был у всех примерно одинаковым, сельских богатеев на пальцах одной руки можно было пересчитать, и ребята дружили вовсе не ради выгоды, а из-за интереса, притягательности и душевности.
У нас в деревне ребята дружат совсем иначе — они дружат не с одним или двумя, а сразу со всеми, получается настоящее братство. Мой брат дружил с одноклассником Толей Х., и вместе с ним навестить приятеля приходило человек семь, среди них и я, девочка Дуся. Родители смиренно относились к многочисленным визитам к сыну или дочери, двери были без замков и открыты всегда, а не в определенный день и час.
А кем дружила я? С одноклассницами Люсей, Тамарой, Галей, Надей и остальными подружками, всеми с моей улицы — Красноармейская.
Мои старики давно уже по возрасту стерегли дом и нас с братом. Подружки ко мне не приходили, видимо, не хотели беспокоить дедушку с бабушкой, но к себе звали и принимали с душевной теплотой. На их приглашения я реагировала очень даже одобрительно.
У Люси мама — труженица. Она работала в колхозе, была очень ответственной и трудолюбивой, за добросовестный труд ее наградили медалью — немногие получили такое признание. Возможно, многие даже позавидовали ей, ведь она одна была награждена из всей бригады. Все свое здоровье мама Люси отдавала колхозу, очень сильно выматывалась. Потом она тяжело заболела, и подружка с ее братом остались без матери. До слез было жалко мою подруженьку, до слез! Говорят в народе: «Умер отец — ты наполовину сирота, а мать — уж круглая сирота». У меня нет мамы, и у нее такая же беда случилась. Получается, мы с ней обе сиротки.
Люся моя любила играть в тихие игры, в основном в куклы, которые привозили ей тетушки из далекого Калининграда. Она не жадничала и делилась своими игрушками, быстро не отбирала. Я дорожила ее дружбой со мной, в душе благодарила.
Развлекалась тихо с Люсей, а в подвижные игры я уж играла с другими подружками, неугомонными, как и я сама.
У моей закадычной подруги Тамары мама — прянишница, работала в местной пекарне и была мастерицей пряничного дела. У подружки пряников было полно, и она щедро делилась ими, да и у нас они исчезали мгновенно, буквально таяли во рту.
Есть поговорка «И пряником не заманишь»... Вот здесь пряником прекрасно заманишь на детские посиделки с теплым молоком и пряниками, пока мама на работе. Если честно, Томе они приедались, и она активно угощала нас, пока пряники не успели засохнуть, а иногда можно было поменяться: она тебе пряник, а ты ей сухарик из недавней посылки с Урала.
Может, в каждой местности и выпекали свои пряники по своим рецептам, а нам по вкусу наш местный четайский пряник.
А вот у Гали мама была не просто швеей, а классной портнихой. Она обшивала нашу подругу-красавицу, и та была краше и наряднее всех нас, но мы не завидовали, а от души радовались за нее. Галина мама обладала удивительным мастерством вышивания наволочек разноцветными нитками мулине, еще она вязала крючком изумительные кружев и спицами — варежки. В целом она для нас, подружек, была примером мастерицы-рукодельницы. Хотелось, как она.
Замечала, что обязательно в семьях подруг в центре стены висела большая фотография мамы с папой в счастливый день свадьбы. Они улыбались нам и даже казалось, что присматривают за нами со стен.
В куклы поиграли, книжки интересные пересмотрели, а пошуметь мы бежали на улицу после тонкого намека бабушки о прекрасной солнечной погоде. Но Юрочку отец наказал, и тот дома сидит, мальчишки, узнав про это дело, тоже сидят рядом и не резвятся, сопереживая. Ждут, пока глава семьи остынет. Это, ребята, поддержка называется, она дружбу цементирует.
Вот Рая только выйдет после домашних поручений мамы и вынесет кусок белого хлеба, обсыпанного сахаром, тогда все по очереди откусим, и всем хватит. Это у нас как дружеский ритуал. В другой раз попросим кого-нибудь вынести воды, все напьемся из одного ковшика, но никто ни разу ничем не заразился и не заболел. Вот такие простые чудеса!
Капризы — это не про нас. Мы росли послушными, слушались своих родителей и старших. Бабушки и дедушки всегда своим присутствием словно окуривали дом миром и покоем, будто служители домашнего храма. Если старший сказал слово, то оно для нас был законом и непререкаемым.
Кроме горки мы с девочками часто спешили на ферму к коровам, смотрели на работу доярок. Иногда приносили вдвоем одно ведро чистой воды перед дойкой или охапку сена, выполняли просьбы взрослых с огромным удовольствием. Доярушки нам были рады, хоть какое-то разнообразие, а то все мычание коров в ушах с утра до вечера. В конце, после вечерней дойки, наливали парное молоко в большую кружку, и мы по кругу наслаждались этим тепленьким молочком. Усталые, но счастливые, уходили потом домой.
Ах, лето! Улица становилась многолюдной, шумной, потому что играли в вышибалу, в русскую лапту, в которую включались и взрослые, также соревновались в прыжках через скакалку и в игре «12 палочек».
А еще мы, девочки, обожали игру в классики. Расчерчивали клетки ранней весной на ровной высохшей от солнечного тепла земле, которая притягивала нас, как магнит.
В мае с пустыми спичечными коробками гурьбой гонялись за майскими жуками, которых была тьма-тьмущая. Потом уже садились и считали, у кого их больше, но я чемпионкой ни разу не была.
Утомившись играми, под конец садились на бревна, как на вечернюю пятиминутку, вспоминая яркие моменты прошедшего дня, довольные заходили домой. Хочу заметить, мы играли до самого заката с настоящими, живыми друзьями, а не из интернета.
Спросите: хулиганили? баловались? А как же... Бывало. Как без этого?
Брат рассказывал, как мальчики ночью за компанию лазили через забор в чужие сады за яблоками, за клубникой и даже за огурчиками, хотя этого добра у каждого было полно. Выходит, ходили за приключениями.
Бывали и спорные моменты в играх, но мы с братом помнили, что заступаться за нас никто не пойдет. Однажды мы пришли возмущенные несправедливостью ребят, я была в слезах, и на это дед сказал: «Запомните, дорогие, я никогда не побегу решать ваши проблемы с друзьями, не позорьте мою седую голову!» Мы поняли с первого раза.
Это значило — учитесь находить компромиссы, учитесь доказывать свою правоту... Какой же мудрый был наш дедушка! Конфликты и недопонимания случались нередко, но мы как-то интуитивно научились прощать и забывать обиды, чтобы сохранить дружбу — это было для нас важнее всего.
В колхозном клубе старшие подростки, копируя взрослый хор в Доме культуры, решили организовать свой детский хор из нас, ребят помладше. Ходили петь строго в назначенное время, взрослого опекуна у нас не было, и музыкального инструмента тоже. Фальшивили жутко, потому что слишком сложная песня про Ленина, но пели от души и очень уж громко. Наша затея не выдержала испытания временем, увы. А так хорошо начиналось...
Много среди деревенских было инициативных, жаждущих реальных и полезных дел, талантливых девочек и мальчиков, и мне, Дусе, остаться свежим огурцом в бочке соленых практически было безнадежно.
Но было одно секретное место — свалка мусора, куда ходили все вместе: мальчики и девочки, даже ребята постарше. Посещали ее раз за лето, это точно. Мусора там было выше крыши, и мы искали там «клад», вооружившись длинными палками, а иногда, признаюсь честно, ребята находили даже полезные в хозяйстве предметы. А мы, девочки, же искали пустые красивые склянки из-под духов, чтобы играть в магазин. Затем спускались к ручью, отмывали находки и хвастались друг перед другом, довольные.
К слову, у меня были не только подружки, но и настоящие друзья среди мальчишек нашего класса. Вова с Сашей были моей защитой, опорой и надеждой. Они придавали мне сил, появлялись в трудную минуту, словно из-под земли, и я не чувствовала себя одинокой.
Никогда мои подружки и друзья не говорили: «Дуся, ты такая-сякая, скорее исправляйся, а то дружить не будем». Ведь принимали меня такой, какая я есть, — это признание моей уникальности, а это так бесценно для меня. Каждая из моих подружек неповторима, и это делало нашу дружбу чрезвычайно интересной и полезной. Я каждую любила по-своему и была у меня сильная к ним душевная привязанность ко всем.
Я, Дуся, была бойкой, находчивой, шустрой и создавала радостное настроение у девчонок, это всем очень нравилось. Увлекательные рассказы придумывала прямо на ходу, любила шутить от души и радовалась жизни! Дружный хохот мне был мил. Иногда вдруг разом, все как один, разразимся смехом от какой-нибудь ерунды, и никак не остановиться, до боли в животе.
Скажу честно, дружба — такая ценная вещь, которая помогла мне, Дусе, рядом с подружками и друзьями чувствовать себя любимой, принятой и нужной. Истинно говорю.
Свидетельство о публикации №225110601641