Суд оправдал Церковь Объединения в России
Каждый из семи истцов требовал по 2 млрд рублей в качестве компенсации за ущерб, якобы причиненный им Церковью Объединения в результате того, что их дети стали ее членами. В иске утверждалось, что изменение ценностей и семейных традиций их детей в результате изменения религиозной ориентации нарушило право родителей быть ближе к своим детям, а также русские национальные традиции. Интересно отметить, что из семи истцов только пятеро являлись родителями членов Церкви Объединения.
Вызванные на судебное заседание в Кузьминском районном суде Москвы в мае 1998 года, дети (члены Церкви Объединения) подтвердили, что они сделали свой религиозный выбор сознательно и по собственной воле. За этим последовали заверения истцов в суде в том, что членам церкви «промыли мозги» и «закодировали». Они требовали, чтобы их дети прошли психиатрическую экспертизу в печально известном Центре судебной психиатрии им. Сербского (этот институт был одним из ведущих в применении методов карательной психиатрии в советское время) — и это несмотря на то, что они уже добровольно прошли обследование в Санкт-Петербурге, чтобы убедить родителей и суд в их нормальном психическом здоровье.
Психиатрическая комиссия, состоящая из шести человек (включая ведущих психиатров и экспертов-психологов), пришла к заключению, подписанному ведущим психиатром Санкт-Петербурга, о том, что все члены церкви являются психически здоровыми и что конфликты с их семьями начались задолго до того, как они присоединились к Церкви Объединения.
Пытаясь убедить суд в обоснованности своих требований, истцы использовали справочник Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви «Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера в России» (1998), а также «Информационно-аналитическое исследование» Владимира Жириновского и Н.В. Кривельской «Псевдохристианские религиозные организации в России» (1997).
Несмотря на негативное представление Церкви Объединения в этих материалах, суд отверг их в качестве доказательства. Также были выдвинуты требования о том, чтобы все иностранные миссионеры были вызваны в суд для дачи показаний вместе с лидером и основателем Церкви Объединения преподобным Мун Сон Мёном. Злоупотребляя родительскими правами, истцы стремились ограничить права своих совершеннолетних детей на свободный выбор религиозных убеждений. Некоторые из истцов добавили, что если бы их дети выбрали православие, они бы не возражали.
В городском суде были представлены доказательства, которые документально подтвердили, что Межобластной комитет спасения от тоталитарных сект получал финансовую поддержку из городского бюджета Санкт-Петербурга. В ходе судебного разбирательства стало ясно, что на формирование общественного мнения влияют политические факторы. В этом отношении позиция СМИ также искажала действительность. На первоначальном слушании в Кузьминском районном суде отношение СМИ было крайне негативным и предвзятым по отношению к Церкви Объединения. Даже в более «нейтральной» прессе появлялись статьи с заголовками типа «Религия рабов» и «Идеи Муна живы и угрожают» и т.д. Эти статьи почти дословно воспроизводили иск истцов.
Серия телевизионных репортажей из зала суда связывала верующих Церкви Объединения с преступниками. Даже после того, как Церковь Объединения выиграла дело, СМИ продолжали дезинформировать общественность, показывая истцов, позирующих перед камерами с призывом «спасти Россию».
Уникальность этого процесса заключается в том, что впервые в России, печально известной своими судебными решениями против свободы вероисповедания, суд вынес решение, основанное на законе, а не на религиозных или социальных предубеждениях. И Кузьминский районный суд, и Московский городской суд указали на отсутствие у истцов доказательств того, что действия Церкви Объединения причинили моральный вред их детям. Суду также не были предоставлены доказательства психического насилия, «промывания мозгов» или кодирования взрослых членов Церкви Объединения.
Впервые в юридической практике России судебное решение было прямо мотивировано ссылкой на Конституцию Российской Федерации и международное право, гарантирующие свободу вероисповедания и совести.
* * *
Подробнее про Мун Сон Мёна (1920-2012) - https://manofpeace.ru - книга "Человек планеты, любящий мир" - автобиография религиозного и общественного, основателя мирового Движения Объединения. Книга вышла в 2009 году на корейском языке. В 2010 году была переведена на английский язык и на 16 других языков, включая русский.
* * *
Книга "Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна" включает в себя священные тексты и выдержки из учения преподобного Муна
Содержание
Предисловие
Предисловие к изданию на русском языке
ЧАСТЬ 1. Бог и творение
Глава 1. Бог
Познание Бога
Единый Бог
Не имеющий облика, Невидимый, Таинственный
Трансцендентная Сущность
Верховный и всемогущий
Всеведущий и вездесущий
Имманентный, обитающий в глубине наших сердец
Неизменный и вечный
Первопричина
Великодушие Бога
Божьи любовь и сострадание
Творец
Небесные Отец и Мать
Глава 2. Истина и вселенский закон
Вечная истина
Нравственный закон
Золотое правило
Десять заповедей
То, что превыше закона
Дуализм
Взаимозависимость
Причина и следствие
Глава 3. Цель жизни человека
Принести радость Богу
Образ Бога
Храм Бога
Сыновья и дочери Бога
Ценность человеческой жизни
Совесть и врожденная склонность к добру
Совершенство
Радость
Глава 4. Божье творение и творческое начало человека
Святость природы
Почтительное отношение к жизни
Природа в качестве учителя
Микрокосм и макрокосм
Владыка творения
Руководство
Красота
Способность к творчеству и искусство
Здоровье и болезнь
Глава 5. Жизнь после смерти и духовный мир
Духовный мир
Бессмертная душа
Подготовка к вечности
Сновидения
Переход в мир иной
Суд Божий
Небеса
Ад
Ангелы
Духи умерших
Реинкарнация
Духовные заблуждения и оккультизм
Объединение небес и земли
ЧАСТЬ 2. Бог и творение
Глава 6. Зло, грех и грехопадение человека
Грехопадение человека
Каин и Авель
Дьявол и его деятельность
Грех
Унаследованный грех и карма
Коллективный и исторический грехи
Эгоистичные желания и падшая природа
Внутренняя война
Эгоизм и гордыня
Невежество и атеизм
Идолопоклонство и материализм
Страдания
Божья печаль
Глава 7. Спасение. Освобождение. Просветление
Божья милость
Прощение
Искупление
Просветление
Освобождение
Опустошенность. Нирвана.
Духовное единение
Исцеление
Очищающий огонь
Помощь и освобождение
Обращение вспять и восстановление
Возрождение
Воскрешение
Вечная жизнь
Всеобщее спасение
Глава 8. Религия
Цель религии Истина одна, а путей ее познания много
Толерантность, свобода вероисповедания и межрелигиозная солидарность
Шаманизм, политеизм и анимизм
Буддизм
Конфуцианство
Иудаизм
Христианство
Ислам
Глава 9. История Божьего провидения
Основатели религий, пророки и святые
Ной
Авраам
Исаак
Иаков
Иосиф
Моисей
Женщины в Библии
Будда
Конфуций
Иисус
Мухаммед
Глава 10. Эсхатология и ожидание Мессии
Основатели религий, пророки и святые
Время бедствий
Страшный суд
Новое откровение
Как узнать день пришествия Господа
Мессия
Царство Небесное
ЧАСТЬ 3. Жизненный путь
Глава 11. Рост, ответственность и судьба
Духовный рост
Периоды жизни
Развитие добра
Принятие решений
Добро и зло
Личная ответственность
Предопределение
Совокупность Божьей милости и усилий человека
Подготовка к доброму началу
Настойчивость и терпение
Глава 12. Мораль
Самоконтроль
Сдержанность
Честность и порядочность
Праведность
Искренность и целостность
Честность
Бдительность и осторожность
Сдержанность в словах
Умеренность
Скромность
Целомудрие
Сдержанность и умеренность
Глава 13. Любовь
Истинная любовь
Жизнь ради других
Жертвенная любовь
Всеохватная любовь
Любите своих врагов
Прощение
Доброта
Добрые поступки
Отдавание и принятие
Милосердие
Гостеприимство
Главная заповедь
Глава 14. Мудрость
Первичные основы образования
Стремление к знаниям
Традиции
Святое писание и его толкование
Интеллектуальные познания и духовная мудрость
Учитель
Наставничество
Учеба и практика
Глава 15. Вера
Вера
Свидетельствование
Надежда
Уверенность
Благодарность и чувство долга
Страх Господень
Сомнения
Лицемерие
Ересь
Споры с Богом
Испытания
Глава 16. Молитва и служение Богу
Молитва
Медитация
Прославление Бога
Преданность
Чистота намерений
Пожертвования и десятина
Обряды и ритуалы
То, что превыше всех обрядов
Глава 17. Смирение и жертвенность
Призвание и миссия
Смирение и послушание
Самопожертвование
Борьба со злом
Гонения
Мученичество
Глава 18. Покорность и самоотречение
Покорность
Подставлять другую щеку
Раскаяние
Не судите
Самоотречение
Подчинение желаний плоти
Отсутствие привязанности к богатству и материальным ценностям
Уход от семьи и близких людей
Уход от мира
Аскетизм, монашество и безбрачие
ЧАСТЬ 4. Семья и общество
Глава 19. Семья
Основополагающая модель жизни
Сыновняя почтительность
Любовь братьев и сестер
Дружба
Супружеская любовь
Этика супружеской жизни
Родительская любовь
Любовь бабушки и дедушки
Глава 20. Общество
Семья — краеугольный камень общества
Нравственные устои общества
Патриотизм и служение обществу
Труд
Свобода
Равенство
Права женщин
Справедливость
Справедливое распределение экономических благ
Единство и общность
Быть гражданином мира
Глава 21. Руководство и правление
Богобоязненное руководство
Праведное руководство
Образцовый руководитель
Правительство — для народа
Закон и наказание
Пророки
Глава 22. Мир
Божий мир
Мир в душе
Улаживание конфликтов и примирение
Возмещение ущерба
Тщетность войны
Расцвет и падение наций и Мир во всем мире
Мун Сон Мён и его учение
Данная книга представляет собой второй том из серии «Всемирное Писание» и включает в себя священные тексты и выдержки из учения преподобного Муна. Не будет преувеличением сказать, что его учение всесторонне охватывает множество тем, затрагиваемых религиями в нашем мире. Родившись в Корее — благословленной стране с глубокими корнями буддизма, конфуцианства и традиционных верований, пережившей стремительный рост христианства и появление ислама, — преподобный Мун с юных лет многое почерпнул из этих источников мудрости. Его учение пронизано глубоким уважением к религиозным традициям. Чаще всего он подтверждает те или иные религиозные постулаты, демонстрируя их применение в современном мире. С некоторыми из постулатов он не соглашается и предлагает альтернативное объяснение. Нередко он берет традиционный религиозный постулат и придает ему новый, более высокий смысл.
Для многих людей, которые знают и уважают преподобного Муна за его межрелигиозную деятельность и за усилия в борьбе за мир, данная книга станет открытием, позволяющим ближе познакомиться с мировоззрением этого человека. Тем же, кто уже хорошо знаком с учением преподобного Муна, книга поможет увидеть глубокую связь между его учением и наследием мировых религий.
Несмотря на то, что Божья истина универсальна, каждая религия предлагает свой собственный путь поиска истины и ее практического воплощения в жизнь. Следовать по этому пути, ведущему к спасению и полному духовному просветлению, — это величайшее благословение. Книга «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» подчеркивает великую мудрость мирового религиозного наследия и всецело поддерживает верующих, твердо придерживающихся избранного пути. Данная книга не предназначена для тех, кто рассматривает духовный путь с позиции дилетанта и из всего многообразия религий желает выбрать лишь то, что приятно и удобно лично для него. В то же время эта книга рекомендует верующему читателю избегать на своем пути ловушек слепого фанатизма и веры в исключительность и превосходство какой-либо религии.
Слова преподобного Муна — это не рассуждения ученого-религиоведа. Это слова великого духовного практика — человека, который воплотил в жизнь свое учение, проверил каждое слово на собственном опыте и теперь может провозгласить о том, что его учение — это путь, ведущий к Богу и Божьей любви. В то же время вы увидите, что животворная истина, которой учит преподобный Мун, во многом пересекается с учениями уже существующих вероисповеданий. Поэтому, рассматривая религии мира через призму учения этого человека, мы сможем углубить нашу веру и упрочить живительную связь с Высшей Сущностью, не впадая при этом в религиозный фанатизм.
Людям интересно, что за человек преподобный Мун и каков он в роли религиозного лидера; как он может ратовать за единство и гармонию в отношениях, если религии настолько очевидно не в ладах друг с другом и между ними так много противоречий; зачем он с таким пылом вкладывается в межрелигиозную работу, в то время как другие, не менее посвященные религиозные деятели, с таким же пылом свидетельствуют людям и пытаются обратить их в свою веру. Ответ на эти вопросы — в его взглядах на Бога.
Бог в понимании преподобного Муна — это Бог любви и самопожертвования, Бог, всегда стремящийся отдать первым, Бог, Который всегда живет ради других. Это Бог, Который со времен трагического грехопадения прародителей человечества отчаянно желал воссоединиться с нами. С этой точки зрения все крупнейшие религии были основаны Богом, и каждая из них является отражением усилий Бога по спасению людей. Более того, поскольку религии были созданы Богом, каждая из них, невзирая на культурные и исторические различия, несет в себе основополагающие элементы, отражающие Божественную природу любви и самопожертвования. Поэтому вполне естественно полагать, что во многих религиях мира мы сможем найти общие ценности — причем не в одной или двух религиях, а в очень многих.
Преподобный Мун считает, что главное в Боге — Его родительская любовь. Родительская любовь Бога проявляется в том, что Он создал религии, опираясь на множество разных культурных и исторических предпосылок, чтобы пробудить и воспитать людей всего мира и помочь им построить отношения с Ним. В этом смысле все религии мира — братья и сестры, члены одной Божьей семьи. Когда дети хорошо ладят друг с другом, родители счастливы и довольны. Зачем религии должны учить о милосердии и взаимодействии с другими религиями? Прежде всего, это необходимо для того, чтобы порадовать Бога, Который приходится им общим Родителем и желает, чтобы они жили в мире и согласии.
В этом суть революционных взглядов преподобного Муна, касающихся взаимоотношений между религиями. Религии должны действовать в соответствии с основополагающим желанием Бога, Родителя всего человечества, Чья любовь гораздо более возвышенна и всеобъемлюща, чем любовь людей. Желание нашего Родителя не в том, чтобы религии существовали только лишь ради себя, словно их единственная цель — посредством учений и ритуалов соединять последователей со Всевышним. Религии также должны взаимодействовать друг с другом как братья и сестры. Вместо того чтобы отмежевываться друг от друга и даже воевать между собой, религии должны жить друг ради друга и стремиться к одной общей цели — совместными усилиями освободить наш мир. Мы не должны преследовать лишь свои собственные интересы — наоборот, нам следует стремиться к благополучию других духовных групп. Религии должны идти путем самоотречения, самопожертвования и служения другим. Преподобный Мун воплощает все это в своей жизни уже более 87 лет.
* * *
Монография "Многообразие религиозных форм современной России", — СПб.: Издательство РХГА, 2022
Статья: "Мун Сон Мён (1920–2012). К столетию со дня рождения". Автор: Егоров В.А., кандидат философских наук, доцент факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), директор Центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований.
Цитата: 21 мая 1992 года в Министерстве юстиции Российской Федерации «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» была зарегистрирована как религиозная организация под регистрационным номером 142, а 21 декабря 2000 года прошла перерегистрацию с изменением в названии — Ассоциация христианских «Церквей Объединения». Через десять лет, 14 сентября 2010 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало новое официальное название — Централизованная религиозная организация «Церковь Объединения — христианство в изложении Божественного Принципа». На 1 января 1996 года было зарегистрировано тринадцать общин в различных города РФ (22). В 2006 году была 1 Централизованная и 8 местных религиозных организаций (23), на 1 декабря 2012 года было зарегистрировано 1 Централизованная организация и 5 местных (24). На конец 2018 года ситуация не изменилась.
На сегодняшний день церковь продолжает осуществлять свою деятельность, находясь в состоянии стабильного существования без какой-либо тенденции к росту. Точное количество последователей церкви установить достаточно сложно, церковь не ведет статистического учета прихожан, но едва ли превышает несколько тысяч человек.
В своей деятельности в России Церковь Объединения придерживается устава, в котором изложены ее цели и задачи, основой которых является
«Совместное исповедание „христианства в изложении Божественного Принципа“, распространение вероучения Церкви, удовлетворение религиозных потребностей граждан. К достижению целей организация стремится, изучая Библию, другие Священ-ные Писания и Божественный Принцип, воспитывая верующих в соответствии с Библией и Божественным Принципом. Члены и верующие Церкви несут глубокую веру в Бога, честно трудятся во имя Бога и для блага России и всего человечества, воплощения модели здоровой семьи, устанавливают и укрепляют межрелигиозные контакты» (25).
К основным видам уставной деятельности церкви относятся:
«Совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний <…> Проведение благотворительных акций и мероприятий в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов <…> Организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной помощи наименее защищенным слоям населения (многодетным семьям, сиротам, инвалидам, пенсионерам, одиноким гражданам и др.). <…> Распространение информации, имеющей отношение к библейским истинам и пророчествам, а также объясняющей Библию и затрагивающей научные, исторические, социальные и иные темы, способами, не противоречащими действующему законодательству» (26).
В целом отношение к Церкви Объединения со временем изменилось и перестало быть настороженным, протесты против осуществляемой ею деятельности и отрицательные публикации в СМИ, которые были в 80-х и 90-х годах, сошли на нет.
Сейчас церковь больше занимается своими внутренними делами, а вот те общественные организации, которые ранее были организованы Мун Сон Мёном, активно продолжают свою деятельность, самостоятельно или в партнерстве с государственными и общественными организациями, а также с религиозными лидерами, политиками и общественными деятелями многих стран мира.
Возможно говорить о том, что Церковь Объединения является религиозным институтом для членов церкви и сосредоточена на своей внутренней деятельности, а основные виды внешней, внерелигиозной деятельности, сосредоточенные на реализации инициатив Муна по созданию справедливого, мирного общества, объединяющего всех людей земли, ведутся различными общественными движениями, фондами, учрежденными Муном, в первую очередь Федерацией за всеобщий мир (UPF), которая имеет специальный консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) (27) при ООН, а с 2018 года генеральный консультативный статус при ЭКОСОС ООН (28).
В России международная Федерация за всеобщий мир (UPF) также имеет свое представительство и ведет широкую общественную деятельность, и о ее деятельности знают больше, чем о самой церкви и ее основателе Мун Сон Мёне. С 2006 года издается журнал “UPF Today”, который освещает деятельность Федерации за всеобщий мир, с 2008 года выходит русская версия журнала “UPF Сегодня” (29) тиражом 1000 экземпляров.
В предисловии к номеру 2019 года «UPF Сегодня» с общей темой «Всеобщий мир: новые подходы» Константин Крылов, Генеральный секретарь Евразийского отделения Федерации за всеобщий мир, высказал мысль о важности неправительственных, негосударственных форм общения и сотрудничества в миротворческой деятельности, которая с каждым годом становится все актуальнее в современном, быстроменяющемся глобальном мире:
«Мы глубоко убеждены, что мир достижим преодолением личных ограничений, достижением гармонии между религиями и национальностями посредством межкультурного диалога и сотрудничества. В этом миротворческом движении „от сердца к сердцу“ главную роль играет неправительственный сектор» (30).
Одной из незавершенных инициатив преподобного Муна можно считать его планы, связанные с реорганизацией деятельности Организации Объединенных Наций. Мун видел ООН как двухпалатную структуру:
«В дополнение к Генеральной Ассамблее должна появиться религиозная. Или культурная, ассамблея или совет. В эту организацию войдут крупнейшие духовные лидеры и деятели из сфер религии, культуры и образования. Членам этой Межрелигиозной ассамблеи предстоит выйти за рамки интересов отдельных религий и культур и высказаться в защиту духовных и нравственных ценностей всего человечества. <…> эти две палаты, сотрудничая друг с другом и проявляя взаимное уважение, смогут реально приблизить построение всеобщего мира на земле» (31).
Говоря о теологических положениях Церкви Объединения, можно отметить следующие, которые дают представление о том, во что верят ее последователи.
Бог — Небесный Родитель и Творец мира духовного и мира физического, задачей которого является создание идеального мира на земле. Люди, мужчины и женщины, являются Его творениями, которым необходимо избавиться от греха и восстановить истинные отношения с Богом, в результате которых возможно построить Царство Небесное как на земле, так и на небесах.
Адам и Ева — первые люди, которые согрешили в глазах Бога, что послужило причиной духовной смерти их самих и их потомков, произошла утрата знания о своем божественном происхождении и своего предназначения и как следствие — невозможность построения Царства Божьего на земле из-за грехопадения.
Для того чтобы восстановить потерянную связь с Богом, необходимо духовно воскреснуть, вернуться к духовной жизни, в результате чего наступит Царство Божье на земле во главе с Богом, который является Истинным Родителем всей мировой человеческой семьи.
Концепция об Истинных Родителях является важной частью теологии Церкви Объединения. Из-за согрешения Адама и Евы, первой семьи на земле, все их потомки грешны и не могут наследовать Царства Небесного. Для того чтобы избежать этой участи и быть спасенным, необходимо стать частью семьи Бога и получить Его признание как своих детей. Это возможно через приобщение к роду Истинных Родителей, которыми являются Мун Сон Мён и его жена Мун Хак Джа Хан.
Фундаментальной базовой ценностью в учении церкви является семья, поддержание которой, ее укрепление считается важной составляющей жизни верующего. Необходимо сохранять верность в брачных отношениях, недопустимы интимные отношения вне брака. В церкви практикуется отказ от употребления наркотиков, алкоголя и табака. Приветствуется помощь ближним в трудных жизненных ситуациях, как духовная, так и материальная, личная и социальная ответственность.
Каждое воскресенье проходят богослужения, которые являются открытыми и свободными для посещения всеми желающими, как членами церкви, так и нет. Церковь живет по закону десятины, когда одна десятая совокупного дохода приносится Богу через церковь. Пост является важной духовной практикой и носит добровольный характер. Церковь Объединения живет по законам той страны, в которой находится, уважает сложившиеся традиции и обычаи, верующие не уклоняются от исполнения своего гражданского долга.
Характеризуя теологические положения Церкви Объединения, можно отметить их синкретичность, ориентацию на Библию как один из главных источников вероучения, при этом теологические положения имеют сходство
«с христианскими представлениями, однако некоторые из них, в первую очередь, учение о Троице, о природе Бога, сотериологические представления весьма далеки от „исторического“ христианства» (32).
В целом отечественных научных исследований, связанных с Церковью Объединения, в России не очень много — есть книга историка Т. Н. Кузнецовой 1999 года «Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сон Мён Муна». Отдельный параграф этому религиозному направлению посвятил в своей монографии «Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ)» 2006 года известный отечественный религиовед, профессор И. Я. Кантеров. Краткую информацию мы найдем в книге 1997 года «Новые религиозные движения» профессора Лондонской школы экономики и политических наук (Лондонский университет) Айлин Баркер, которая сама исследовала и много писала о них в Великобритании. Упоминает о Мун Сон Мёне и Церкви Объединения религиовед Э. С. Элбакян в своей статье о новых религиях западного происхождения в современной России.
Свидетельство о публикации №225110601657