Афганский Памир! глава 6
Если жизнь ваханцев поражает европейца,да и вообще человека из цивилизованной страны своей примитивностью,то жизнь афганских киргизов можно назвать только так-потрясающая дикость и нищета.Кому-то это покажется чрезмерным и даже грубым,а кто-то сочтет за унижение по национальному признаку,но во-первых,дело тут не в национальности("наши" киргизы вполне себе достойные и развитые люди),а в тех условиях-политических,экономических,а главное природных.Это они определили то ужасающий уровень нищеты и стагнации,в которых ныне пребывает этот маленьких народ.Но давайте по порядку.
Киргизы оказались на территории Афганистана давно и не по своей воле.Все местные киргизские роды и общины пришли сюда с севера-с Памира и Алая.Сначала использовали пастбища Верхней Оксу летом,на зиму откочевывая к Мургабу,что не воспрещалось им и после т.н памирского разграничения(о нем речь в следующих главах).Но когда после бурных революционных лет на Памире установилась советская власть,против которой местные киргизы выступили с оружием в руках,границу с Афганом закрыли,и афганские кочевники оказались в ловушке-суровой высокогорной долине(выше 4000м),зимовать в которой было почти невозможно.Особенно в условиях отсталого Афганистана.Поначалу общее количество киргизов на Большом и Малом Памирах было приблизительно 7-10 т.ч,но по разным неблагоприятным причинам ныне их осталось тут чуть больше 2000 чел.Они делятся почти поровну-1100-1200чел. Малый Памир и 700-900чел. Большой Памир.Точно подсчета никто не проводил,да и сами киргизы не видят в нем необходимости.Не все ли равно сколько нас тут,главное,что нас остается все меньше.Причин вымирания много,и не все можно решить даже приезжим "благотворителям".Климат?Но практически в таком же климате весь Восточный Памир,и там киргизы живут несравненно лучше.Основное препятствие тут кроется не в климате,а в обеспечении населения необходимым дял нормальной жизни,а этого-то и нет.Нет дорог,нет электричества,нет медицины,нет связи,нет нормальных бытовых условий.Летом киргизские общины живут в юртах,кочуя за скотом по скудным пастбищам.Это называют "жайлоо".На зиму все забираются по зимовкам-"кыштоо"и просто выживают в диком холоде(а морозы тут могут завернуть и под -50,а ветра дуют постоянно,как в аэродинамической трубе).Такой жизни давно уже нет на земном щаре,а тут в порядке вещей ,и все вроде даже довольны или просто смирились.А скорее всего просто не видели и не знают другой жизни.Попробуем описать быт и отношения в местной кочевой среде.
Одежда.Что касается мужской части населения,то одеты кто во что горазд,и общий вид мало отличается от наших бомжей.Хотя есть даже своеобразная мода.Мужчины предпочитают кожаные куртки и китайские ушанки,и это вкупе с платком на голове,грязным свитером,засаленными и пропыленными штанами и модными сапогами,не застегнутыми на молнию...Женщины одеты якобы в "национальную " одежду,но она шьется в основном из шелка или атласа китайского производства в виде длинных платьев-балахонов,бархатных безрукавок с самодельной вышивкой и длинных платков-накидок на голову(у девочек и девушек они красные,у замужних женщин белые).Никакого удобства или защиты от холода!Зато все пальцы в дешевых перстнях,а на шее тяжелые мониста.Ну дети вообще одеты во что придется.Причем никто одежду не стирает и уж конечно не чистит и гладит.Да и сами люди не утруждают себя умыванием,чисткой зубов,да и вообще гигиеной.
Быт весьма суров и примитивен.Основное занятие-уход за скотом(отгон-пригон,дойка,принятие молодняка и т.п),сбор и сушка кизяка для топки печек.Юрты раньше покупали в Китае ,т.к своего дерева для каркаса здесь нет.Отопление в юртах железными печками.Что-то обязанности мужчин и мальчишек,а в основном хозяйство лежит на женских плечах.Век женщины тут короток, в сорок лет уже старуха(это и повсюду в высокогорьях).Женщины много рожают,но выживают далеко не все младенцы.Бывали года,когда до года не доживал никто из новорожденных.Да и сами роженицы по причине отсутствия какой либо медицинской помощи(нет даже бабок-повитух) часто умирают при родах.В итоге удельный вес женщин в местном обществе лишь 37%.И многие мужчины так и остаются всю жизни холостяками.тут причин несколько.Во-первых,богачи(по местным меркам) часто имеют несколько жен,а простые кочевники не могут выплатить калым за невесту(минимум 100 баранов).Во-вторых,киргизы категорически не смешиваются с соседними народностями(ваханцев считают "рафиди"-неверные,еретики),а это в условии небольшой замкнутой популяции грозит генетическими вырождениями.Плюс-элементарный голод в годы массового падежа скота.А скот-главный товар киргизов для обмена на продукты(рис,мука,соль,спички).Приезжие торговцы приучили местных курению опиума,а это дело понятно не на пользу.
Ну кратко о местной кухне.Собственно таковой тут просто нет.Женщины готовят три раза в день рис,подают сливки из ячьего молока(коров или кур не держат по причине сурового климата),сухой сыр-курут,пресные лепешки.Как отмечали приезжие волонтеры из Кыргыстана,афганцам неведомы традиционные киргизские блюда-бешбармак,лапша,напитки типа бозо.Даже сливочное масло они не признают за еду,и при появление в сливках его от взбалтывания,попросту выбрасывают...
Во главе местных общин стоят ханы,как правило наследственные -из семьи предыдущего правителя,но его утверждает губернатор вилаета в Файзабаде.Хан как правило человек зажиточный(имеет тысячные отары овец,сотни яков,десятки верблюдов и лошадей),у него даже есть солнечные батареи с аккамулятором,и даже спутниковый телефон для связи с властями.В последние годы и у многих простолюдинов появились и солнечные батареи и мобильные телефоны из Китая)так как связи нет,то их используют для фото).
Снабжение на Большом и Малом Памире в основном идёт из Ишкашима в виде караванов(лошади,верблюды,ишаки) или ,где возможно,на грузовиках(наши Камазы).Торговцы везут самое необходимое и простое-тот же рис,муку,соль,сахар...в обмен на скот.Иногда сами киргизы гонят отары овец или яков на продажу вниз в селения вдоль Пянджа,или через перевалы в Пакистан.Кстати там же покупают бадахшанских коней.Только жеребцов,от кобыл в высокогорье толку нет,жеребята не выживают,а от кобыл в охоте жеребцы становятся неуправляемыми.К примеру овца стоит 100 долларов,яки и верблюды в разу дороже,а за коня надо уплатить цену 3-5 яков.В Китай граница закрыта,но для местного обмена иногда исп.перевал Тегермен-су.Есть торговые связи и с таджикским Памиром,но оттуда бывало и банды наркоторговцев набегали ,да и просто грабители угоняли скот.Хоть и именуют местных ханов "посбони памир"(защитники Памира),но защищаться особо нечем.Оружие в виде винтовок есть только у богачей, простой кочевник практически беззащитен...
В последние годы широко разрекламирована в Кыргыстане компания по возвращению на историческую родину все кыргызов.Таких называют кайрылманы.Выделяются деньги,ответственные чиновники держат речи,а воз и ныне там.Тут причин много.В случае с афганскими киргизами причины такие-у большинства просто нет никаких документов,даже у мужчин.Правительство Афганистана вовсе не в восторге от идеи переселения киргизов с Памира.Граница-то оголяется,а это в условиях наркотрафика чревато.Держать тут гарнизоны накладно.Другая причина-не все киргизы хотят переселяться,особенно ханы и их родня.Они-то понимают,что в Кыргыстане они станут простыми гражданами.За переселение в основном бедная молодежь.Но и уже переселившихся(а их уже около 30 семейств) проблем возникает немало.Прежде всего нет гарантии от властей на обеспечение всем необходимым хотя бы на первые года,да и местное население не в восторге,а детей по-просто притесняют в школах.так что уже многие "переселенцы" просятся назад....Вопрос такой масштабный и сложный,что к нему надо подходить серьезно и по этапно.Лучше бы обеспечить там,на Памире людей необходимым,особенно продуктами и медицинской помощью....
С приходом к власти в Афганистане талибов они не сразу обратили внимание на Ваханский коридор(Далез-е-Вахан,далез на дари-коридор).Но с 2023 года туда проведена дорога(пока до Сархада).Талибы обещают жителям всяческие блага от этой магистрали,которую они надеются достроить до пер.Вахджир или Караджилга-су с помощью Китая.Это и в интересах китайцев,которым откроется удобный путь для своих товаров.Но Пекин опасается усиления в регионе исламского терроризма,а также проникновения наркотиков.И хотя американцы готовы подключиться в этому
проекту,но пока вопрос о возрождении южного "Шелкового пути" остается открытым...
В завершение небольшая справка по населенным пунктам На Малом и Большом Памирах.Сразу надо оговориться ,что это не будут постоянные поселки или кишлаки.Это скорее зимовки,которые пустуют в летние месяцы,когда население (аилы) уходит со стадами вниз в долину .
Итак.Киргизские зимовки встречаются по долине Вахандарьи уже от Борака к Лангару и Ганджибаю,далее зимовка в Коль-баши,у западной оконечности оз.Чакмантын, и далее к таджикской границе-Карчинды,Бургутай,Эбдимин(это впрочем летовка),Мульк Али,Кызылкорум,Газ-тере,Кала-и-Джераре.Есть зимовки по долинам рек,спадающих с Ваханского хребта и вверх по Караджилге и Вахджиру к китайско-пакистанской границе .Это Тикили,Кызыл На Большом Памире зимовок меньше,так как широких речных долин почти нет,и жители уходят на зиму через перевалы на Малый Памир или в Вахан.Это Карабулак к югу от Зоркуля,Каинды мазар,Сары Мокор,Моллах,Элгконок,Бешконок по ущельям рек и на речных террасах реки Памир.Вдоль реки Памир и возле Зоркуля летом пасут свои стада и ваханцы.
Надо отметить,что часть ваханцев,особенно проживающих по верхнему течению Вахан-дарьи(Аб-и-Вахан),тоже занимаются животноводством,т.к пахотной земли почти нет,и лето проводят со скотом на плато Малого Памира,живя в юртах на киргизский манер.Когда в 1980-ом году часть киргизов Малого Памира во главе с Рахманкулом ушла в Пакистан от советских войск,то к ним примкнула и небольшая община ваханцев,ныне проживающих вместе с киргизами в Турции.
Свидетельство о публикации №225110601668