Александр Фролов. Сокровища королевы Шарлотты
В настоящее время известно местонахождение многих крупных подводных кладов, но их подъём на поверхность нередко связан со значительными трудностями. Как правило, главная проблема - большая глубина, но даже в том случае, когда до затонувшего корабля, казалось бы, рукой подать, это не означает, что можно уже праздновать победу. Примером тому служат сокровища, покоящиеся в трюмах судна "Мерайда".
В мае тысяча девятьсот одиннадцатого года этот пассажирский пароход, следовавший из мексиканского порта Веракрус в Нью-Йорк, в густом тумане столкнулся с американским военным кораблём "Адмирал Фаррагут". Виновник аварии по каким-то причинам скрылся с места происшествия, а "Мерайда" получила пробоину ниже ватерлинии и затонула в считанные минуты. По счастью обошлось без жертв: шлюпки были успешно спущены на воду, команда и пассажиры спасены, но всё произошло настолько быстро, что они не смогли забрать с собой находившиеся на борту "Мерайды" немалые ценности, в том числе "сокровища королевы Шарлотты".
История этих сокровищ началась в тысяча восемьсот пятьдесят первом году, когда искатель приключений и грабитель немецкого происхождения Ганс Герман ночью проник в индийский храм, убил служителя и похитил целую горсть рубинов, украшавших статую Будды. В Европе он продал эти камни одному из представителей семейства Габсбургов, правивших Австро-Венгерской империей, но насладиться жизнью не успел, потому что его выследили и зарезали родственники убитого им служителя храма.
Владельцем рубинов стал эрцгерцог Максимилиан Габсбург, младший брат австрийского императора Франца Иосифа Первого. В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году он женился на бельгийской принцессе Шарлотте и в качестве свадебного подарка преподнёс ей роскошное колье из оправленных в золото индийских рубинов.
Шесть лет спустя, когда французские войска захватили Мексику, часть местной знати с согласия французского императора Наполеона Третьего предложила Максимилиану стать императором Мексики. Он охотно согласился и в мае следующего года вместе со своей женой отправился за океан, захватив фамильные драгоценности, приданое супруги и рубиновое колье.
На холме в самом центре мексиканской столицы новоиспечённый император построил величественный дворец и стал проводить либеральные реформы. Тем временем сторонники прежнего президента Мексики начали вооружённую борьбу за независимость страны. Их поддержало правительство США, и под его давлением Наполеон Третий был вынужден вывести свой экспедиционный корпус из Мексики. Королева Шарлотта вернулась в Европу и просила помощи даже у папы римского, однако нигде её так и не нашла.
Максимилиан попытался создать собственную армию, но потерпел поражение, был предан, попал в плен и по приговору военного трибунала в июне тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года расстрелян.
Судя по всему, Шарлотта искренне любила своего мужа, потому что, узнав о его смерти, от горя лишилась рассудка, который к ней так и не вернулся, хотя после этого она прожила ещё шестьдесят лет.
Драгоценности, принадлежавшие Максимилиану и Шарлотте, мексиканское правительство согласилось передать их наследникам только в тысяча девятьсот одиннадцатом году. По достигнутому соглашению они были отправлены на борту парохода "Мерайда" в Нью-Йорк, но оказались на морском дне в пятидесяти милях от побережья американского штата Мэриленд. С лёгкой руки газетчиков, уделявших особое внимание такой роскоши, как колье из индийских рубинов, их стали называть "сокровищами королевы Шарлотты". Со временем это название перешло на весь подводный клад, общая стоимость которого в наши дни оценивается в двести пятьдесят миллионов долларов - неплохая наличность для любого банка.
Столь значительная сумма объяснятся тем, что помимо ювелирных украшений несчастной вдовы и фамильных драгоценностей её супруга в судовом сейфе "Мерайды" хранились драгоценности мексиканских богачей, эмигрировавших в США, а в трюме корабля, в специальной кладовой, перевозилось золото в слитках, принадлежавшее правительству Мексики.
Сразу после катастрофы как в Америке, так и в Европе началась разработка проектов по подъёму ценностей с затонувшей "Мерайды". Создавались компании и акционерные общества, строились планы отправки экспедиций на место кораблекрушения. Общественность с нетерпением ожидала первых результатов, но в апреле тысяча девятьсот двенадцатого года её вниманием всецело завладела новая сенсация - гибель "Титаника", что унесла жизни полутора тысяч пассажиров и моряков. А два года спустя началась Первая мировая война, и о "сокровищах королевы Шарлотты" уже мало кто вспоминал.
Тем не менее кое-кому они всё же не давали покоя.
И один из таковых - бывший старпом "Мерайды" Брайан Хоррод. В тысяча девятьсот пятнадцатом году на свои средства он снарядил экспедицию и, зная точные координаты катастрофы, без особого труда нашёл злополучный пароход, покоившийся на глубине семидесяти метров. Водолазы попытались проникнуть во внутренние помещения судна, но не успели, так как судоходная компания, которой принадлежала "Мерайда", заявила протест, и Харроу, не удосужившийся получить разрешение американского правительства на подъём клада, вынужден был с пустыми руками убраться восвояси.
Следующая попытка добраться до "сокровищ Шарлотты" была предпринята в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году. Группа нью-йоркских бизнесменов создала акционерное общество, на собранные деньги приобрела водолазное судно, необходимое снаряжение и наняла опытных водолазов. Не имея точных данных о местонахождении "Мерайды", участники экспедиции смогли обнаружить её лишь через две недели поисков методом траления. Оказалось, что за прошедшие после катастрофы годы лежащий на боку корпус судна занесло толстым слоем песка и ила. Для очистки от наносов требовалось соответствующее оборудование, но на это у незадачливых предпринимателей средств уже не хватило, и все работы пришлось прекратить.
В тысяча девятьсот тридцать втором году к заветному "подводному банку" направилась экспедиция, организованная неким Брайуэлло, одним из наследников Максимилиана. Особое место в её оснащении занимала новейшая разработка американского изобретателя Хэррола Боудоина - глубоководная обитаемая сфера с мощным механическим манипулятором.
Полгода понадобилось для того, чтобы отыскать "Мерайду", а когда с помощью технической новинки удалось разгрести тонны песка и добраться до корпуса судна, появились нежданные гости - гангстеры из Нью-Йорка.
В те времена в США действовал "сухой закон", и прибрежные воды страны бороздили десятки судов контрабандистов, промышлявших незаконной торговлей спиртным. Долгие изыскания экспедиции Брайуэлло не могли их не заинтересовать, и теперь они стали требовать свою долю ценностей с "Мерайды".
Наследник Максимилиана вызвал береговую охрану. Гангстеры отступили, но обещали вернуться, а полицейские согласились обеспечить охрану экспедиции, но только за приличное вознаграждение.
Брайуэлло платить отказался, и в результате "сокровища Шарлотты" остались на борту затонувшего судна.
Гораздо ближе к успеху оказалась итальянская экспедиция тысяча девятьсот тридцать восьмого года. Участвовавшие в ней водолазы проникли в трюм "Мерайды" и, чтобы продвинуться дальше, стали вычищать набившийся в корпус песок. Руководствуясь планом внутренних помещений корабля, они уже почти добрались до кладовой с золотыми слитками - оставалось всего лишь каких-то пять метров, - но начавшийся шторм заставил их прервать работу, а когда стихия успокоилась, всё пришлось начинать заново...
Главная причина неудачи этой и нескольких следующих экспедиций кроется в особенностях того района, где нашла свою гибель "Мерайда". Зимой там нередки ураганные ветры и жестокие штормы, весной неделями стоят густые туманы, а в любое время года мощные подводные течения заносят толстым слоем песка и ила затонувшие суда, в том числе "Мерайду".
Лишь однажды природа смилостивилась над кладоискателями, когда в тысяча девятьсот сорок девятом году, до начала сезона штормов, американские водолазы успели поднять часть золотых слитков из кладовой. При этом отыскать сейф с драгоценностями им не удалось, и до сих пор львиная доля "сокровищ королевы Шарлотты" остаётся недосягаемой, несмотря на то что семидесятиметровая глубина давно уже доступна не только профессионалам, но и аквалангистам-любителям, а техника и оборудование для подводных работ за прошедшее столетие шагнули далеко вперёд.
Свидетельство о публикации №225110601862