Анна Семененко. Вампирша из Барселоны

  (Статья Анны Семененко с сайта "Загадки истории").
  Вампирша из Барселоны, а точнее вампирша из Раваля (по названию одного из районов этого города), - такое прозвище получила женщина, признанная самой ужасной преступницей в истории Испании. Точное число её жертв до сих пор не известно.
  Энрикета Марти-и-Рипойес родилась в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году, в городке Сан-Фелиу-де-Льобрегат. Её семья была очень бедной, поэтому уже в юности ей пришлось перебраться в Барселону и зарабатывать уходом за детьми. Но потом Энрикета поняла, что её красоте и молодости можно найти более доходное применение. В результате она пополнила ряды барселонских проституток. В двадцать семь лет она вышла замуж за одного из своих клиентов, художника Жоана Пужало. При этом она продолжала встречаться с мужчинами и посещать дома с дурной репутацией. Через полгода брак распался. Энрикета вернулась на панель и решила "сделать карьеру" на самых извращённых наклонностях посетителей борделей.
  Вскоре она скопила достаточно денег, чтобы арендовать подходящее помещение в районе Раваль. Там она и открыла своё ужасное заведение, где клиентов обслуживали исключительно дети - в возрасте от трёх до четырнадцати лет. Энрикета не зря выбрала именно этот район - ещё со времён Средневековья он имел самую дурную славу. Раваль тогда располагался вне городских стен. В нём жили те, кого не пускали в город, - больные, проститутки, воры, убийцы.
  Изобилие игорных домов, кабаков и притонов на любой вкус сделало этот район желанным местом для матросов с торговых кораблей, заходивших в барселонский порт. В это время город бурно развивался: население всего за полвека выросло вчетверо (со ста сорока тысяч в тысяча восемьсот шестидесятом году до пятисот восьмидесяти семи тысяч в тысяча девятьсот двенадцатом году), возводились новые современные кварталы. Но это никак не затрагивало Раваль, где по-прежнему процветали антисанитария, контрабандная торговля и уличная преступность.
  Разумеется, в публичный дом попадали в основном беспризорники, благо недостатка в них не было. По данным полиции, в Барселоне начала двадцатого века было восемь-десять тысяч живших на улице детей. Однако самых маленьких Энрикета похищала иногда буквально из рук зазевавшихся матерей. В тысяча девятьсот девятом году полиция разоблачила этот незаконный бизнес. Но бордель всего лишь закрыли - за сеньору Марти-и-Рипойес вступились её богатые и влиятельные клиенты. Лишившись этого источника дохода, она задумалась над созданием нового.
  Туберкулёз до начала двадцатого века был настоящим бичом городского населения. Он был практически неизлечим, в том числе из-за поздней диагностики - его начальные симптомы очень похожи на горячку и лихорадку. До открытия Робертом Кохом туберкулёзной палочки главными причинами туберкулёза считали пыль и спёртый нездоровый воздух промышленных городов.
  Там, где оказывалась бессильна официальная медицина, в ход шли различные народные снадобья. Некоторые рецепты были совершенно чудовищны. В том числе для некоторых из них требовалась кровь маленьких детей. Именно этим стала зарабатывать Энрикета. Вооружившись старинной книгой "магических" рецептов, она стала предлагать состоятельным представителям высшего общества чудодейственные кремы, мази, пудры, приворотные зелья и даже яды. Многие из них содержали человеческий жир, желчь и перемолотые кости.
  Так Энрикета начала вести двойную жизнь. Днём она, одетая в лохмотья, бродила по бедным кварталам Барселоны, прикидываясь нищенкой, вместе с местными обитателями стояла в очереди за бесплатными обедами, которые раздавали в госпитале Святого Креста. Так она искала будущих жертв среди местных ребятишек. Вечером женщина переодевалась в роскошное платье и на наёмном экипаже отправлялась на улицу Рамбла, к самому модному тогда театру "Лисео". Там её уже ждали клиенты и клиентки, которые щедро платили за нужные им средства.
  Постоянные исчезновения детей в бедных кварталах, особенно в районе Раваль, породили слухи о том, что детей похищают и убивают. Разумеется, заявления у бедноты полиция не принимала. В тысяча девятьсот одиннадцатом году мэр города официально заявил, что всё это лишь фантазии и никакого серийного убийцы не существует. Однако десятого февраля тысяча девятьсот двенадцатого года, когда возле театра "Ла Палома" пропала пятилетняя Тересита Гитарт Конгост, её мать смогла добиться того, чтобы фотографии девочки были расклеены по всей Барселоне.
  Через несколько дней безуспешных поисков в полицию пришёл мужчина, который сообщил, что его подруга, Клаудиа Элиас, которая жила на улице Поньенте, видела пропавшую девочку в окне квартиры соседки. Правда, в своих показаниях она не уверена, потому что ребёнок был коротко острижен. Полиция, возможно, не обратила бы на сообщение сеньориты Элиас никакого внимания, если бы не последовавшая вскоре жалоба соседей на странные запахи из этой же квартиры, похожие на "аромат" курятника. Двадцать седьмого февраля стражам порядка пришлось прийти с обыском, поскольку содержание кур в квартирах противоречило установленным в городе санитарным нормам. Надо ли говорить, что хозяйкой квартиры оказалась Энрикета Марти-и-Рипойес?
  Вместе с Тереситой в квартире нашли ещё одну девочку примерно её возраста. Себя она называла Анхелитой, а Энрикету - своей мамой. Девочка рассказала полиции, что до появления Тереситы с ними жил ещё пятилетний "братик Пепито", которого мама резала на кухонном столе. Так обнаружили источник странного запаха - в квартире были спрятаны окровавленная детская одежда, останки тел и испачканный кровью нож.
  Первоначально Энрикета утверждала, что нашла потерявшуюся и голодную Тереситу на улице за сутки до визита полиции. Анхелиту же она выдавала за дочь от Жоана Пужало, родившуюся уже после расторжения брака. Но художник заявил, что уже пять лет не живёт вместе с бывшей супругой и общих детей у них никогда не было. В конце концов задержанная была вынуждена признаться, что похитила новорождённую девочку у сестры мужа, Марии Пужало, сказав той, что ребёнок родился мёртвым.
  После заключения Энрикеты в тюрьму полиция произвела более тщательный обыск во всех комнатах квартиры. Там была обнаружена лаборатория, где преступница изготавливала свои снадобья. На заляпанном кровью столе лежали старинная книга рецептов, пачка зашифрованных писем и записок, а также список влиятельных людей Барселоны.
  Позже удалось установить ещё три адреса, по которым в разное время проживала сеньора Марти-и-Рипойес. Все они располагались на рабочих окраинах города. В каждой из квартир находили всё новые и новые останки жертв - в цветочных горшках, под деревьями в саду, даже за потолочными балками. Достоверно удалось идентифицировать двенадцать детей и подростков, убитых Энрикетой. Но было совершенно неясно, насколько полон этот список.
  Чтобы остановить распространение слухов, полиция была вынуждена сообщить о своих находках. В том числе о списке, найденном в квартире на улице Поньенте. Газеты утверждали, что в нём фамилии тех, у кого Энрикета просила милостыню. Но никто этому не верил, ожидая что со дня на день откроется правда о пороках высшего общества Барселоны. Преступницу же, как все были уверены, ждали скорый суд и смертная казнь. Примечательно, что никаких доказательств её невменяемости найдено не было - это была абсолютно разумная деловая женщина.
  В тюрьме сорокатрёхлетняя Энрикета Марти-и-Рипойес попыталась совершить самоубийство - перерезать вены на запястьях. После этого за ней было установлено круглосуточное наблюдение. Однако с допросами почему-то не спешили. Полиция отговаривалась необходимостью сбора улик, чтобы вынудить барселонскую вампиршу выдать всех своих клиентов. Та упорно отказывалась это делать.
  В итоге до суда дело так и не дошло - через год и три месяца после ареста она была найдена мёртвой в своей тюремной камере. Скорее всего, сокамерницы задушили её ночью - по крайней мере, так заявила тюремная администрация. В газетах дали объявление, что Энрикета похоронена в общей могиле на Юго-Западном кладбище на горе Монжуик.
  Сегодня вампирша из Раваля стала городской достопримечательностью Барселоны. К дому на улице Поньенте водят экскурсии, об Энрикете написаны несколько книг и пьеса.


Рецензии