Бомба для подполковника. Глава 8

Бомба для подполковника.
Глава 8. Тоцкий полигон.

   На Тоцкий полигон я попал через 12 лет после операции "Снежок" в составе своей курсантской роты.

   На одном из построений генерал - Начальник Училища зачитал директиву МО о проведении войсковых учений Генштаба с участием около 50 тыс. военнослужащих, преимущественно курсантов военных училищ.

   Наше Училище должно было командировать роту радиационной и химической защиты. Это должна была быть лучшая рота. Как раз в то время я, будучи ст.сержантом, замкомвзвода, подменял офицера, командира взвода, поэтому присутствовал на офицерских совещаниях и знал положение дел. Наша рота была лучшей, и я не сомневался, что командируют нас.

   Вскоре об этом объявили официально и мы приступили к специальным тренировкам.

   Кроме тренировок надо было подготовить массу сопутствующих документов. Мне досталось составить те из них, которые касались организации нашего воинского эшелона: инструкцию начальнику караула, табеля постам, ведомость наряда караулов и т.д.

   В дороге потом тоже было достаточно работы с организацией несения  караульной службы.

   По прибытии на место представители командования Учений и Училища уточнили структуру роты и взводов.

   Мой взвод был взводом радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля.

   Перед взводом была поставлена задача провести радиационную разведку предназначенной для размещения войск территории Учений. В первую очередь проверить место, намеченное для сооружения трибун командования.

   Я получил карты местности, на которых должен был отметить зоны с уровнем радиации более 0,5 рентгена в час.

   Поставил боевую задачу взводу, командирам отделений дал карты. Им предписывалось не только нанести на карту эти места, но и выставить знаки предупреждения на местности.

   Мы привезли с собой три БРДМ - бронированных разведывательно-дозорных машин, оборудованных дозприборами с выносными зондами, устанавливаемыми на броне, и устройствами для вбивания знаков ограждения в грунт.

   Дал команды "Газы!" и "Защитную одежду надеть!"

   -По машинам!

   -Вперёд!

   В эту минуту ожила рация, из неё донёсся голос нашего комроты майора Орлова:
    
   -Третий, я первый. Где находитесь?

   -Я третий, нахожусь на последнем повороте перед старыми трибунами.

   -Оставайтесь на месте! Будем через пять минут.

    Вылез из БРДМ, снял противогаз, скомандовал: "Противогазы снять!"

    Через пару минут подъехал "УАЗ". Из него вышли двое - наш ротный и подполковник из штаба химвойск. Я коротко доложил о начале разведки, план на сегодня был утверждён вчера, пока без происшествий.

    -Хорошо, - сказал Орлов, - работайте дальше. Осторожно, могут быть "горячие точки". Старший сержант, вот товарищ подполковник хочет у Вас что-спросить.

    -Слушаю - ответил я.

    -В программе Учений предусмотрены занятия с офицерским составом. Майор Орлов предложил Вас в качестве инструктора по теме "Поражающие свойства ядерного оружия". Есть необходимость рассказать и об ЭМИ, Вы знакомы с этим фактором?

    -Так точно, товарищ подполковник.

    -Будьте готовы к вечеру четвёртого дня. Послезавтра жду план-конспект!

    На этом мы распрощались, отцы-командиры уехали. Мы надели противогазы и, включив ДП-3,поехали к эпицентру ЯВ. Курсанты прильнули к окулярам. Я смотрел на экран прибора думал о предстоящем занятии.

    Сокращение ЭМИ расшифровывается как Электромагнитный импульс ядерного взрыва.
О нём стали говорить сравнительно недавно, хотя электромагнитный импульс был открыт давно ещё пионерами электродинамики.

   Создатели атомной бомбы предполагали, что он проявит себя при её взрыве.

   При ядерном взрыве образуется мощный поток гамма-лучей, которые выбивают электроны из атомов воздуха, ионизируя их.

   В воздухе возникает очень сильное переменное электромагнитное поле, которое и называется электромагнитным импульсом.

   Считается пока, что для человека он безопасен, но любую электронную технику разрушает. Это мощное поле индуцирует высокое напряжение в проводниках, пробивая изоляцию – незащищенные приборы выходят из строя. Защитить полупроводниковые приборы можно полностью закрытым металлическим футляром, экранирующим поле.  Электромагнитный импульс препятствует распространению радиоволн и нарушает работу радиолокаторов.

   На силу импульса более всего влияет высота взрыва. Наиболее сильным электромагнитный импульс будет при ядерном взрыве на высоте более 30 километров и менее 4 км над землей, а при взрыве между этими точками – импульс слабее, так как в этом случае гамма-лучи распределяются симметрично и равномерно, а электромагнитный импульс возникает как раз при неравномерном и несимметричном распределении гамма-лучей.

   Американцы начали заниматься всерьёз этой темой в конце 40-х годов прошлого столетия.
 
   Почему? Да потому, что в начальном периоде ядерной войны особое место отводится  возможности вывода из строя радиоэлектронной техники воздействием на нее ЭМИ, что приведёт к параличу всех систем управления и войсками, и тылом.

   Считается, что подрыв на высоте около 400 км. только одного боеприпаса мощностью более 10 Мт приведет к такому нарушению функционирования радиоэлектронных средств в таком масштабе, что время восстановления превысит допустимые сроки для принятия ответных мер.

   В СССР в 1962 году  на полигоне вблизи Джезказгана были проведены 3 взрыва на больших высотах:  290 км, 150 км и 59 км. Одной из задач являлось получение экспериментальных данных о геофизических явлениях, сопровождающих высотные ЯВ. 

   Электромагнитный импульс, вызванный мгновенным гамма-излучением, достиг 570-километровой воздушной телефонной линии Джезказган-Жарык и вызвал в ней ток величиной 2500 ампер, сжегший все плавкие предохранители.

   Более поздний ЭМИ проник под поверхность земли на 90 сантиметров до бронированного кабеля 1000-километровой силовой линии Акмола-Алматы, приведя к его перегрузке, к воспламенению линейных выключателей и к пожару на электростанции г. Караганды.

   Прочими последствиями испытания были повреждения радиоаппаратуры - до 600 км, прекращение работы радара -1000 км.

   Таким образом, прослеживается прямая связь между операцией "Снежок" и Тоцкими учениями: и там, и там отрабатывалось уничтожение систем управления войсками, но в "Снежке" путём ядерного удара по вероятному противнику, во втором случае путём применения ЭМИ.

   Так, чуть не прозевал: под нашим БРДМ горячая точка - уровень гамма излучения больше допустимого даже в военное время. Отметка на карте, отстрел стальных пик ограждения.

   И едем дальше...

   Излучение коварно, даже при работе по всем правилам. Через 20 лет мне придётся удалить половину щитовидки.
 
   А пока что сон, наконец, овладел мною. Завтра ранний подъём...


   Продолжение следует...


Рецензии
Тяжёлая была служба, Борис!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.11.2025 22:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.