Бомба для подполковника. Глава 8
Глава 8. Тоцкий полигон.
На Тоцкий полигон я попал через 12 лет после операции "Снежок" в составе своей курсантской роты.
На одном из построений генерал - Начальник Училища зачитал директиву МО о проведении войсковых учений Генштаба с участием около 50 тыс. военнослужащих, преимущественно курсантов военных училищ.
Наше Училище должно было командировать роту радиационной и химической защиты. Это должна была быть лучшая рота. Как раз в то время я, будучи ст.сержантом, замкомвзвода, подменял офицера, командира взвода, поэтому присутствовал на офицерских совещаниях и знал положение дел. Наша рота была лучшей, и я не сомневался, что командируют нас.
Вскоре об этом объявили официально, и мы приступили к специальным тренировкам.
Кроме тренировок, нужно было подготовить массу сопутствующих документов. Мне досталось составить те из них, которые касались организации нашего воинского эшелона: инструкцию начальнику караула, табеля постам, ведомость наряда караулов и т.д.
В дороге потом тоже было достаточно работы с организацией несения караульной службы.
По прибытии на место представители командования Учений и Училища уточнили структуру роты и взводов.
Мой взвод был взводом радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля.
Перед взводом была поставлена задача провести радиационную разведку предназначенной для размещения войск территории Учений. В первую очередь, проверить место, намеченное для сооружения трибун командования, и большой площадки для проведения занятий.
Я получил карты местности, на которых должен был отметить зоны с уровнем радиации более 0,5 рентгена в час.
Поставил боевую задачу взводу, командирам отделений дал карты. Им предписывалось не только нанести на карту эти места, но и выставить знаки предупреждения на местности.
Мы привезли с собой три БРДМ - бронированных разведывательно-дозорных машин, оборудованных дозприборами с выносными зондами, устанавливаемыми на броне, и устройствами для вбивания знаков ограждения в грунт.
Дал команды "Газы!" и "Защитную одежду надеть!"
-По машинам!
-Вперёд!
В эту минуту ожила рация, из неё донёсся голос нашего комроты майора Орлова:
-Третий, я первый. Где находитесь?
-Я третий, нахожусь на последнем повороте перед старыми трибунами.
-Оставайтесь на месте! Будем через пять минут.
Вылез из БРДМ, снял противогаз, скомандовал: "Противогазы снять!"
Через пару минут подъехал "УАЗ". Из него вышли двое - наш ротный и подполковник из штаба химвойск. Я коротко доложил о начале разведки, план на сегодня был утверждён вчера, пока без происшествий.
-Хорошо, - сказал Орлов, - работайте дальше. Осторожно, могут быть "горячие точки". Старший сержант, вот товарищ подполковник хочет у Вас что-спросить.
-Слушаю - ответил я.
-В программе Учений предусмотрены занятия с офицерским составом. Майор Орлов предложил Вас в качестве инструктора по теме "Поражающие свойства ядерного оружия". Есть необходимость подробно рассказать и об ЭМИ, Вы знакомы с этим фактором?
-Так точно, товарищ подполковник.
-Будьте готовы к вечеру четвёртого дня. Послезавтра жду план-конспект!
На этом мы распрощались, отцы-командиры уехали. Мы надели противогазы и, включив ДП-3,поехали к эпицентру ЯВ. Курсанты прильнули к окулярам. Я смотрел на экран прибора, думая о предстоящем занятии.
Сокращение ЭМИ расшифровывается как электромагнитный импульс ядерного взрыва.
О нём стали говорить сравнительно недавно, хотя электромагнитный импульс был открыт ещё пионерами электродинамики. Говорили, что фактор этот малозначимый, и даже в Училище он не изучался. В войсках об ЭМИ практически никто не знал.
Я нашёл в спецбиблиотеке материалы по этой тематике, после чего "замучил" вопросами преподавателей, о чем знал наш ротный.
Создатели атомной бомбы предполагали, что ЭМИ проявит себя при ядерном взрыве, при котором образуется мощный поток гамма-лучей, выбивающих электроны из атомов воздуха, ионизируя их.
В воздухе возникает очень сильное переменное электромагнитное поле, которое и называется электромагнитным импульсом.
Считается пока, что для человека он безопасен, но любую электронную технику разрушает. Это мощное поле индуцирует высокое напряжение в проводниках, пробивая изоляцию – незащищенные приборы выходят из строя. Защитить полупроводниковые приборы можно полностью закрытым металлическим футляром, экранирующим поле. Электромагнитный импульс препятствует распространению радиоволн и нарушает работу радиолокаторов.
На силу импульса, кроме мощности боеприпаса, более всего влияет высота взрыва. Наиболее сильным электромагнитный импульс будет при ядерном взрыве, произведенным на высоте более 30 километров и менее 4 км над землей, а при взрыве между этими точками – импульс слабее, так как в этом случае гамма-лучи распределяются симметрично и равномерно, а электромагнитный импульс возникает как раз при неравномерном и ассиметричном распределении гамма-лучей.
Американцы начали заниматься всерьёз этой темой уже в конце 40-х годов прошлого столетия.
Почему? Да потому, что в начальном периоде ядерной войны особое место отводится выводу из строя радиоэлектронной техники. Этого можно достичь воздействием на нее ЭМИ, что приведёт к параличу всех систем управления и войсками, и тылом.
Установили, что подрыв на высоте около 400 км только одного боеприпаса мощностью более 10 Мт приведет к нарушению функционирования радиоэлектронных средств в таком масштабе, что время восстановления превысит допустимые сроки для принятия ответных мер.
Поэтому в СССР в 1962 году на полигоне вблизи Джезказгана были проведены 3 взрыва на больших высотах: 290 км, 150 км и 59 км, одной из задач которых являлось получение экспериментальных данных о геофизических явлениях, сопровождающих высотные ЯВ.
Результаты были потрясающими: электромагнитный импульс, вызванный мгновенным гамма-излучением, достиг 570-километровой воздушной телефонной линии Джезказган-Жарык и вызвал в ней ток величиной 2500 ампер, сжегший все плавкие предохранители.
ЭМИ проник под поверхность земли на 90 сантиметров до бронированного кабеля 1000-километровой силовой линии Акмола-Алматы, приведя к его перегрузке, к воспламенению линейных выключателей и к пожару на электростанции г. Караганды.
Была повреждена радиоаппаратура в радиусе до 600 км, работа радаров была нарушена в радиусе до 1000 км.
Таким образом, прослеживается прямая связь между операцией "Снежок" и Тоцкими учениями: и там, и там отрабатывалось уничтожение систем управления войсками, но в "Снежке" - путём ядерного удара по вероятному противнику, во втором случае - путём применения ЭМИ.
Так, чуть не прозевал: под нашим БРДМ горячая точка - уровень гамма излучения больше допустимого даже в военное время. Отметка на карте, отстрел стальных пик ограждения.
И едем дальше...
Излучение коварно, даже при работе по всем правилам. Через 20 лет мне придётся удалить половину щитовидки.
А пока что сон, наконец, овладел мною. Завтра ранний подъём...
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №225110601880
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 06.11.2025 22:40 Заявить о нарушении
Борис Готман 07.11.2025 22:33 Заявить о нарушении
Досталось и Вам, и тем, кто был рядом.
Владимир Врубель 09.11.2025 16:04 Заявить о нарушении