Валерий Ерофеев. Речные катастрофы

  (Статья Валерия Ерофеева с сайта "Загадки истории").
  Считается, что самые крупные происшествия с судами случаются в морях и океанах. Достаточно вспомнить судьбу "Титаника". Между тем и на внутренних водах, то есть на реках и озёрах, в одной только России не раз происходили трагедии с десятками и даже сотнями человеческих жертв. При этом обнаруживалось, что виной несчастий в подавляющем большинстве случаев становилось вовсе не коварство природной стихии. Причина крылась в обычных человеческих безалаберности и разгильдяйстве.

Последний рейс "Совнаркома"
  Одна из первых серьёзных речных катастроф в истории Советской России произошла с пароходом "Совнарком", который в ночь на девятое мая тысяча девятьсот двадцать первого года шёл по реке Оби. Это был колёсный пароход, построенный в тысяча восемьсот девяносто третьем году на верфи Тюмени, и до революции он назывался "Кормилец". При новой власти судно национализировали и переименовали в "Совнарком". А весенний рейс в навигацию тысяча девятьсот двадцать первого года для него стал первым и последним.
  "Совнарком" вышел восьмого мая из Барнаула вниз по Оби и следовал по направлению к Томску, имея на борту груз зерна и от двухсот двадцати пяти до четырёхсот пассажиров. Точные данные о количестве людей так и остались неустановленными, поскольку должного их учёта при посадке не производилось. Однако известно, что среди них были представители местного военного командования, которые очень спешили в Ново-Николаевск (ныне Новосибирск).
  После полуночи пароход подошёл к железнодорожному мосту через Обь, и здесь его капитан Снегирёв решил остановиться до утра, посчитав, что проходить под мостом в полной темноте - дело крайне рискованное. Однако находившиеся на борту военные, угрожая оружием, потребовали от капитана немедленно продолжить рейс, поскольку они опаздывали. Снегирёву ничего не оставалось, как отдать команду "Малый вперёд". В этот момент на мосту горел только один фонарь, который рулевой принял за обозначение пролёта для прохода судов, хотя на самом деле этот фонарь был предназначен для машинистов железнодорожных составов. В результате этой путаницы "Совнарком" в темноте столкнулся с четвёртой опорой моста, после чего судно разломилось пополам и затонуло в течение пяти минут. На обломках парохода спаслись меньше сотни человек. И хотя спасательные работы начались ещё до рассвета, многие пассажиры к тому времени уже погибли от переохлаждения в ледяной воде.
  К трибуналу были привлечены лишь выживший капитан Снегирёв и дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин, который не принял мер к освещению моста сигнальными огнями. Капитан в итоге был оправдан, а Индейкина приговорили к одному году принудительных работ, но он тут же попал под амнистию. Что касается военных, принудивших Снегирёва в темноте идти под мост, то их личности следствием даже не устанавливались, и потому к ответственности их не привлекли.

Трагедия на переправе
  Это случилось тридцатого мая тысяча девятьсот шестьдесят второго года на дебаркадере номер четыреста тридцать пять Куйбышевской городской речной переправы. В тот выходной день директора сразу нескольких школ города по случаю окончания учебного года решили устроить массовую загородную поездку. В общей сложности на правый берег Волги нужно было перевезти пятьсот тридцать детей, а вечером всех вернуть обратно в город, о чём начальнику переправы из гороно сообщили в официальном письме.
  Однако начальник отнёсся к мероприятию, мягко говоря, формально. Увидев, что преподаватели не в силах сдержать напор школьников, он перекрыл вход с деревянных мостков на дебаркадер. Это и стало его главной ошибкой. Когда на сходнях скопилось более двухсот пассажиров, доски не выдержали - и около ста восьмидесяти детей упали в воду. При этом четверо из них погибли, так как в точке соединения мостков с дебаркадером высота падения достигала трёх метров. Ещё пятеро детей и трое взрослых получили переломы рук, ног, тазовых костей, черепно-мозговые травмы и другие тяжкие повреждения, а около семидесяти человек отделались "всего лишь" ссадинами и ушибами.
  Коллегия Куйбышевского областного суда признала виновными в служебной халатности троих должностных лиц Куйбышевского пассажирского агентства, которые были приговорены к лишению свободы на срок от одного до пяти лет.

"Мясорубка" под Ульяновском
  Крупнейшая катастрофа за всю историю волжского судоходства произошла поздним вечером пятого июня тысяча девятьсот восемьдесят третьего года в районе Ульяновска, где теплоход "Александр Суворов" во время туристического рейса врезался в железнодорожный мост через Волгу. Вместо третьего пролёта, специально устроенного для прохождения судов, теплоход на полном ходу зашёл под шестой несудоходный пролёт, который был значительно ниже третьего.
  После столкновения у теплохода заглохли двигатели, но он по инерции прошёл за мостом ещё около трёхсот метров. У судна оказались полностью срезаны дымовые трубы, снесены расположенные на верхней палубе рулевая рубка, танцплощадка и кинозал, где многие пассажиры в это время смотрели фильм "Возвращение Святого Луки". Находившиеся здесь люди попали в настоящую мясорубку, так как корабельные надстройки сминались с огромной силой, перемалывая людей и разрывая их на части. Многие из тех, кто находился на нижних палубах, побежали вверх по трапам и увидели страшную картину. По лестницам рекой лились потоки крови, а верхняя палуба представляла собой кошмарную мешанину из металлических обломков и кусков тел.
  В момент катастрофы по мосту следовал грузовой поезд с пятьюдесятью тремя вагонами, из которых одиннадцать сошли с рельсов и опрокинулись, а находившийся в них груз (уголь, зерно, брёвна) посыпался на теплоход. При этом в фермах моста застряла цистерна с бензином, которая только чудом не рухнула на покорёженное судно и не вызвала пожар.
  В этом происшествии погибли, по разным данным, не менее ста семидесяти шести человек. Неопределённость была связана с тем, что во время рейса на "Александр Суворов" попало невыясненное число безбилетников, в основном родственников членов экипажа и обслуживающего персонала. Спасатели работали без сна и отдыха в течение пяти суток, разбирая завалы. Пострадавших доставляли в ульяновские больницы, где благодаря героизму медиков удалось вытащить из объятий смерти многих пассажиров.
  В ходе расследования эксперты пришли к выводу, что к трагедии привела, во-первых, невнимательность штурмана Митенкова и рулевого Уварова, но оба они погибли при аварии. Во-вторых, на мосту в тёмное время суток отсутствовали сигнальные огни. Третьей причиной посчитали будку путевого обходчика на шестом пролёте, которая в темноте своими очертаниями походила на сигнальный щит, обозначавший судовой ход.
  По итогам следствия и суда на десять лет лишения свободы был осуждён капитан теплохода Клеймёнов, который во время столкновения с мостом не был на капитанском мостике, а отдыхал в своей каюте, поскольку должен был выйти на дежурство в полночь. Из положенного срока он отсидел только шесть лет и был досрочно освобождён по состоянию здоровья, так как страдал гипертонией. В тысяча девятьсот девяностом году капитан умер от сердечного приступа. А "Александр Суворов" впоследствии был восстановлен и ещё несколько лет возил туристов.

Утонувшая "Булгария"
  Ещё одна жуткая трагедия на Куйбышевском водохранилище произошла с двухпалубным дизель-электроходом "Булгария" десятого июля две тысячи одиннадцатого года. Судно было построено по советскому заказу на верфи города Комарно (Чехословакия) в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году и первоначально носило название "Украина".
  В тот раз "Булгария" вышла в прогулочный круиз по маршруту Казань - Булгар - Казань. Днём десятого июля, когда она проходила по водохранилищу в районе села Сюкеево, разыгрался шторм и начался сильный ливень с грозой. Из-за того, что в этот момент "Булгария" входила в левый поворот, угол её крена составил девять градусов, а через открытые иллюминаторы правого борта внутрь судна поступало около пятидесяти тонн воды в минуту. Чтобы выровнять теплоход, капитан решил лечь курсом "на ветер", но в результате крен увеличился ещё больше. В результате всего за несколько секунд теплоход опрокинулся на правый борт и затонул.
  В этот момент мимо проходили два судна - сухогруз "Арбат" и толкач "Дунайский шестьдесят шесть", однако они не остановились и помощи терпящим бедствие не оказали. Первым тонущих стал спасать экипаж теплохода "Арабелла". А затем в течение пяти суток силами МЧС, Минтранспорта, МВД и других структур проводилась операция по подъёму "Булгарии" со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В итоге было установлено, что из двухсот одного человека, находившегося на борту, спаслось лишь семьдесят девять, а остальные сто двадцать два человека погибли, включая капитана "Булгарии" Александра Островского.
  Решением суда главным виновником этой катастрофы была признана Светлана Инякина, генеральный директор ООО "Аргоречтур", субарендатора теплохода "Булгария", которая была приговорена к одиннадцати годам лишения свободы. Ещё четыре работника надзорных органов, выдавших разрешение на эксплуатацию этого судна, получили от пяти до шести лет лишения свободы. Что касается капитанов сухогруза "Арбат" Юрия Тучина и толкача "Дунайский шестьдесят шесть" Александра Егорова, которые не оказали помощи тонущим людям, то они были приговорены к крупным штрафам.


Рецензии