Константин Семёнов. Цена за мечту
О катастрофах с морскими судами в начале двадцатого века известно достаточно много. Но сейчас речь пойдёт не о подробностях гибели всем известного "Титаника", а о небольшом норвежском пассажирском пароходе, который нашёл свою гибель в месте, о котором моряки поколениями слагали былины и легенды.
Скала Роколл (по версиям моряков - Каменный Утюг или Гранитный Клык) имеет двадцать один метр в высоту, тридцать метров в основании и находится вдали от пересечения морских путей. И мечтали её лицезреть очень многие. В их число входил и капитан пассажирского парохода "Норье" Вальдемар Гундель.
К описываемому времени вместимость судна составляла тысяча сто пассажиров. Двадцать второго июня тысяча девятьсот четвёртого года "Норье" покинул Копенгаген и взял курс через Атлантический океан, направляясь к северу от Шотландии в Нью-Йорк. "Норье" обслуживал этот маршрут несчётное количество раз, но приближаться к проклятому Гранитному Клыку не предпринимал попыток ни один капитан.
Двадцать восьмое июня, шестой день пути, самое начало рассвета... Вот тогда-то и все бывалые моряки, и простые пассажиры увидели, что их пароходик за ночь поменял курс и оказался на самом подходе к Роколлу.
Сам капитан Гундель торжественно стоял на мостике в ожидании появления Гранитного Клыка. Для пущего эффекта он приказал вахтенному объявить всем находившимся на борту, что совсем скоро по правому борту все смогут наблюдать восьмое чудо света...
Ровно в семь часов сорок пять минут "Норье" неожиданно дрогнул и остановился. Тут же в днище корабля последовал второй удар - люди попадали с ног. Нос корабля был поднят над водой, а машина продолжала работать на полный ход. Гундель, уже понимавший, что где-то ошибся, приказал дать задний ход. Но перед этим сделал детскую ошибку, не измерив лотом глубину. Дав задний, он понятия не имел, насколько сильное повреждение у подводной части парохода. Когда раздался крик "Пять футов!", Гундель всё понял: его судно сидит на подводном рифе Роколла - Хелене.
В тот же момент обещанное чудо природы под названием Каменный Утюг сквозь облака всей своей мощью нависло над старым пароходиком. И тут всем стало понятно: дела плохи...
Большие обороты машины трясли всю палубу, со свинцовым скрежетом "Норье" прямо по гранитному рифу сполз кормой на глубину. В это время у некоторых промелькнула надежда: судно опять на воде! Но команда в это время была уже в курсе, что все трюмы залиты, днище пробито, вода прибывает, пробоины уже не заделать...
Паровые насосы не справлялись с водой. Гундель приказал задраить все шесть водонепроницаемых переборок. На шлюпочной палубе в это время царил подлинный бедлам. Спускаемые шлюпки срывались вниз и падали со всеми пассажирами носом в воду, началась борьба за спасительное место между матросами и офицерами, раздались выстрелы.
Капитан Гундель, продолжая оставаться на мостике, отдавал массу приказов, которые никто просто уже не понимал. Нос старого корабля стал погружаться в воду, все остававшиеся пассажиры медленно поднимались всё выше на корму. Да, на воду спустили семь шлюпок и все плоты, но этого было категорически мало. Кто-то решал положиться на свои силы и бесстрашно нырял за борт.
Одна из оставшихся в живых пассажирок впоследствии вспоминала, что прыгавших в воду с каждой секундой становилось всё больше. Уж лучше погрузиться в воды бескрайнего океанского простора, чем задохнуться в трюме этого проклятого судна. Кроме того, у многих ещё брезжила надежда, что корабль всё-таки может окончательно не утонуть.
"Норье" ушёл под воду ровно через двенадцать минут. Рядом с величественным Роколлом плавали лишь обломки и ещё живые люди. В результате сумели спастись люди на трёх шлюпках. Одной из них командовал пришедший в себя Гундель.
Лодка была неимоверно перегружена (шестьдесят один человек), а из пайка там была одна банка с галетами и две банки с водой. Гундель держал курс на архипелаг Сент-Килда. С этой шлюпки дважды видели проходившие невдалеке корабли, но привлечь к себе внимание несчастным было нечем.
Во второй лодке был тоже ровно шестьдесят один человек. Плюс тридцать два человека в рабочей шлюпке. Лишь на пятые сутки Гундель увидел берега архипелага Сент-Килда, но выживших спас ещё раньше немецкий пароход "Энергия". Вторая шлюпка оказалась на попечении рыбаков английского траулера "Сильвия". Британцы пытались найти хоть кого-то у Роколла, но там были только трупы. Рабочую шлюпку спас пароход "Сернова". Официально признано, что самодурство Гунделя привело к гибели шестисот тридцати пяти человек.
Свидетельство о публикации №225110601922