Мамины истории. Педагогика и Жизнь. Памяти мамы
Мамины истории
весёлые, смешные, забавные истории из жизни
памяти мамы
истории
1. О дестком языке. "Маляка" и "чёрная каша"
2. Книголюб в "Орлёнке", или почётный читатель библиотеки
3. Из пионеров - в вожатые жизни
4. "Рота, подъём!"
5. Игры слов и значение перевода. Ира и "Вира!"
6. Двухколёсный автомобиль
7. Сказки-"дразнилки"
и бесконечная история жизни, которую нужно продолжать...
Это настоящие истории из жизни. Мама была добрым, весёлым, светлым человеком, и любила шутить, и любила детей, своих воспитанников в дестком саду и школе, как и они маму, как и я сама. Но болезнь порою сильнее жизнерадостной силы, но только свет души и ума не загасить. И это весёлые истории самой жизни.
О детском языке
"Маляка" и "чёрная каша"
С чего начинается детство - с рождения и первого звука. Все мы в детстве даём свои названия тому, что известно всем под другим именем, но от названия суть не меняется. И удивительный детский язык - кладезь словообразования и взгляда на вещи по-новому, по-иному.
Помню мои детские слова. Слово "гнездо" было "птенцо" - ведь в нём птенцы живут - всё логично, "шарик" - "сяя", иголки на ёлке - "го", детский полукомбинезон - "кузён полу". А у мамы в раннем детстве приключилась своя литературная история... с кашей, которую, так же литературно выражаясь, в другой истории мне пришлось расхлёбывать. Бабушка, мамина мама, долго разгадывала ребус, загаданный своей дочерью ей о каше.
- Маляку не буду, - маленькая Ира дуется на манную кашу.
- А что ты будешь, Иришка?
- Черную кашу.
- Это что это за каша такая? - задаёт вопрос скорее не дочери, а себе её мама, и начинает перечислять в уме все крупы.
Загадка так и не разгадана, пока наконец-то не была приготовлена та самая каша.
- Вот чёрная каша, - сидит довольный ребёнок и уплетает любимую кашу за обе щеки.
- Это же гречка! - удивляется бабушка. - Хотя ты права - в сравнении с другими кашами она действительно темнее всех.
Вот так и нас с мамой, педагогов в своей сфере, занимал детский язык, и любимым было стихотворение, написанное поэтессой из слов своей дочери, по мотивам которого создан мультфильм "Пуськи бятые" о "калуше" и "калушатах" и найденной ими "бутявке". В детстве меня так вдохновил язык детей, что в школе я написала каламбур о фантазии - "финтифляция". И знаю одного любимого мной человека, который в детстве говорил на своём, неземном, космическом языке. И детям дана широта взгляда, пока они ещё не ограничены представлениями, и язык их более передаёт ту природную суть вещей, которая заложена миром на его универсальном и понятном каждому с рождения языке.
Книголюб в "Орлёнке", или почётный читатель библиотеки
Книголюбие, видимо, а точнее, наверняка, передаётся по наследству. Конечно, ведь книга - древний источник знаний, "ноут-бук", но мир ещё древнее, не только потому, что существует изначально, но потому, что он - первоисточник знания. И мама с дества, как потом и я, тянулась к знаниям и часто была в библиотеке в школе. Библиотекари заметили книголюба, девочку как "Матильда" из кинокартины, и решили ребёнка поощрить. Мама стала почётным читателем библиотеки и выиграла поездку во всесоюзный лагерь "Орлёнок", о чём написали в уральской газете. Она была очень умна и училась и обучалась всегда с успехом. Но болезнь сосудов со временем и возрастом брала своё. А в те не знающие ещё бед детские годы почётный читатель побывал в легендарном "Орлёнке", и жили дети в знаменитых домах-бочках, и встречали первую детскую любовь, которая была интернациональна, настоящая мировая дружба. И так познакомились дети, русская девочка и мальчик латыш, и после детского лагеря писали друг другу письма, надеясь встретиться снова когда-нибудь в жизни, если это будет возможно...
И своей книжной историей я поделилась с мамой - о книге жизни и книге знаний, и маму заинтересовали слова из стихотворения "в огромном мире всё уж есть - суметь бы только Текст прочесть", на которые она закивала и сказала, "да, действительно, только бы суметь прочесть" этот единый текст жизни и мира.
Из пионеров - в вожатые жизни
Мама была педагогом и воспитателем от бога - дети её любили, обожали. Потому что она сохранила добрую детскую душу. А с чего всё началось - с самой школы. Только представьте, вот ещё в 84-м и 85-м году мама ездила в лагерь как пионер, а в 86-м поехала от школы в качестве вожатой, будучи ученицей, и действительно, быть "вожатым" - значит, водить, вести детей за руку по дороге жизни. "Мои орлы" - так с гордостью мама, тогда сама ещё подросток, называла своих подопечных - таких же детей.
"Рота, подъём!"
А до "Орлёнка" и благородного дела воспитания мама сама ездила в детские лагеря, и вожатые у неё были разные. Так мама поделилась со мной историей, которую рассказывала с весолостью - даже ребёнка не напугало, а насмешило такое, хотя должно было насторожить детей, а также их родителей - "весёлые истории увидеть не хотите ли"? Но то был не "Ералаш" со стороны взрослых, хотя дети и юморили. Мама была среди детей одного из отрядов, вожатая которого была бывшей настоящей надзирательницей из лагеря не-детского... Но дети смеялись! Вот что вытворяла надзирательница-"воспитательница". Раннее утро, задолго до звуков будившего детей горна, с бешеным криком и срывая со спящих детей одеяла врывалась эта дама, вопя диким визжащим голосом: "р-р-рота, подъё-ё-о-ём!". Но детский дух это не сломило.
В других детских лагерях были новые истории. Так в одном уральском лагере, что в "краю тысячи озёр", построенном на берегу озера с кристально-прозрачной водой и окружённом тёмными скалами, дети решили тайком пойти купаться и ловить раков... ночью. Маленькая мама тоже пошла - романтика, волшебство, настоящий поход. Что отчудили ребята: для варки пойманных раков, которых мальчишки ловили руками, ныряя в ночную воду и на ощупь их ища, дети взяли обычное жестяное ведро. И успели эти искатели приключений, как герои "Тома Сойера", накупаться, и наловить и сварить раков, и собирались уже вернуться до утреннего подъёма незамеченными... Но вольных ребят поймали-таки бдительные и ответственные по-настоящему за детей вожатые. Среди темноты мелькнул свет, и вот уже несколько лучей от фонариков светили в лица перепуганным детям: "А что это вы тут делаете, а?" - прозвучал известный вопрос из любимого кинофильма.
И были истории настоящей дружбы, которая сама дружит с правдой. Как и во взрослом мире, у детей те же столкновения, и неотделимые от правды дети заступались друг за друга, как и презирали предателей. Была среди группы девочка, уже маленький "стукач", которая ябедничала и рассказывала всё и обо всех старшим, вызнавая и выспрашивая у своих друзей, как будущий шпион. И дети решили проучить "стукача", не зло, но-таки с выдумкой, театрально, как это сделала Маргарита в квартире критика Латунского, метафорично разлив чернила на белые простыни, как сыпал слова чёрной критики на белые страницы Латунский, погубивший жизнь Мастера. Дети искали краску, но все краски хранились у вожатых. И вот ночью, когда "предательница" спала, эти шутники за её стукачество покрасили волосы... зелёнкой! Больше ябеда не "стучала" на своих товарищей, и бедная девчушка до конца лагерной смены носила несменяемый русалочий зелёный цвет волос, как тину из болот - детская шалость, но взрослое понимание. Но не было злых шуток, и было детское братство и дружба на всю жизнь.
Игры слов и значение перевода. Ира и "Вира!"
А вот и взрослые истории мамы и истории моего детства, так как наши две жизни, мамы и моя, как одна, неотделимы. Мы были на дедушкиной даче, я совсем маленькая, гуляла в любимом саду, где было всего понемногу, и вишнёвые деревья, и малина, а по соседству лес. Мама отсыпалась днём на природе. А дедушка строил, плотничал, ремонтировал, и в этот день он тоже над чем-то работал, как вдруг закричал "Вира!" - это он командовал "поднимай!" своему зятю. Но ребёнку слово "вира" было ещё незнакомо, и я подумала, что дедушка зовёт маму - "Ира! - и я со всех ног побежала будить маму, говоря, что её зовёт дедушка. Когда разбуженная мной мама пришла, выяснилось, что на самом деле дедушка не звал, и все смеялись. "Но ты же кричал "Ира!" - сказала я. "Нет, я кричал "вира", а это означает "вверх!".
Так я узнала ещё одно значение перевода слов и новое для ребёнка слово.
И было много смешных и забавных историй. Ещё младенец, я впервые засмеялась, и притом взрослым хохотом, так, что мама и бабушка сами попадали от смеха. Позже меня всегда одёргивали за смех, а я так любила шутки и посмеяться! И смеялась и мама. В этот же первый год моей жизни случилась и другая смешная история. Мама гладила бельё, а маленький ребёнок, не умевший ещё ходить, видимо хотел есть, но не стал отвлекать маму от занятий. Из комнаты, молча, дитё поползло в поисках питания, и притом в правильном направлении, на кухню, а на кухне остывала перловая каша в кастрюле, поставленной на пол для охлаждения. Ни кастрюля, ни каша до этого мне ещё не были знакомы в жизни - ещё младенец, только начавший осваивать и ведать мир, но есть природные знания в каждом, которые нас выручают. Мама окончила работу, и тут заметила отсутствие ребёнка, и побежала искать. "Захожу я на кухню", - рассказывала мама, - "а мой ребёнок сидит и самостоятельно ест кашу! Значит, думаю, не пропадёшь в жизни!"
Двухколёсный автомобиль
А вот история маминой юности и поездок всей семьёй с её мамой и папой за грибами и в турпоходы. Дедушка прирождённый водитель, и виртуоз, но прежде всего - настоящий полковник и любящий родитель. В его прошлом есть героический поступок, о котором не говорили - в Чехословакии при перемещении ракет на грузовиках он спас съезжающий в пропасть грузовик с ракетой, рискуя своей жизнью, чтобы спасти жизни многих и от международного инцидента. За рулём был офицер, не справившийся с управлением, и вот вся задняя часть автомобиля с перевозимой ракетой стала съезжать в пропасть. Офицеры движущейся колонны по цепочке передали о происшествии. Дедушка подбежал к автомобилю, буквально выкинул из-за руля испуганного водителя, сам сел за руль и вытащил скатывавшийся в пропасть грузовик с ракетой чуть ли не силой мысли и воли - так он нажимал по газам. Об этом героическом поступке не говорили - боялись скандала. А дед настоящий герой и воспитал курсантов, ставших замами министра обороны, и выпускники помнят его. А в миру настоящий полковник со своей семьёй и маленькой мамой ехали на отдых в лес за грибами на новом тогда запорожце.
"Коля, Коля! Поворот пропустим! Вот он! Поворачивать надо!" - кричала жена.
"Не пропустим!" - громовым весёлым голосом прокричал дедушка, и резко крутанул баранку автомобиля.
Запорожец сделал крутой вираж и встал на два колеса с одной стороны, так и проехав продолжительное время и благополучно приземлившись на все четыре.
"Пожалуйста, больше так не езди" - выдохнула жена, а детям понравился этот трюк. Мы называли дедушку Шумахером, а меня дедушка называл штурманом - в его старости и моём детстве я всегда сидела на переднем сидении автомобиля рядом и как живой навигатор отвечала за дорогу, знаки и указатели, и наш путь.
Сказки-"дразнилки"
Мама читала мне книги в детстве, потом я сама, и будучи ребёнком сочиняла свои детские сказки, и уже обе взрослые, мы устраивали домашние чтения друг для друга. Но в моём детстве иногда мама любила пошутить надо мной и подразнить - сказками.
"Ксюшк, рассказать тебе сказку про белого бычка?" - озорно спрашивает мама, и ребёнок чувствует какой-то подвох, но всё равно просит: "Расскажи, мам". "Рассказать тебе сказку про белого бычка?" - снова спрашивает мама и смеётся, а ребёнок удивляется, ведь сказал "да". "Так рассказать тебе сказку?" - и так до бесконечности, до слёз и смеха.
Поделилась мама и шуточными песнями из своего детства, которые я помню. И это, например, песня об овечке, речке и мосте, которую пели они детьми.
"У деревни речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост.
А ну-ка, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь,
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один!
Пересохла речка,
Обвалился мост,
Умерла овечка,
Отвалился хвост.
А ну-ка, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь,
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один!
Не было бы речки -
Не было б моста,
Не было б овечки -
Не было б хвоста".
В детстве я очень жалела бедную овечку из песни, но сама детская песня нравилась, так как она пелась с весёлостью, и в ней глубокая философия причинно-следственных связей, а так по логической цепочке можно дойти и до мира и вечных вопросов "было - не было", ставших в литературе для самой жизни известным "быть или не быть".
Конечно, быть, но не просто быть или существовать, а жить, и любить друг друга.
И пусть истории жизни не прекращаются, а длятся и продолжаются, и будут о свете и добре, о любви и дружбе, о таланте и труде - о всём истинно прекрасном, как и сама жизнь, о которой история.
2025, Ксения Мира
P.S.: это истории из жизни, и они - памяти мамы. Когда обычное маленькое человеческое счастье было возможно, но жизнь мамы отняли, неправильно поставив диагноз и не оказав медицинской помощи. Чтобы вдвоём устремиться к людям, к самой жизни, спасти эти жизни, я оставила всё, чтобы перевезти нас, чтобы мама жила по возможности без болей и я заботилась бы о ней. Это было возможно, но нить жизни перерезали. Осталась память и любовь...
Свидетельство о публикации №225110602055
