Преодоление страха

Одна актриса нашего любительского театра Глобус вчера сказала на репетиции: «Ну, на сцене все-таки волнения больше, страшнее». Я подумал: «А почему мне не страшно перед большим зрительным залом на сколько угодно мест?» И вспомнились случаи, которые я хочу вам рассказать, думая, что это будет полезным кому-то.

Второй случай и первый выход на сцену в зале где сидело человек 500 произошел в 1984 году, когда я был студентом иняза пединститута.

На всякие комсомольские собрания в жизни не ходил, но в тот день наша куратор Галина Григорьевна Коган (Царствие ей Небесное, милая и добрая была женщина) попросила меня прийти на отчетно выборное собрание факультета.

И вот секретарь факультетского актива в своем докладе сказала, что некоторые студенты никогда не ездили в деревню «на уборку картошки» и в стройотряд. Назвала фамилии, среди них и мою.
Меня это сильно возбудило и я решил провести встречную атаку, дать бой. Стал внимательно слушать доклад. И, о, радость, обнаружил массу объектов для критики.

По обычаю, в те годы все спикеры в прениях были заранее расписаны и каждый знал, какой аспект работы ему надлежит горячо одобрить (сейчас, кажется, к этой проверенной десятилетиями практике опять вернулись). Но председателю собрания полагалось для имитации демократии спросить, кто хочет выступить. Было страшно, конечно, но желание отомстить помогло преодолеть робость и застенчивость. И я, подняв руку и даже встав, чтобы обратить на себя всеобщее внимание сказал: «Я хочу!» Это было первый раз за неведомое мне время (может вообще первый раз в истории), когда человек добровольно захотел выступить там, где это не принято. Но слово мне дали.

Выйдя на сцену я сказал все как есть начистоту: «Я первый раз на 4ом курсе пришел на комсомольское собрание факультета по просьбе уважаемой мною Г. Г. Коган. Убедился, что правильно не ходил все годы, поскольку НИКАКОЙ реально полезной деятельности комитет комсомола факультета не ведет. В отчетном годовом докладе мы услышали фразы насчет того, что «мы собирались сделать то-то, планировали се-то, но не получилось» и т. д.».
Далее я развил мысль, что ВСЕ студенты факультета втайне придерживаются такого же мнения, поскольку все, отбывая повинность быть на собрании, заняты выполнением домашних заданий. «Посмотрите», говорю, обращаясь к преподавателям сидящим на первых рядах, «чем сзади студенты занимаются». На задних рядах раздался стройный шум закрываемых и прячемых учебников и тетрадей, что явилось впечатляющим доказательством истинности утверждения.
Потом был фурор. Все выступающие после меня меня упоминали обязательно. Критично, язвительно, конечно. Накал гнева возрастал, пока, вышедший как медведь на сцену декан факультета тов. Звонилов не сказал: «Все, что сказал Клементьев правда. Это же болото». И он обвел руками зал. Гнев тут же стих. Меня выдвинули и избрали в комитет комсомола факультета.

Короче, первый выход на сцену увенчался грандиозным социальным продвижением по карьерной лестнице. Это был успех, который закрепил во мне мысль о том, что «смелость города берет».

Третий случай произошел в 1991 году в Киеве, куда я приехал на какую-то встречу, где собрались директора ведущих предприятий не только УССР, но и из США, Канады и др. стран. Я был директором запорожского центра иностранных языков «Медиа» и мне надо было сообщить миру о нашем уникальном курсе «Английский за 12 дней». Поэтому, когда председательствующий объявил о записи желающих выступить, я тут же подал записку. Выступить хотели многие, но мне повезло, мне дают слово почти сразу.
Это был огромный концертный зал. Не знаю на сколько мест, но точно более 1200. Да еще и уровень участников высочайший.
В общем выхожу на сцену и понимаю, что колени реально подгибаются от страха. А ведь надо еще рассказать кратко и убедительно (и не банально). Рассказываю и сам удивляюсь, что голос не дрожит, вреде и не запинаюсь.
Возвращаюсь на место, спрашиваю знакомого: «Ну, как?» Он говорит: «Отлично». От сердца отлегло, понял что мой страх был только внутри и никак не проявился снаружи.
В перерыве ко мне подошли познакомиться несколько человек, в том числе и пара иностранцев. И я вновь ощутил успех.

После этого мне не страшно выступать публично. Перед любой аудиторией. Вывод, который может быть всем полезен — трехкратное преодоление себя, если сопровождается успехом, дает выход на новый уровень саморазвития. Вот вам простой и эффективный метод. Боишься что делать — сделай 3 раза. И покажи все, на что способен.


Рецензии