Как развидеть фильм Хроники русской революции

Совет простой, но дельный. Посмотрите фильмы «Ленин в октябре» и «Ленин в восемнадцатом году».
А то я стал замечать за собой, что при просмотре фильма «Хроники русской революции» постепенно начинаю привыкать к шутовскому образу Владимира Ильича, который создан в этом фильме совместными усилиями актёра, гримёров и режиссёра.
Отдаю должное оператору. В некоторых ракурсах образ похож.
И это жаль, потому что создаётся обманчивое впечатление историчности этого фильма. А этого не следует допускать, если вы желаете остаться человеком мыслящим, доверяющим не одному случайному источнику, а нескольким десятком источников, заслуживающим гораздо большего доверия, нежели фантазии двух авторов сценария, один из которых по совместительству режиссёр.
Да, словечко «развидеть» - это новодел, недавно возникшее слово. Но оно предельно точно формирует моё желание. То, что я увидел, я хочу забыть.
Спросите: «Почему смотрите?»
Отвечу: потому что всё же интересно, и ещё потому, что я привык дослушивать до конца мнение других даже в том случае, если сразу понятно, что я с ним не согласен. Потому что даже в том мнении, с которым вы не согласны, могут содержаться ценные мысли, с которыми вы всё-таки согласитесь.
Например, «мятеж левых эсеров» показан, во всяком случае, так, что этим самым левым эсерам вовсе не сочувствуешь.
Это для меня, честно говоря, новость. В наиболее доступных в советские времена исторических справках, а также из уст экскурсоводов и полу-историков всегда звучало такое мнение, которое заставляет усомниться в правильности действий большевиков по отношению к левым эсерам. А тут показано так, что не возникает никакого осуждения действия большевиков. Совершенно правильно действуют большевики в 13-14 сериях.
Вообще говоря, я ничуть не намерен идеализировать образ Ленина. Но следует отдать ему должное: он блестяще умел вести политическую борьбу. Он умел привлекать на свою сторону даже самых случайных попутчиков и чётко видел, когда от таких попутчиков следует избавляться самым решительным образом. Нам может показаться это жестоким и подлым, но в другой обстановке мы при чтении всех тех довольно мягких мер, с помощью которых Ленин избавлялся от политических соперников, мы могли бы подумать, что Ленин был беззубым, мягкосердечным и чрезвычайно добродушным, во всяком случае, в сравнении с Троцким, Дзержинским и другими. Посмотрите, как длительно соперничал и даже враждовал он и с Мартовым, и с Каменевым, с Зиновьевым, с Троцким. И вместе с тем он видел в них что-то ценное и пытался сотрудничать столько, сколько возможно. В частности, Каменев, Зиновьев и Троцкий стали для него чрезвычайно близкими соратниками и оставались во власти даже после его смерти.
Но мне нравится заглядывать в корень. Не знаю уж, насколько я прав, однако, послушайте вот какую историю. В детстве Володя Ульянов любил играть в шахматы с отцом и с братьями. У них был особый род шахмат – на одной доске ставили в каждый угол фигуры из двух разных коробок. Так что на доске сражались одновременно четыре противника – отец и три его сына. Владимир был средним сыном и поэтому он всегда побеждал. Задумайтесь над этим!
Умение играть в шахматы соответствовало возрасту и опыту, самый умелый был отец, за ним следовал Александр, потом Владимир и самым слабым был Дмитрий. Поэтому, разумеется, всегда побеждал Владимир. Вам понятно, почему?
Дело в том, что в такой игре стратегия весьма простая. Выигрывает тот, чей король останется на доске. А на ней изначально четыре короля. Следовательно, пока за доской присутствует самый сильный соперник, отец, все трое его сыновей объединяются против него. Такого напора он, конечно, выдержать не может, защититься от трёх нападающих, делая один ход после трёх ходов других игроков, совершенно невозможно. После того, как отец выходил из игры, двое братьев – средний Владимир и младший Дмитрий – совместно играли против оставшегося более сильного соперника – старшего брата Александра. Вдвоём они, разумеется, побеждали его, после чего за королём с доски снимались также и все фигуры Александра. В итоге Владимир оставался один на один с младшим братом Дмитрием, победить которого ему не представляло сложности.
А теперь перенесёмся на политическую арену. Против монархии было много партий. Все вместе они свергли монарха и расправились с монархическими партиями. Затем большевики объединились с анархистами и левыми эсерами против меньшевиков и правых эсеров и победили их. Затем в связке с левыми эсерами большевики устранили анархистов. А когда большевики остались только с левыми эсерами, которых также победили. Вот и вся тактика, которой Владимир Ульянов научился ещё в играх с отцом и братьями.


Рецензии