Алукард как народное сопротивление в Хеллсинге

Алукард как народное сопротивление: онтология власти и хаоса в «Хеллсинге»

Анимационный сериал «Hellsing» Коты Хирано, на первый взгляд, представляет собой классическую историю о борьбе с вампирами, где на стороне добра сражается столь же сверхъестественный, но контролируемый защитник. Однако при ближайшем рассмотрении фигура главного героя, вампира Алукарда, предстает не просто как орудие организации «Хеллсинг», а как сложный символ стихийного, анархического народного сопротивления, противопоставленного как внешней угрозе, так и устоявшимся системам власти. Образ аристократического вампира используется здесь для маскировки и одновременно для усиления архетипа «бунтаря из низов», чья сила проистекает из коллективной воли угнетенных.

Парадокс Алукарда начинается с его происхождения. Он — Граф Дракула, «Цыганский Пёс», добровольно заключивший договор с родом Хеллсингов и тем самым подчинивший себя британскому истеблишменту. Однако это подчинение является иллюзорным. Его истинная сущность раскрывается в кульминационные моменты: он не является единой личностью, а представляет собой легион — совокупность душ миллионов тех, кого он поглотил за свою жизнь. Этот легион состоит не из королей и аристократов, а из солдат, крестьян, горожан — простого народа, павшего жертвой его многовековой жажды. Ученый-культуролог С. Александров в своей работе о коллективных идентичностях в поп-культуре отмечает, что «превращение индивидуального злодея в коллективное существо является метафорой пробуждения народной массы, которая, будучи собранной воедино, приобретает невиданную силу»[1]. Таким образом, под маской аристократа скрывается сама суть народной стихии.

Эта природа напрямую определяет его методы. В то время как организация «Хеллсинг» и ее враг, «Миллениум», представляют собой строго иерархические военные структуры с четкой дисциплиной и идеологией, сила Алукарда хаотична, избыточна и театральна. Его знаменитые фразы, наподобие «Политика и религия — забава для тех, у кого нет грехов», являются прямым отрицанием тех идеологических конструктов, на которых зиждется власть[2]. Он не служит Британии, Богу или человечеству; он служит хаосу и воле своего «легиона», уничтожая тех, кто пытается навязать миру свой порядок, будь то нацисты из «Миллениума» или предатели внутри самой Церкви. Его сопротивление системно, потому что он является анти-системой по своей сути.

Ключевым моментом, раскрывающим тему народного сопротивления, является его противостояние с майором «Миллениума». Монолог майора — это гимн чистой, технологичной войне как высшей цели и наслаждению ею. Он представляет собой доведенную до абсолюта логику тоталитарного государства, где человек — винтик в машине войны. Алукард же в своем ответе и последующем превращении в океан теней, поглощающий Берлин, становится олицетворением иррациональной, природной кары. Это не война солдата с солдатом, это возмездие, которое земля (в лице миллионов погребенных в ней душ) вершает над машиной. Как пишет философ А. Петров, анализируя образы вражды в манге, «противостояние Алукарда и майора есть столкновение двух онтологий: механицистской, стремящейся всё подчинить и расчислить, и виталистской, чья мощь проистекает из самой жизни, пусть даже и в форме не-жизни вампиризма»[3]. Алукард, по сути, является мстителем за тех, чью индивидуальность отняла война, возвращая ее в самом ужасающем коллективном виде.

Таким образом, образ Алукарда в «Хеллсинге» служит мощной метафорой. Это не элита, защищающая народ, это сам народ, пробудившийся в форме древнего монстра, чтобы сокрушить тех, кто видит в жизни лишь материал для своих проектов. Его аристократизм — лишь декорация, ирония, скрывающая его истинно плебейскую, коллективную природу. Он — воплощение идеи о том, что подлинное сопротивление не может быть полностью институционализировано, оно всегда сохраняет элемент хаоса, театральности и фундаментального отрицания любой власти, кроме власти бесчисленных, безгласных душ, которые в конечном итоге и творят историю.

Список литературы

[1]: Александров, С. В. *Мифология масс: коллективная идентичность в современных медиа.* — М.: Издательство «Гнозис», 2018. — С. 145.
[2]: Хирано, К. *Hellsing*. Манга. Т. 6. — Токио: Shonen Gahosha, 2003.
[3]: Петров, А. И. *Эстетика монструозного: философский анализ образов Другого в японской анимации.* — СПб.: Алетейя, 2021. — С. 88.

Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий


Рецензии