Глава 2. искушение знанием критика обрядоверия

Если первая глава описывала тюрьму, то эта — о тех суррогатах свободы, которые предлагает нам наше заточение. Когда живой Бог ускользает от рассудка, тот, в паническом устремлении заполнить пустоту, хватается за первые попавшиеся под руку предметы, облекая их в священные одежды. Это искушение — возможно, самое коварное для ищущего человека, ибо оно приходит под личиной благочестия, учености и верности традиции.

1. Анатомия подмены: почему камни блестят

В тексте 2 я описал этот феномен как «драгоценные камни в почках». Что это значит? Речь идет о любом внешнем знании о Боге — будь то богословская формула, цитата из Отцов, мистический опыт, позаимствованный из книги, — которое мы принимаем в свое сознание, но которое не становится его живой тканью. Эти знания драгоценны — они объективно ценны, отшлифованы веками, красивы. Но они находятся в почках — то есть, являются для организма инородным телом, не участвующим в метаболизме духа.

Такой человек, по моим наблюдениям, «может хвастать, что в организме есть драгоценные камни». Он строит свою религиозную идентичность на этом мертвом капитале, гордясь своей ортодоксией или эрудицией. Но в момент кризиса, когда требуется не знание о Боге, а знание Самого Бога, эти камни не дают ни света, ни жизни. Они лишь отягощают, вызывая духовные колики. Вместо того чтобы стать прозрачным для Света, сознание превращается в сокровищницу, полную неподвижных, хоть и прекрасных, экспонатов.

2. Обрядоверие как духовный автоматизм

Другая грань того же искушения — сведение религии к механическому исполнению. Когда внутреннее содержание веры иссякает, её внешняя форма приобретает самодовлеющее значение. Мы начинаем верить в магическую силу ритуала самого по себе: «механическое чтение молитв, скрытым образом подействует на него благотворно, приведет к Спасению» (Текст 17).

В тексте 9 я называю это состояние жизнью «плохо работающего автомата по исполнению ритуала». Такое сознание надеется, что само по себе внешнее действие — будь то свеча, поклон или определенное количество прочитанных молитв — автоматически приведет к встрече с Богом. Это попытка заключить необъятного Бога в прокрустово ложе причинно-следственных связей, где «я дал — Ты должен». Но Бог не функция, а Личность. Обряд, не одухотворенный живым отношением и не ведущий к внутреннему преображению, есть не более чем «говорение пустых слов», которое превращает богослужение в театр абсурда.

3. Эрудиция как побег от встречи

Особая форма этого искушения — соблазн учености. «Эрудированный книжник хорошо знает множество особенного материала», — писал я в тексте 18. Он может цитировать Писание наизусть, спорить о тонкостях догматики, знать всех Отцов и всех философов. Но, как отмечается там же, «важной особенностью христианского учения является бесполезность внешнего знания».

Почему бесполезность? Потому что знание о пути — не есть прохождение пути. Можно до мельчайших деталей изучить кароту Иерусалима, но так и не сделать ни шага по его улицам. «Мало знать Христово учение извне, надо пройти его внутри со Христом». Эрудиция становится изощренной формой духовной лени, когда сложность понятий подменяет собой сложность экзистенциального выбора. Ум занят, поэтому душа может спать спокойно.

4. «Теплая вера» и синдром потребителя

Наконец, perhaps the most распространенная форма подмены — это то, что в тексте 9 я назвал «соглашательской позицией теплой веры». Это состояние духовного комфорта, где Бог превращается в гаранта нашего душевного и материального благополучия. «Плотский верующий это не кающийся разбойник, фарисей-потребитель не имеющий нужду в покаянии, единственное желание которого получить от Бога исполнение своих желаний» (Текст 14).

Такой христианин искренне считает, что любит Бога, но на деле он любит те чувства и блага, которые ассоциирует с Ним. Его молитва — это не встреча, а просьба, его вера — не доверие, а сделка. Он, по сути, использует Бога, и в этом — глубинная форма идолопоклонства, где место золотого тельца занимает наш собственный психологический комфорт.

5. Диагностика: как распознать искушение

Как отличить подлинную духовную жизнь от её суррогатов? Есть несколько верных признаков, которые я вывел из своего опыта:

· Признак мертвого знания: Если ваше знание о Боге не приводит к внутренней борьбе, не требует метанойи (изменения ума), не делает вас более смиренным и любящим — оно мертво.
· Признак обрядоверия: Если исполнение обряда становится для вас самоцелью, если вы испытываете раздражение, когда что-то нарушает привычный ход службы, если ритуал не рождает в вас жажду личной встречи — вы в плену формы.
· Признак потребительства: Если ваша молитва в основном состоит из просьб, а главным критерием истинности веры вы считаете наличие «благодатных ощущений» — ваша вера стала функцией вашего эго.

Заключение: От коллекции к организму

Искушение «драгоценными камнями» — это искушение быстрым путём. Вместо долгого и болезненного пути преображения, нам предлагают собрать коллекцию готовых ответов. Вместо рождения в себе живого организма веры — накопить музейные экспонаты.

Но спасение — не в коллекционировании, а в претворении. «Для того, чтобы мертвая всеобщая схема стала Новым организмом Сына, надо чтобы произошло её наполнение особенным сущностным содержанием» (Текст 18). Камень должен быть не положен в карман, а пережит, растворен в крови и стать частью живого тела духа.

Выход из этого искушения лежит через осознание, что ни ритуал, ни знание, ни переживание не являются целью. Они — средства, которые должны вести к одной цели: личной встрече с Живым Богом, которая всегда происходит внутри нас, в той точке, где наше сознание становится способным вместить не понятие о Нём, а Его Самого.


Рецензии