Авраам испытывает страх Божий

23.11.25.



ОБЕЩАНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ АВРААМА

До Авраама Божье благословение получил Ной:

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Бытие 9:1).

Уже при первом обращении Бог говорит Аврааму:

«И сказал Господь Авраму: иди из земли твоей <…> и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё» (Бытие 12:1–2).

Обещание благословения не сопровождается пояснением его причины.

После необычного события — прохождения Авраамом между рассечёнными частями жертвенных животных (Бытие 15) — Бог дарует ему землю Ханаан, как награду за исполнение Его указания, и вновь обещает Своё благословение Аврааму и его потомкам.

Благословение, обещанное Богом, Авраам получил после события на горе земли Мориа. Там происходит кульминация духовного пути Авраама.

Испытание Авраама: страх перед Богом

На горе Мориа Авраам не просто демонстрирует веру — он исполняет просьбу Бога:

"Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Бытие 22:2).

В первоисточнике: ";;;;;;;" ("ках-на"), что дословно: "возьми пожалуйста". Бог не повелевал — это просьба, а не приказ. И в этой просьбе заключён парадокс: она противоречит разуму, чувствам, самой природе отцовской любви.

Когда Авраам организует жертвоприношение своего сына, Бог останавливает его в самый драматический момент и говорит ему:

«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12).

Слово библейского иврита ";;;;;;;;;;" ("хашехат"), обычно переводимое как «пожалел», может также означать «скрыл» или «сокрыл». Некоторые исследователи предлагают интерпретацию выражения ";;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;" как «и не спрятал сына своего».

Слова Бога объясняют не столько поступок, сколько внутреннее состояние Авраама. Он не понимает замысла Бога, но действует. Его внутреннее состояние — это не ужас и не страх перед наказанием. Это благоговение перед непостижимым замыслом, которое кажется непонятным и даже преступным, и готовность следовать ему, несмотря на отсутствие понимания, но в уверенности, что ранее данные обещания Бога будут исполнены. Именно эта уверенность объясняет его действия на горе.

Итак: Бог не повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Бог обращается к Аврааму: ";;;;;;;" ("ках-на") (Берешит 22:2). Слова Бога — просьба: «возьми, прошу».

Таким образом, испытание Авраама заключалось в проверке наличии благоговения (страха) Авраама перед Богом при выполнении им решения Бога и, как следствие, получения благословения Бога: 

«Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело <…>, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое <…> и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:16–18).

Это благословение — уже не обещание, а Божественная клятва, произнесённая на горе Мориа, где Бог убедился в  страхе Авраама перед Ним.

Смысл страха Божьего

Событие на горе Мориа — не просто акт веры, а испытание Авраама на страх Божий.

Страх у Авраама перед Богом — не был ужасом или  трепетом перед наказанием. В библейском тексте нет указаний на подобное состояние Авраама . Из библейского текста следует, что Авраам на горе испытал благоговение (страх) — внутреннее признание непостижимости Божьего замысла и готовность действовать в соответствии с ним, несмотря на отсутствие понимания Божьего замысла. Но вместе с этим — твёрдая уверенность: обещания, однажды данные Богом, будут исполнены. Именно эта уверенность позволила Аврааму действовать, несмотря на то, что повеление казалось противоречащим разуму и чувствам.

Библейский Иов, подобно Аврааму, прошёл через тяжёлые испытания. Такой страх не разрушает веру, а укрепляет её. Осмысление пережитого у Иова звучит: «Страх Божий — есть мудрость» (Иов 28:28).

Мудрец Еклиссиаст сказал: "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека" (Екклисиаст 12:13). У Иова и Екклесиаста страх Божий проявляется как реакция на непонимание Божьих поступков, но не как сомнение в их праведности. Это не страх от слабости, а мудрое признание: Божьи замыслы выходят за пределы человеческого понимания, но он должен действовать в соответствии с ними — в рамках своего понимания.

Авраама страх Божий — это не слабость, а мудрость, соединение смирения перед  непониманием (тайной) и доверия к неизменности Божьих слов.

Содом

Бог не повелевал, а просил Адама совершить жертвоприношение сына: ";;;;;;;" ("ках-на"), что дословно: "возьми пожалуйста". Обращение "пожалуйста" позволяет соотнести события на горе Мориа с событиями в земле Содом. Там Авраам тоже обращался к Богу с просьбой со словами "пожалуйста", когда хотел спасти жителей Содома от смерти за счет праведников, живших среди них. В диалоге с Богом Авраам ведёт смелый и искусный спор, не проявляя страха, а скорее — уверенность в своей правоте. Авраам просит Бога, в понимании Авраама,  быть Ему в Божественных делах справедливым и милосердным. Однако Бог не принимает его аргументы — Содом гибнет. Так был дан  урок Аврааму — о границах человеческого понимания Бога и о непостижимости Божьих решений.

На горе Мориа Бог проверяет, усвоил ли Авраам этот урок. Здесь Авраам не возражает Богу и не задаёт Ему вопросов. После завершения испытания Бог говорит:

«Так как ты сделал сие дело <…>, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое <…> и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:16–18)

Пророческий статус Авраама

Рабинерин Алина Трейгер, выступая на празднике Рош hа-Шана (5784 / 2024) в Либеральной еврейской общине Гамбурга, отметила: когда Авраам отправился с Исааком в землю Мориа, он знал, что сын не будет принесён в жертву. Ведь Авраам сказал слугам у подножия горы:

«Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Бытие 22:5).

Некоторые интерпретаторы текста считают, что Авраам просто не хотел волновать слуг. Но, возможно, причина в другом. Бог называет Авраама «;;;;;;» (нави) — «пророк» (Бытие 20:7), то есть человек, призванный передавать Божественные откровения. Он не может говорить неправду. Следовательно, слова Авраама слугам — выражение уверенности в том, что Исаак останется жив.

Как понять, что Авраам действительно испытывал страх перед Богом? Философ Бенедикт Спиноза утверждал:

«Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории. <…> Она должна содержать природу и свойства языка, на котором книги Писания были написаны и на котором их авторы обыкновенно говорили»[1].

Изучим библейские тексты, некоторые слова выделены цветом.

Авраам говорит Исааку:

«Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Бытие 22:8).

Глагол «;;;;;;;;;;;;» («йиръэ») — «усмотрит» — происходит от корня ;-;-; («видеть»), будущее время, 3-е лицо.

Слова Бога Аврааму:

«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» (Бытие 22:12).

Глагол «;;;;;» («ярэй») — «боишься» — связан с прилагательным ;;;;, означающим «боящийся, благоговеющий» (Лексикон Стронга H3373).

Название места:

«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).

Слово «ире»: «;;;;;;;». Слово «;;;;;;;» (йераэ) переводится как «быть видимым; казаться».

Однако возможно и другое толкование места: гора, на которой проявляется страх, благоговение. Прочитаем библейский текст со словом «страх»:

 «Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу»(Иов 15:4).

Слово библейского иврита «;;;;;;;;» («йиръа») — существительное женского рода, означающее «страх, благоговение» (Лексикон Стронга H3374). Слово «;;;;;;;» (йереа) переводится как «страшиться, бояться».

Слова библейского иврита «ире» и «благоговение» пишутся одинаково: «йуд», «рейш», «алеф», «hей».

Предположение: гора благоговения

В библейском выражении:

«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).

можно усмотреть не только значение «усмотрится», но и «явится благоговение». Имя «Иегова-ире» может быть интерпретировано как «Гора страха Господня» — место, где Бог увидел благоговейный страх Авраама.

Слова Авраама подтверждают, что он благоговел перед Богом. Бог на горе увидел у него этот страх. Таким образом, гора в земле Мориа становится символом испытания благоговения Авраама перед Богом. Благоговение Авраама перед Богом стало основанием Божьего благословения Авраама и его потомков.

Библейские слова о страхе перед Богом

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход 20:20).

«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Бытие 50:19).

«Бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14).

«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему служи, и Его именем клянись» (Второзаконие 6:13).

Библейская история на горе в земле Мориа раскрывает составную часть смысла веры в Бога — доверие к Божьей благости, но и благоговейный трепет перед непостижимыми для человека Его замыслами.

Этот страх — не паника или ужас, а осознание величия Бога и готовность следовать Ему даже в непонимании Его замыслов, при полной уверенности в исполнения Его указаний и заветов.

[1] Иосиф Флавий.


Рецензии
С большим интересом прочитал Ваше эссе об Аврааме.Глубокое, в чем-то неожиданное раскрытие Акеды, представления о «Страхе Божьем», который « есть мудрость» .
«Событие на горе Мориа — не просто акт веры, а испытание Авраама на страх Божий, на готовность действовать, несмотря на отсутствие понимания Божьего замысла».

В христианской традиции готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мертвых: «он думал , что Бог силен и из мертвых воскресить», верил, что «у Бога все живы» — и через смерть готов был отдать Ему сына. В воскресении Христа видят аллюзию на Акеду. Но если вернуться в «исторический контекст» акеды, многое воспринимается иначе. Авраам мог верить, что Бог , который обещал через Исаака исполнить Завет, не позволит ему убить сына. Но о чем он «думал» в последний, тот самый момент, когда его рука была уже занесена над жертвой,которую он абсолютно готов был убить, совершив этим страшное зло? Зло, которое не может оправдать никакая вера .Кьеркегор писал, что Авраам «верил в силу абсурда» , что «истинная вера» доступна только некоторым уникальным «рыцарям веры». Но в абсурде нет смысла. Абсурд- конец не только разума, но и веры.
Может, поэтому евр. мудрецы относились весьма сдержанно к акеде?

Интерпретация мудрецов:
«...Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их.Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну (Берешит 22:9; Сефер аяшар; Берешит раба 56:8).( Но первое оказалось сильнее! )
И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку» (Берешит 22:12; Пиркей дераби Элиэзер 31).
Авраам, охваченный желанием выполнить волю Б-га и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» (Берешит раба 56:7; Раши, Берешит 22:12). На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!» (Берешит 22:12). И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».
И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га и своего единственного сына не пощадил ради Меня» (Берешит 22:12; Берешит раба 56:8, Раши).
«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» настаивал Авраам... И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака» (Берешит раба 56:9; Сефер аяшар)."

С одной стороны,- "высочайший уровень смирения" , а с другой- даже нескрываемый расчет:"да будет мне засчитано...". Жизнь сына и всех будущих поколений евреев, которые вследствие этого "высочайшего смирения" оказываются менее значимыми по сравнению с достижением собственного"совершенства", желанием увеличить свою"праведность", свои заслуги в глазах Бога..
...Мудрецы отмечают, что искушению подвергалось "исключительное милосердие" Авраама и в то же время,- интересное замечание:
"Выстояв во всех десяти испытаниях, Авраам достиг такой внутренней гармонии и совершенства, что и свое дурное влечение (йецер ара) например, жесткость и даже жестокость, доходящую до готовности принести в жертву сына, обратил на службу Творцу (Йерушалми, Сота 5:5).
Возможно, Вы прочитали у меня http://proza.ru/2025/09/27/207 , и здесь я кажется, сам себе противоречу. У меня, агностика, пытающегося прочесть Библию «глазами верующего» , не могут не возникнуть вопросы в связи с акедой и фанатизмом «героя веры» . Но не понимаю и не приемлю критику акеды со стороны христиан , для которых этот библейский рассказ — прообраз Голгофы.

С уважением,

Игорь Лощинин   11.11.2025 20:32     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь Лощинин! Благодарю за внимание к моей записи и за ваши комментарии.
В последней редакции записи я более чётко выразил своё понимание событий на горе земли Мориа.
Философ Бенедикт Спиноза утверждал:
«Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории».

Уже при первом обращении Бог говорит Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё» (Бытие 12:1–2). Обещание благословения не сопровождается пояснением его причины.

После необычного события — прохождения Авраамом между рассечёнными частями жертвенных животных (Бытие 15) — Бог дарует ему землю Ханаан, как награду за исполнение Его указания, и вновь обещает Своё благословение Аврааму и его потомкам.Благословение, обещанное Богом, Авраам получил после события на горе земли Мориа.

На горе Мориа Авраам исполняет просьбу Бога:

"Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Бытие 22:2).

В первоисточнике: "ках-на", что "возьми пожалуйста". Бог не повелевал — это просьба, а не приказ. Бог останавливает его в самый драматический момент и говорит ему: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12).

Слова Бога объясняют внутреннее состояние Авраама — благоговение (страх) перед непостижимым замыслом, которое кажется непонятным и даже преступным. И готовность следовать замыслу, несмотря на отсутствие понимания, но в уверенности, что ранее данные обещания Бога будут исполнены. Именно эта уверенность объясняет действия слова Авраама на горе.

Таким образом, испытание Авраама заключалось в проверке наличии благоговения (страха) Авраама перед Богом при выполнении им решения Бога. Как следствие испытания, Авраам получил благословение Бога: «так как ты сделал сие дело <…>, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Бытие 22:16–17).

Это благословение — уже не обещание, а Божественная клятва, произнесённая на горе Мориа, где Бог убедился в страхе Авраама перед Ним.

Смысл страха Божьего

Библейский Иов, подобно Аврааму, прошёл через тяжёлые испытания. Такой страх не разрушает веру, а укрепляет её. Осмысление пережитого у Иова звучит: «Страх Божий — есть мудрость» (Иов 28:28).
Мудрец Еклиссиаст сказал: "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека" (Екклисиаст 12:13). У Иова и Екклесиаста страх Божий проявляется как реакция на непонимание Божьих поступков, но не как сомнение в их праведности. Это не страх от слабости, а мудрое признание: Божьи замыслы выходят за пределы человеческого понимания, но он должен действовать в соответствии с ними — в рамках своего понимания.

Обращение "пожалуйста" позволяет соотнести события на горе Мориа с событиями в земле Содом. Там Авраам тоже обращался к Богу с просьбой со словами "пожалуйста", когда хотел спасти жителей Содома от смерти за счет праведников, живших среди них. В диалоге с Богом Авраам ведёт смелый и искусный спор, не проявляя страха, а скорее — уверенность в своей правоте. Авраам просит Бога, в понимании Авраама, быть Ему в Божественных делах справедливым и милосердным. Однако Бог не принимает его аргументы — Содом гибнет. Так был дан урок Аврааму — о границах человеческого понимания Бога и о непостижимости Божьих решений. На горе Мориа Бог проверяет, усвоил ли Авраам этот урок. Здесь Авраам не возражает Богу и не задаёт Ему вопросов. После завершения испытания Бог говорит: «Так как ты сделал сие дело <…>, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое <…> и благословятся в семени твоем все народы земли» (Бытие 22:16–18).

Леонид Цальман   25.11.2025 13:41   Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию, за Ваши глубокие интересные рассуждения, замечания и выводы!

С уважением и пожеланием всех благ,

Игорь Лощинин   25.11.2025 16:35   Заявить о нарушении