Учение о Двоице, 44 Святой Квадрат

Раздел I: Богословие (теоретическая часть)

44. (Святой Квадрат)

О троичности мира в прошедшие века сказано достаточно,
так как в богословии доминировала тринитарная идея Бога.

Но пришло время сказать и о четверичности,
поскольку у этого числа не меньше
смыслов и аналогий в сакральном плане.

Одни из самых распространённых геометрических фигур,
используемых в строительстве культовых сооружений,
это квадрат и круг.

Они часто идут в комбинации,
когда рассматривается говорящая символичность
геометрических фигур.

"Круг в квадрате" и "квадрат в круге" -- многозначный образ,
который здесь я интерпретирую
как Единство и Движение Четверичности в Бытии и Небытии,
где Круг образ Единства, а Квадрат -- Четверичности.

Хотя Квадрат чаще всего интерпретируют
как символ устойчивости, а Круг -- бесконечности.

Эти же фигуры -- основной каркас Мандал,
которые наполнены многогранной символикой.

Есть и обереги в форме Правильного Четырехугольника:
Квадрат Сварога (Звезда Руси),
славянские Коловраты иногда вставляют в квадратную форму
или делают в виде четырёхугольников,
финский Квадрат с Петлями, мексиканский "Глаз Бога"
или квадратный, или содержит этот элемент.

Академическая шапочка с кисточкой, лирипипой,
имеет также квадратную форму,
которая, скорее всего, пришла в образовательные учреждения
из среды клириков, так как первые университеты
были тесно связаны с церковью:
студенты и преподаватели там -- это в основном духовные лица,
которые и носили похожие шапочки, биретты,
как раз квадратные,
символизм их уходит корнями к Четвероевангелию
и всесторонности и основательности получаемого
богословского знания.

Кисточка, лирипип, интерпретировалась как символ единой Истины,
к которой сходятся все пути знания и веры,
которая пришла опять же, вероятно, из одежды духовных лиц,
пумпона на биретте и длинного капюшона плаща.

Куб, который состоит весь и полностью из квадратов,
достаточно часто становится священной формой
культовых сооружений или предметов верующих:

Кааба, Святое Святых в Скинии Собрания --
комната, где хранится Ковчег Завета,
также кубическую форму имеют тфиллин,
небольшие коробочки из чёрной кожи,
которые евреи носят на лбу и левой руке, Куб Метатрона...

Символически эта геометрическая фигура
привносит смыслы стабильности и порядка,
она олицетворяет неизменность, прочность,
структурную гармонию, связь с Божественным,
баланс и симметрию равновесия, математического порядка.

Также в некоторых учения рассматривается
как строительные блоки Вселенной;
кубы и кубики -- самый широко используемый "кирпич"
в мире детского строительства, игр и развлечений.

Кааба была культовым сооружением ещё в доисламский период,
и с этим связаны интересные аналогии в плане Четверичности.

То что Куб имеет и по сей день глубоко почитаемый
встроенный в восточный угол Чёрный Камень,
который там был ещё до рождения Пророка,
это только одна аллегория, аналогия с Краеугольным Камнем
строения Божьего Дома в христианстве,
но есть ещё древняя легенда, что камень упал с неба белым,
а почернел, вобрав человеческие грехи.

Хаджар аль-Асвад, Чёрный камень,
вмонтированный в восточный угол Каабы,
имел особое значение -- в доисламской традиции
он считался символом небесной силы.

Потом, культ Аллаха уже существовал
во время зарождения новой религии, мусульманства,
Он был верховным Божеством-творцом,
создателем небес и земли, дарителем дождя и жизни,
но это был трансцендентный Бог.

Его ключевая особенность -- воспринимался как великое,
но далёкое Божество, и что характерно,
в синхрон по данной теме, у него было три дочери!
Аллат (богиня изобилия и луны), Аль-Узза (богиня утренней звезды)
и Манат (богиня судьбы и смерти).

Также Куб просто идеальная форма
для схематической иллюстрации,
что такое есть становление Ипостасей в материи,
энтелехия первого и второго порядка.

Если Куб стоит на основании,
то начиная от двоичной пары нижнего угла,
можно мысленно прочертить стрелку вверх,
которая постепенно возвращается к этому же углу,
спускаясь уже вниз.

А если Куб поставить на одно из рёбер и поместить в Цилиндр,
то представив в воображении движение по кругу
от нижней точки, тут уже хорошо видны функции Тримурти
в Их креативном существовании во Вселенной.

Вспоминается Гераклит: "Путь вверх и путь вниз -- один и тот же".

Это философ известен и как автор другого афоризма:
если взять вариант перевода
"Век -- дитя играющее, бросающее кости; царство дитяти" М.А.Дынника,
то получится абсолютное попадание в данную тему.

Ведь всем хорошо известно, что Игральные Кости --
это маленькие, но всё те же Кубы;
и на эту деталь можно бы не обращать внимания,
если не знать об их происхождении --
они древнейшие гадательные предметы,
то есть это был способ вопросить у Бога знания о будущем
или узнать решение Судьбы по каким-то спорным вопросам.

Цифра "6" в такой игре доминирующая,
на каждой грани порядковые номера от 1 до 6,
по числу сторон кубика.

Но вспомним, что число 6, это число Тримурти!
трёх бинарных пар Троицы Индуизма.

В микромире тоже есть интересные вещи,
связанные с числом "2" и "4".

Конечно, там присутствует магия всех цифр,
но удивительные совпадения по этой теме есть и тут.

Вся наша наследственная информация упакована
в двойной спирали ДНК и закодирована
с помощью 4-х азотистых оснований:
Аденина (А), Тимина (Т), Гуанина (Г), Цитозина (Ц).

Парные комбинации этих оснований
соединяют две цепи спирали между собой.

Их иногда образно называют ступеньками на витой лестнице;
эти ступеньки и есть наш генетический алфавит.
Четыре азотистые базы –- минимальный набор,
последовательностью которых передаётся информация
для последующего синтеза РНК и белков.

Генетический код -- это практически бесконечная
комбинация этих четырех "букв";
все инструкции по построению и функционированию нашего тела
записаны на этом языке из четырех символов.

Для наглядного понимания можно сравнить ДНК с книгой,
где спираль -- переплет самой книги, а цепи -- её страницы,
на которых с помощью 4 азотистых баз-алфавита
записаны генетические инструкции человека.

В этом алфавите также присутствует двоичность,
потому что последовательность оснований, ступенек на лестнице,
подчиняется строгой закономерности:
они соединяются не как попало, а по правилу,
которое называют комплементарностью (взаимодополняемостью): Аденин (A) всегда соединяется только с Тимином (T);
Гуанин (G) всегда соединяется только с Цитозином (C).
Эти пары: A-T и G-C -- называются комплементарными парами.

То же самое относится и к РНК,
которая синтезируется в процессе транскрипции с матрицы ДНК
и переносит информацию от ядра к "сборочным цехам" нашего тела.

РНК использует для кодирования информации алфавит из 4-х "букв":
A (Аденин), U (Урацил), G (Гуанин), C (Цитозин),
где Урацил (U) является аналогом тимина (T).

На более глубоком уровне проявляется и двоичный принцип --
но не в самих "буквах", а в их химической структуре.
Все 4 "буквы" (азотистых основания) в ДНК и РНК
делятся на два класса по их химическому строению:

Пурины (двукольцевые структуры):
Аденин (A) и Гуанин (G), условно, это "крупные" буквы.

Пиримидины (однокольцевые структуры):
Цитозин (C) и Тимин (T) / Урацил (U),
условно, это "мелкие" буквы.

Правило спаривания в двойной спирали ДНК
(и при взаимодействии РНК с матрицей) по сути двоичное:
Пурин всегда соединяется с Пиримидином.
Конкретно: A с T/U, G с C.
Это и есть двоичный принцип взаимодействия
между ними (пурин-пиримидин).

Уже на этом фундаментальном уровне
жизнь использует "матрицу двух и четырёх".

Далее, информация с ДНК считывается для создания белков,
главных "рабочих" клетки.

Структура любого белка описывается
универсальной четырёхуровневой моделью:

первичная структура -- линейная цепочка аминокислот
(которых 20, что кратно 4),
вторичная структура -- локальные складки этой цепочки
(например, альфа-спираль),
третичная структура -- трёхмерная форма всей белковой молекулы,
четвертичная структура -- объединение нескольких
белковых цепей в единый комплекс.

Таким образом, сама архитектура белка,
этого главного исполнителя команд ДНК,
основана на четверичном принципе.

Потом, структура хлорида натрия (NaCl) представляет собой
гранецентрированную кубическую решётку,
где каждый ион окружён шестью соседями
противоположного заряда.

Если расколоть кристалл поваренной соли по плоскости (001)
и исследовать её с помощью сканирующего
туннельного или атомно-силового микроскопа,
изображение будет выглядеть как шахматная доска
из чередующихся ионов натрия и хлора
с периодом около ~0.56-0.6 нм.

В этой проекции каждый ион визуально
кажется связанным с 4 соседями противоположного заряда
в плоскости среза -- это действительно наглядная
"четверичная матрица" в двухмерном сечении.

И тут невольно вспоминаются слова Иисуса об уверовавших в Него:
"Вы -- соль земли" (Мф. 5:13)
и тезис об определяющей роли четверичной структуры
в человеке и мироздании.

Ещё пример: клетка отделена от внешней среды
плазматической мембраной,
основу которой составляют фосфолипиды;
эти молекулы условно состоят из четырёх элементов:
гидрофильной полярной "головки", глицеринового "остова"
и двух гидрофобных "хвостов".

Данная структура -- "головка и два хвоста" --
базовая для образования двойного липидного слоя,
барьера, который и определяет саму клетку
как отдельную единицу жизни.

Также и митоз, процесс деления клетки,
обеспечивающий её точное копирование,
традиционно описывается через четыре ключевые фазы,
сменяющие друг друга:

профаза знаменуется конденсацией хромосом
и исчезновением ядрышка,
метафаза -- это этап, когда хромосомы
выстраиваются по экватору клетки,
анафаза -- фаза расхождения сестринских хроматид к полюсам,
телофаза завершает процесс образованием двух новых ядер
и разделением клетки надвое.

Эта четырёхфазная модель остается классическим
и наглядным способом описания митоза,
даже с учётом того, что сейчас детализируют
прометафазу и интерфазу.

**


Рецензии