Учение о Двоице, 44 Великий Квадрат

Раздел I: Богословие (теоретическая часть)

44. (Великий Квадрат)

О троичности религиозного плана
в прошедшие века сказано достаточно
в связи с тем, что в богословии доминировала
как раз тринитарная идея Бога.

Но пришло время сказать и о четверичности,
поскольку у этого числа не меньше смыслов и аналогий
в сакральных пластах священных текстов.

Одни из самых распространённых геометрических фигур,
используемых в строительстве культовых сооружений,
это квадрат и круг, где квадрат символ устойчивости четырёх,
а круг -- бесконечности.

"Круг в квадрате" и "квадрат в круге" -- многозначный образ,
который здесь я интерпретирую как Единство Четверичности.

Эти же фигуры -- основной каркас мандал,
которые наполнены многообразной символикой,
один из которых Квадрат -- мужское,
а Круг -- женское начало мироздания.

Есть и обереги в форме квадрата:
Квадрат Сварога (Звезда Руси), славянские Коловраты
иногда вставляют в квадратную форму
или делают в виде четырёхугольников,
средневековые четырехугольные защитные символы,
мексиканский "Глаза Бога", японский омамори

Шапочка "конфедератка" с кисточкой.

Куб, который состоит весь и полностью из квадратов,
достаточно часто становится
сакральной культовой формой для верующих:

Кааба, Святое Святых в Скинии Собрания,
комната, где хранится Ковчег Завета,
также кубическую форму имеют тфиллин --
небольшие коробочки из чёрной кожи,
которые евреи носят на лбу и левой руке,
Куб Метатрона.

Символически эта геометрическая фигура
привносит смыслы стабильности и порядка,
она олицетворяет неизменность, прочность,
структурную гармонию, связь с божественным,
баланс и симметрию равновесия, математического порядка,
также -- строительные блоки Вселенной в основах мироздания.

Кааба была культовым сооружением ещё в доисламский период,
и с этим связаны интересные аналогии в плане Четверичности.

То что Куб имеет и по сей день сакральный встроенный
в восточный угол Чёрный Камень,
который там был ещё до рождения Пророка,
это только одна аллегория, аналогия с Краеугольным Камнем
строения Божьего Дома в христианстве.

Но внутри Куба, в центре Каабы там находился идол Хубал.

Он был выполнен из сердолика в образе человека
с золотой рукой (золото заменило отбитую каменную руку).

Вокруг Хубала располагались идолы других аравийских богов,
включая Аллат (богиня изобилия и луны),
Аль-Узза (богиня утренней звезды)
и Манат (богиня судьбы и смерти).

Чёрный камень, вмонтированный в восточный угол Каабы,
имел особое значение -- в доисламской традиции
он считался символом небесной силы Хубала.

Происхождение его имен, вероятно,
связано с общесемитским корнем b’l («хозяин», «владыка»), родственно имени Баал;
некоторые исследователи видят в "Хубал" смысл
"истинный Бог" или "Он — Господь".

Микрокристаллические решётки, матрицы...

**


Рецензии