Учение о Двоице, 44 Великий Квадрат
44. (Великий Квадрат)
О троичности религиозного плана
в прошедшие века сказано достаточно
в связи с тем, что в богословии доминировала
как раз тринитарная идея Бога.
Но пришло время сказать и о четверичности,
поскольку у этого числа не меньше смыслов и аналогий
в сакральных пластах священных текстов.
Одни из самых распространённых геометрических фигур,
используемых в строительстве культовых сооружений,
это квадрат и круг, где квадрат символ устойчивости четырёх,
а круг -- бесконечности.
"Круг в квадрате" и "квадрат в круге" -- многозначный образ,
который здесь я интерпретирую как Единство Четверичности.
Эти же фигуры -- основной каркас мандал,
которые наполнены многообразной символикой,
один из которых Квадрат -- мужское,
а Круг -- женское начало мироздания.
Есть и обереги в форме квадрата:
Квадрат Сварога (Звезда Руси), славянские Коловраты
иногда вставляют в квадратную форму
или делают в виде четырёхугольников,
средневековые четырехугольные защитные символы,
мексиканский "Глаза Бога", японский омамори
Шапочка "конфедератка" с кисточкой.
Куб, который состоит весь и полностью из квадратов,
достаточно часто становится
сакральной культовой формой для верующих:
Кааба, Святое Святых в Скинии Собрания,
комната, где хранится Ковчег Завета,
также кубическую форму имеют тфиллин --
небольшие коробочки из чёрной кожи,
которые евреи носят на лбу и левой руке,
Куб Метатрона.
Символически эта геометрическая фигура
привносит смыслы стабильности и порядка,
она олицетворяет неизменность, прочность,
структурную гармонию, связь с божественным,
баланс и симметрию равновесия, математического порядка,
также -- строительные блоки Вселенной в основах мироздания.
Кааба была культовым сооружением ещё в доисламский период,
и с этим связаны интересные аналогии в плане Четверичности.
То что Куб имеет и по сей день сакральный встроенный
в восточный угол Чёрный Камень,
который там был ещё до рождения Пророка,
это только одна аллегория, аналогия с Краеугольным Камнем
строения Божьего Дома в христианстве.
Но внутри Куба, в центре Каабы там находился идол Хубал.
Он был выполнен из сердолика в образе человека
с золотой рукой (золото заменило отбитую каменную руку).
Вокруг Хубала располагались идолы других аравийских богов,
включая Аллат (богиня изобилия и луны),
Аль-Узза (богиня утренней звезды)
и Манат (богиня судьбы и смерти).
Чёрный камень, вмонтированный в восточный угол Каабы,
имел особое значение -- в доисламской традиции
он считался символом небесной силы Хубала.
Происхождение его имен, вероятно,
связано с общесемитским корнем b’l («хозяин», «владыка»), родственно имени Баал;
некоторые исследователи видят в "Хубал" смысл
"истинный Бог" или "Он — Господь".
Микрокристаллические решётки, матрицы...
**
Свидетельство о публикации №225110600726