Великая Антиколониальная революция. Гл. 16

Часть 3
Революции и нации

Глава 16
Определение нации


   С 16 в.н.э. в Европе начинается переход от выборной власти, характерной для торгово-промышленных структур,  к абсолютистским династиям. Показателен пример превращения Немецкого ордена в герцогство Пруссия: в 1525 году избранный в 1511-м Великим магистром Ордена Альбрехт Гогенцоллерн преобразовал орденское государство в герцогство Пруссия: все прежние орденские земли становились собственностью герцога, а власть его теперь передавалась по наследству.
   Тут как раз понадобились "народы", поскольку для придания легитимности наследственным правителям их род "отправлялся" придворными писателями-историками в глубокое прошлое, где он уже правил соответствующим народом. Так была создана и история рода Гогенцоллеров, который, дескать, с IХ века н.э. уже правил в различных европейских областях, причем родоначальник получил бразды правления от самого Карла Великого. Род этот был назван алеманским, то есть немецким. Соответственно, население Пруссии объявлялось немецким испокон веку народом, что устанавливало его вековую неразрывную связь с Гогенцоллерами и поддерживало их права на наследственную власть.

О том, что "народы" появляются вместе с абсолютистскими династиями говорит утверждающаяся в исторической науке конструктивистская теория создания наций.

«Общепринятым стал тезис Э.Геллнера, который звучит как «не нации порождают национализм, а национализм – нации». Он был убедительно доказан М. Грохом … на историческом материале Центральной Европы … Вопреки обывательскому мнению о том, что «национальная идея» зарождается в глубинах народных масс, исследователь связал её происхождение с целенаправленными усилиями политических и интеллектуальных элит. Конечным итогом их устремлений всегда оставалась та или иная форма власти, достичь которой было удобнее всего через провозглашение самих себя в качестве «национальных лидеров» (для этого и конструировалась «нация» или «народ» - А.П.)… В течение начального периода … энергия активистов национального движения была направлена на тщательное исследование, а при необходимости – создание, языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт группы, выдвигавшейся на статус нации, и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников. Во втором периоде … новое поколение активистов пытались завоевать как можно больше сторонников для реализации планов по созданию будущей нации, и делали это при помощи патриотической агитации, призванной «разбудить» в них национальное самосознание» (И.М. Нохрин, Понятие раса и нация в общественно-политической жизни Британской империи XIX в. Челябинский гуманитарий, 2013 № 3 (24), с. 104).

Конструктивистская теория, изложенная в таком виде, однако, не отвечает на вопрос: отчего же эти группы интеллектуалов заработали лишь в 15-16 вв.н.э.?

 Я разделяю материалистический взгляд на историю, согласно которому идеологическая деятельность есть производное от экономических интересов.
 Поэтому на заданный выше вопрос  отвечу так: именно в это время были поставлены таможни на глобальных торговых путях, торговля на которых ранее шла беспошлинно. Следом возникали государственные границы. Так появились государства современного типа: с контролем за перемещением товаров и людей, что и является базовой функцией таких государств. Это и было содержанием первых экономических проектов, на которых основывались эти государства: изъятие прибыли глобальных торговых компаний, с перераспределением ее части в пользу населения. На основе этого экономического проекта, то есть получаемого от него дохода, и заработали придворные "группы интеллектуалов", создававшие идеологическое обоснование для абсолютистской власти.
   Затем или параллельно возникали и другие экономические проекты, как правило, связанные с колониальной торговлей. К примеру, для англичан таким экономическим проектом была деятельность по всему миру английских торговых компаний, акционерами которых были широкие слои населения. Напомним, что Индией вплоть до 1858 года владела английская Ост-Индийская компания, и только после восстания сипаев власть перешла к британской короне. Английская нация и сформировалась как результат деятельности английских торговых компаний.
   В странах-колониях, как показано выше  на примере США, существовала нация, участвующая в колониальном вывозе из страны, ориентированная на страну-колонизатора.
   Однако колониальная торговля есть процесс диалектический. Колонизаторы неминуемо начинают формировать среди местного населения местные властные структуры, через которые и осуществляется торговля. Взаимодействие с  колонией начинает ее экономически развивать. Со временем в ней могут появиться условия, при которых колония становится способной  сбросить колониальную зависимость и реализовать свой собственный экономический проект. Появление таких условий означает, что уже существуют сектора местной экономики, которые могут не участвовать в колониальной торговле. На основе этих секторов экономики в стране начинает формироваться другая, антиколониальная нация. Противоречия между такими двумя нациями и привело в США в гражданской войне.
   При таком подходе нация не есть нечто вечное.  Есть экономический проект - появляется нация. Экономический проект кончился - нация может распасться и ее части примут участие в формировании других наций.
   Забегая вперед, все это можно проиллюстрировать на примере СССР.
Гражданская война в России 1917-1922 гг. как раз и свидетельствует о существовании в ней на тот момент двух наций: нации колонизаторов и нации антиколонизаторов. В период от конца Гражданской войны до завершения в основном Коллективизации (1929;30 гг.), то есть лет за десять, сформировалась новая нация "советский народ". Формирование этой нации шло под лозунгами «Свобода, Равенство, Братство», однако главным было следующее экономическое содержание: преодоление колониальной зависимости России от Запада и направление дохода от индустриализации крестьянства (вовлечения его в промышленное производство) на развитие своей страны. С этой задачей была тесно связана задача отстоять свою независимость в военном столкновении с бывшими колонизаторами. Именно с доходами от индустриализации крестьян, направленными на внутренний развитие, связаны выдающиеся достижения советского общества в науке, технике и культуре.
В 70-е же годы XX века в СССР завершилась урбанизация, массовое вовлечение крестьян в промышленное производство прекратилось, Советский Союз вошел в период политико-экономического кризиса, которых завершился его распадом. Были исчерпаны основы советского экономического проекта— распалась страна, прекратила существование нация «советский народ».
   С начала XXI века началось формирование новой нации «россияне». Смысл этого проекта -  преодоление новой колониальной зависимости от Запада, использование для развития страны доходов от экспорта сырья и труда гастарбайтеров. Опять же связанная задача — защита страны от военных угроз со стороны неоколонизаторов.

   - Но неужели нация не зависит от общности языка и культуры? - может спросить читатель.
   - Зависит, - отвечу я. - Но только как от факторов, облегчающих складывание нации. И замедляющих ее распад. Сами по себе они не могут привести ни к возникновению нации, ни к ее сохранению.
   Простой пример - русское общество начала 19 века. Верхние его слои разговаривали на французском языке и ориентировались на французскую культуру. Что совершенно не помешало им устранить императора Павла Первого, когда он вступил в союз с Францией и запретил колониальную торговлю с Англией, которая и являлась тогда главным для России экономическим проектом. Не помешало и вести войны с Наполеоном, в том числе и войну 1812 года, вместо того, чтобы из-за общности языка и культуры образовать с французами одну нацию.
   Или соседние Египет и Ливия - в обоих странах говорят на диалектах арабского языка и исповедуют ислам, однако после получения странами независимости ни единого государства, ни единой нации они не образовали. Это легко объясняется их разными экономическими проектами: более половины своего ВВП Ливия получала за счет нефтедобычи, а главные источники доходов Египта - туризм и плата за проход судов по Суэцкому каналу.


Рецензии