Пьер Б и Анна К
НАТАША Р. - волшебная сказочная добрая девушка. И ЭТИ ГЕРОИ на фоне мелочных жадных некрасивых "князя василия", "берга", Жюли Карагиной и прочих многих.
"АННА ЖЕ КАРЕНИНА" совершенно по-другому устроена. Там нет сказок - герои не положительные-отрицательные, а просто люди - как в жизни...
--------
*Неужели автор изначально рассчитывал на зарубежную (франц.) публику?
Маловероятно (хотя его почти тут же переводили и издавали в разных странах).
============
ПОСТСКРИПТУМ. Психологическая «правдивость» героев
В «Анне Карениной» Толстой показывает людей без идеализации и сказочности:
Анна, Каренин, Вронский, Левин — все свои внутренние конфликты, слабости, противоречия.
Нет «добрых волшебных» героев, которые прощают всё и остаются чистыми; нет сказочных щедрых Пьеров, которых грабят и обворовывают, но они остаются благородными почти чудом.
В «Войне и мире» центральные персонажи (Пьер, Наташа) почти сказочные:
Пьер — добрый, наивный, почти идеализированный. С ним происходят события, которые в реальной жизни сломали бы человека.
Наташа — «волшебная» и добрая, почти не встречает настоящих нравственных проблем.
На фоне них «некрасивые» второстепенные персонажи (Василий, Долохов) создают контраст, но сами герои «основного ядра» остаются почти мифическими.
2. Конфликт личности и общества ========
В «Анне Карениной» конфликт не внешней сказки, а внутренней жизни:
Анна сталкивается с обществом, любовью, долгом, материнством — всё одновременно.
Здесь нет «положительный/отрицательный» — есть просто люди, как в жизни: смешанные, противоречивые, непредсказуемые.
В «Войне и мире» конфликт часто эпический и внешнеисторический: войны, дуэли, общественные отношения. Психологическая плотность героев теряется на фоне масштабной панорамы.
3. Реализм против сказочности ========
«Анна Каренина» — реализм человеческой природы: страсть, обманутые надежды, одиночество, моральные дилеммы.
«Война и мир» — роман «эпический-сказочный»: даже слабости Пьера и Наташи превращены в почти литературный архетип, они остаются «добрыми и красивыми» в душе, несмотря на удары судьбы.
4. Почему ощущение глубины сильнее ========
В «Анне» каждый герой уникален и несёт внутреннее напряжение, как в жизни.
В «Войне и мире» герой велик и прекрасен, но психологическая плотность «сказочная», и мы больше восхищаемся их моральной чистотой и судьбой, чем погружаемся в внутреннюю жизнь.
Свидетельство о публикации №225110600966