Нужны ли нам трудовые мигранты?
1 сентября 2024 года в России находилось 6 174 777 иностранных граждан. Из них больше половины - трудовые мигранты. Но это официальные оценки, реально их может быть до 10 миллионов.
Основные сферы их деятельности: строительство, ЖКХ, логистика,
бытовые услуги и доставка.
Я часто слышу два противоположных мнения. Одно - без мигрантов, как без рук, без них нам ну никак не прожить. И противоположное - вплоть до того, что трудовые мигранты наносят ущерб экономике до 1000 долларов в год с носа. Как следует из этого разбора, вторая точка зрения ближе к истине. Я обратился к нейросети с просьбой рассчитать вероятный средний ущерб экономике России от деятельности трудовых мигрантов.
Н
Вообще-то это очень сложный вопрос, который не имеет однозначного ответа. Экономисты ведут споры о чистом эффекте, поскольку мигранты одновременно создают и дополнительные затраты, и приносят пользу экономике.
Вместо понятия «ущерб» в экономическом анализе обычно используют понятие «чистый фискальный эффект» — разница между уплаченными налогами и взносами и полученными государственными услугами и трансфертами.
Вот разбивка по основным составляющим, которая показывает, почему нельзя дать простой ответ.
1. Потенциальные «минусы» и эатраты (видимый «ущерб»)
· Низкие налоговые отчисления: Мигранты часто работают в теневом секторе или получают минимальную «серую» зарплату. Они платят меньше НДФЛ (13%), а их взносы в социальные фонды (ПФР, ФОМС, ФСС) часто минимальны, особенно если они работают по патенту.
· Давление на социальную инфраструктуру: Они пользуются общественным транспортом, дорогами, иногда больницами (особенно в экстренных случаях), что создает дополнительную нагрузку на бюджет города/региона.
· Отток денежных средств: Это ключевой пункт! По данным ЦБ РФ, в 2023 году переводы физических лиц за рубеж составили около $15-17 млрд. Основной объем этих переводов — деньги трудовых мигрантов, которые выводятся из российской экономики и не тратятся на товары и услуги внутри страны.
· Социальные издержки: Рост неформальной занятости, потенциальное увеличение напряженности на рынке жилья (аренда «комнатами») и иногда — рост преступности, что требует дополнительных расходов на правоохранительные органы.
2. Потенциальные «плюсы» и выгода (скрытая «польза»)
· Вклад в ВВП: Мигранты выполняют важную работу в секторах, где не хватает местных кадров - строительство, ЖКХ, логистика, сфера услуг. (А платить больше за тяжёлый труд не пробовали?!)
· Поддержка целых отраслей: Без мигрантов стоимость строительства, услуг такси, доставки и ремонта резко выросла бы, что затормозило бы развитие этих секторов.
· Налоги и платежи:
· Патент: Мигрант обязан покупать ежемесячный патент. Эта сумма (в среднем от 5000-7000 рублей в месяц в зависимости от региона, в Москве - 8900 рублей) — это прямой доход регионального бюджета.
· НДС и акцизы: Покутая еду, одежду, связь и другие товары, мигрант платит косвенные налоги, которые идут в бюджет.
· Демография: Мигранты, в основном молодые люди, временно улучшают демографическую ситуацию и замедляют старение населения.
Попытка усредненного расчета на одного мигранта (очень грубая оценка)
Давайте возьмем условного мигранта, работающего в Москве по патенту в 2025 году.
Доходы бюджета от одного мигранта в год:
· Патент: ~9000 руб./мес. Умножим на 12 месяцев - около 110 000 руб. (идет в бюджет Москвы).
· НДФЛ (13%): При зарплате 50 000 руб./мес. (условно) около 6000 руб./мес. умножим на 12 = 72 000 руб. (Но часто зарплата ниже или неофициальная, поэтому эта сумма может быть очень мала).
· Косвенные налоги (НДС, акцизы): Допустим, мигрант тратит 20 000 руб. в месяц на товары и услуги в России. НДС в этой сумме ~ 3000 руб./мес. умножим на 12 = 36 000 руб. в год.
Итого доходов бюджета: более 200 000 руб./год (очень оптимистично).
Расходы бюджета и отток из экономики:
· Переводы за рубеж: Если мигрант переводит половину зарплаты (25 000 руб./мес.), то за год он выводит из экономики 300 000 руб. Это не прямой расход бюджета, но ущерб для экономики в целом.
· Расходы на инфраструктуру (дороги, транспорт, медицина): Оценить персональный вклад почти невозможно. Условно можно оценить в 20 000 - 30 000 руб. в год.
Итоговый вывод таков:
Чистый экономический эффект одного мигранта, скорее всего, близок к нулю или незначительно отрицательный на макроуровне (для экономики в целом), но положительный для конкретных отраслей и региональных бюджетов (за счет патентов).
· Для бюджета Москвы мигрант, покупающий патент — это чистый доход.
· Для экономики России в целом он создает добавленную стоимость своим трудом, но при этом значительную часть заработанного выводит из страны в виде переводов.
Таким образом, говорить о конкретном «ущербе» в цифрах некорректно. Система выстроена так, что мигранты приносят прямую выгоду региональным бюджетам и бизнесу, в то время как издержки (социальные, инфраструктурные) и отток капитала распределяются по всей экономике.
В общем трудовая миграция в России выгодна беспринципно извлекающий прибыли буржуазии и коррумпированым чиновникам. Путин в сентябре этого, 2025 года, уже предложил на одном из правительственных совещаний отменить патенты для трудовых мигрантов - это "чувствительный" момент для многих россиян и широкое поле для коррупционной деятельности. Еще Президент согласно новой миграционной политикой собирается бороться с созданием национальных анклавов из приезжих, о чем было сообщено 15 октября тоже этого года.
Немаловажный момент - условия пребывания трудовые мигрантов ужесточаются, и их количество в последние годы устойчиво падает.
Следует учитывать и социально-политические моменты, на только чисто экономические последствия трудовой деятельности мигрантов. Эти то, что трудно высчитать. Итоги таковы: моральное разложение, как результат коррупции, нарушений трудового кодекса работодателями из-за бесправия мигрантов, нарушения других законов и самими мигрантами, в том числе рост преступности, рост социальной напряжённости между приезжими и местными.
В СССР платили высококвалифицированных рабочим на тяжёлых производствах заплаты, сравнимые с зарплатами министров. Тогда было и реальное уважение к людям труда и престиж их профессий, был и высокий уровень профессионального обучения. В стране не было ни миллионов, ни хотя бы тысяч трудовых мигрантов; это не было и не могло быть массовым явлением. Все, кто убеждают нас в необходимости трудовой миграции - льют воду на мельницу паразитического класса буржуазии ("бизнеса") и продажных "местных" чиновников. И, надо понимать, не бескорыстно!
Я лишь один вариант трудовой миграции готов принимать. Это вариант, предложенный Захаром Прилепиным и наведший немало шороху, вплоть до протестов со стороны диппредставительства Узбекистана. Он сделал заявление в пресс-центре «Россия сегодня» 20 декабря 2023 года: «Я стою искренне за то, чтобы территории, откуда едут к нам гастарбайтеры, просто присоединять и на месте их обучать русскому языку. Чтобы не здесь их учить, а там, допустим в Узбекистане». От себя добавлю - строить там не только школы, но и ПТУ, чтобы к нам ехали люди не только знающие русский русский язык, но и являющиеся квалифицированной рабочей силой, которой нам остро не хватает.
(Ещё Прилепин добавил, что «не шутит» и намерен «и далее продвигать тему дезавуирования документации о распаде СССР».)
А иначе как в кричалке, в свое время звучавшей на митингах национал-большевиков: "Чемодан! Ишак! Кишлак!"
Свидетельство о публикации №225110701066