Супосжиратель-последний колдун
- Непременно загляните к Пожирателю Супа, когда окажетесь в замке..., - так попрощалась с нами барменша.
К 10-и часам у ворот замка собралось небольшое общество любознательных: десяток разнополых людей, не считая собаки, кажется сеттера. Экскурсоводша, знойная итальянка лет 40-а, с воодушевлением рассказывала о «преданях старины глубокой», почти не заметно переходя с немецкого языка на итальянский и обратно. По подъемному мосту мы прошли через ров, раньше, вероятно заполненный водой для непроходимости, и окунулись буквально в атмосферу 17 века.
Это был настояций замок – Бург. Нукоторые путают понятие Замок-Бург, и Замок – Шлосс. Шлосс - просто роскошное строение посреди полей или виноградников. Бург- непременно на высоком холме за крепостными стенами, по вершине которых ряды «ласточкиных хвостов» - зубцы, вот как на кремлевских стенах.
С маленькой площади можно пройти в часовенку, где очень прилично сохранились фрески (наследие Юнеско, между прочим), колодец – живое сердце любого замка, в жилые покои, которые были, как ни странно, частично обитаемы седовласой сгорбленной старушкой, видимо, помещенной туда для усиления впечатления древности, а может пра-пра-внучатой наследницей владетельного семейства (такое тут бывает сплошь и рядом). Низенькая дверь в стене с зарешеченным окошком на уровне колен с надписью «Lauterfresser*» и тремя ступеньками вниз, куда я подошла вплотную, конкурируя с вертящимся в ногах не менее любопытным сеттером. Вот где этот, по-русски сказать, «ведьмак» ожидал своего процесса... – два квадратных метра на все про все и пук соломы в углу. Правда, прямо перед решеткой стояла миска с супом. Видно, именно это привлекло сеттера, а не исторические факты, как меня. Я предположила, что это та самая старушка освежает эту миску супа в память о народном любимце, Лаутерфрессере, последних 3-4 века...
*«Lauterfresser» - от слова lautere - жидкая, fresse - хлебать, по-немецки пожестче - жрать. Supenfresser в дословном переводе - пожиратель супа, т.е. супосжиратель.
То, что он не раз помогал простым людям, видим мы из легенды:
«Один гончар ехал в Бриксен с телегой, полной горшков, чтобы продать их там. На дороге конь подвернул ногу, телега перевернулась и все горшки побились, остался один целый. Сел он в ближайшей таверне с последним горшком, сидит и плачет. Подсел к нему Супенфрессер и спрашивает что случилось? Гончар рассказал ему о своей беде, что этот последний горшок он отдаст за свой последний обед, а ведь надо ему семью кормить, а денег нет и долно не будет. Что делать?
Матиас отдал ему отдного из своих телят, которого тоже гнал на продажу в Бриксен и велел немедленно удалиться и постараться продать теленка в течении часа. Гончар продал теленка мяснику, получил денег как за целую телегу горшков и счастливый пошел к своей семье.
На утро мясник пошел зарезать теленка, а он пропал. Исчез просто, как и куда – можно додумать...»
Говорят, еще мальчиком он самостоятельно освоил грамоту и письмо, математку и астрономию, что для мальчика из семьи фермера было невозможно без помощи дьявола. Он редко ходил в церковь, увлекся астрологией и лечил бальных – людей и животных... У него были плохие зубы, поэтому он ел супы, ничего твердого...
Но само понятие Lauterfresser или Supenfresser было уже сильно дискредитировано в эпоху «Молота ведьм». Считалось, что такой человек, чаще всего мужчина, обладал способностью покидать свое тело ночью в образе свиньи, но иногда и волка или другого зверя, и наводить порчу на скот и хозяйство, прежде всего поедать и портить молоко, масло и сыр.
Развлечений в те смутные ваемена было немного, вот и охотились кто за кем. Если надо было определить ведьму, то достаточно было найти хоть один из пунктов, предложенных в популяром тогда трактате «Молот ведьм»:
* Ведьма не тонет.
* Ведьмой становятся посредством сожительства с чёртом, змием.
* Ведьма может зайти в церковь и при желании стать невидимой. Чтобы ее увидеть, нужно в Чистый четверг надеть одежду наизнанку, пойти в церковь, но ничего там не трогать, тогда можно увидеть обнаженную ведьму возле священника.
* Ведьма красива и притягательна для лиц противоположного пола, чаще всего у нее рыжие волосы. На теле ведьмы могут быть необычные отметины и родинки.
* Ведьму можно распознать по весу. Метла, на которой летает ведьма, не выдержит больше 50 кг.
Для распознавания ведьмака (Супенфрессера) тоже существовали свои категории:
* Его основная способность – оборотничество (ликантропия по-научному). Супенфрессер впадал в транс, часто глубоким сном, а его душа покидала тело в астральной форме животного, чаще свиньи.
* Его основная «миссия» - проникать в погреба соседей и выпивать молоко, предназначенное для изготовления масла и сыра. Считалось, что после его визита масло не взбивается, а молоко прокисает.
* «Магическая порча» - он, якобы, мог всасывать жизненную силу скота, из-за чего коровы переставали давать молоко, а другие животные болели.
* Супенфрессер часто выглядел уставшим и изможденным по утрам.
Если в округе что-то такое происходило, а в XVI-XVII веках в альпийских регионах молочное производство часто было основой выживания: статьей обмена, источником дохода и гарантией от голодной смерти, при такой напасти надо было только найти Супенфрессера, найти и обезвредить, а как – было подробно предписано инквизицией...
И вот в деревеньке недалеко от епископского городка Бриксен подрос талантливый парень с плохими зубами, и есть он мог только жидкое – супы да похлебки («лаутере»). Это подтвердят несколько хозяев таверн и кабаков, куда Матиас частенько захаживал – поесть похлебки, а то и сыграть безобидную шутку:
«После удачного торгового дня (помните, продавали телят) в таверну Черный Орел зашел Супенфрессер. Там было полно народу. Матиас заказал себе много похлебки и вина. Но заранее подошел к Мэдхен, что обслуживала их столики, и заплатил за еду, условившись о безобидном трюке с перевернутой его шляпой. Когда трапеза закончилась, а соседи по столу вдоволь наугощались вином из рук Супенфрессера, подошла Мэдхен за оплатой, Матиас снял свою шляпу, перевернул ее вниз дном и со значением посмотрел на Мэдхен. Та сказала: «Данке шён, все оплачено!» и удалилась. Сосед по столу увидал такое чудо и говорит: «А продай мне свою шляпу!». И купил ее за приличные деньги, что покрыло этот щедрый обед и следующий.
Вы спросите, а как он научился читать, если почти не посещал церковь? Ведь вся книжная наука была сосредоточена там, и читать можно было только библию, да и то, до Мартина Лютера только на латыни...
Он ходил на кладбища, часто по ночам, собирал там лекарственные травы, иногда посещал могилы знакомых ему людей, и по соответствию известного ему имени и написанному на могиле – понимал, какие буквы и что значат.
Я сама научилась так читать, правда по газете «Правда» и «Красное знамя» гораздо раньше школы. Но времена и страны были иные...
Лаутерфрессер, или Супосжиратель, как Вам больше нравится? - был реальным человеком по имени Матиас Пергер, он родился в 1587 г. и в 1645 г. казнен в Мюльбахе. Он был тирольским купцом, обвиненном в колдовстве. Эти сухие и точные сведения черпаем мы из протоколов его суда в Роденеке. Феодал и владелец Бурга мог и должен был защищать при нападении врагов и осуществлять суд над своими вассалами и призамковыми жителями при необходимости.
Супенфрессер, так его называют далее, 58 лет, был родом из Чёча, что близ Бриксена, зарабатывал как странствующий торговец (сейчас бы сказали «комивояжёр»), иногда поденщик, а также астролог. Он был немногим из фермерских детей, кто умел читать и писать. 11 мая 1645 года он был арестован по подозрении в «колдовстве и управлении погодой». Под жестокими пытками он признался в своих преступлениях, включая «осквернение Гостии (лепешка на причастии), договор с Дьяволом и сообщничество с ним, вредоносную магию против людей и животных». Незадолго до этих событий у него появилась сердечная подруга, которая была беременна. Матиас на суде отрекся от нее и нерожденного дитя, скорее всего, для того, чтобы уберечь их от гонений церкви.
До исполнения приговора – «казнить, нельзя помиловать!» он был заключен в ту самую коморку в крепостной стене бурга Роденег и целых полгода развлекал местных жителей и ребятишек всякими фокусами и предсказаниями. Он вообще был с чуаством юмора: когда за ним пришли стражники, а на площали был построен помост и костер, он сказал: «Похоже, сегодня будет жаркий денек!» .
Это был последний колдун, о котором сохранились официальные сведения.
Свидетельство о публикации №225110701161