Выпячивать не выпячивать, как это работает

Итак, просто Леня. В продолжение речи о Проводниках.
Невысокий, подтянутый, собранный. Ярко выраженный холерик. Экстраверт. Голову украшает короткая седина. Постоянно в движении.
 Создается впечатление, что в сравнительно небольшом объеме организма работает «перпетуум мобиле». Эдакая батарейка «энерджайзер». Энергия хлыщет через край, что и явилось, видимо, причиной столь резких и поразительных достижений этого человека на службе. Леонид из категории людей, кто «постоянно на связи». А если ты ему когда-то что-то подсказал, а еще пуще в чем-то помог, то навечно обеспечен его вниманием. Он ежедневно напомнит о себе. Говорит всегда о своем. Не всем удается его понять. Так бывает у гениев, когда они говорят и пишут «захлебываясь», не обличая содержание формой.
А началось все с фразы моего непосредственного начальника и друга Вани: «Давай возьмем на службу этого парня! Я его давно знаю, еще по работе в комсомоле. Не подведет». Ох, уж этот Комсомол- подумал я тогда. Ведь не раз уже обжигался на его представителях. Ребята очень активные, а будет ли толк в службе от этой активности? Все-таки специальная правоохранительная структура… Но, как отказать своему начальнику, да еще другу по совместительству? И пошли мы знакомиться с прибывшим на кадровый прием посетителем. Так уж сложилось по жизни, что стал этот посетитель и моим другом на долгие годы – и по сей день.
Первое впечатление он на меня произвел, скажем, не выигрышное. Не с точки зрения, как человек. Нет, я просто представил его в форме налоговой полиции. Нам ведь нужны были на тот момент кандидаты на службу в подразделение физической защиты - молодые, видные, здоровые хлопцы, которые бы в форме и при оружии смотрелись представительно, от одного вида которых «налоговый нарушитель» уже бы чувствовал себя, мягко сказать, неуютно. На крыльце службы я же увидел уже взрослого по возрасту, худенького, седоватого, невысокого роста человека, который явно не «тянул» на форматного и породистого представителя спецназа в будущем. Но, как не зря говорят, первое впечатление бывает обманчиво. Хотя и выражение - встречают по одежке, провожают по уму пока тоже к нему не очень подходило, так как он выглядел явно странновато в своих заостренных в тот момент по моде длинноносых «макасинах», на взгляд примерно сорок четвертого размера.  Я еще тогда автоматически про себя присвоил ему позывной «Ковбой». В армии так принято. Первое впечатление обычно ложится в основу некоего закрытого общения, для своих, чтоб никто не догадался, особенно противник. Не путайте с оперативным псевдонимом. Итак, поздоровались, познакомились, разговорились. Объяснил я уже «кандидату на службу» наши возможности по набору в ряды полиции, описал практически отсутствие перспективы в этом вопросе. Были две вакансии в группе физической защиты, но я даже не смог представить Леонида в камуфляже при автомате и в разгрузочном жилете. Зрелище даже мысленное не в его пользу. Смотрелся бы он во всем этом явно тщедушно. А во главе угла стоял авторитет службы. Как бы при виде такого «спецназовца» реагировал народ? Точно бы кто–ни будь отметился карикатурой. Нам бы это в момент становления и формирования службы на руку не сыграло. Тем не менее, чтоб не обидеть Ваню, я предложил Леониду собрать установленный комплект документов, а там «посмотрим». Смотреть пришлось нестандартно долго. Обычно кандидата изучали три – шесть месяцев. В случае с Леонидом этот срок увеличился до одиннадцати месяцев. Практически, почти год. Документы то подготовил я сразу, ничего хитрого, копии дипломов, трудовой, запросы на допуск - все, как обычно. Однако, дело уперлось в отсутствие под кандидата конкретной должности. На периодические вопросы Вани я пожимал плечами, ну, куда его? При этом, поражала настойчивость кандидата, который ходил и ходил к нам уже как на службу, практически еженедельно, спрашивал и спрашивал, мол, когда я окажусь в строю. Чувствовалось, уж очень хочет. Вот наглядный пример мечты, за которую человек умеет бороться. Услышал, видимо, Всевышний чаяния Леонида. Внял его просьбам. Вот тут тот самый случай и подвернулся! Единственный и неповторимый. Тот самый шанс, который выпадает раз в жизни.
 Все, как всегда. Вернулся как-то генерал из краевого управления с очередного совещания. Вызывает меня. Говорит: «Начальник управления, учитывая нашу отдаленность от краевой столицы, где находятся все тыловые подразделения, решил нам помочь. Ввел дополнительную должность коменданта службы у нас в городской структуре со штатной категорией «прапорщик». Срочно нужно подобрать кандидата. Отвечать будет за все вопросы хозяйственной деятельности: ведение учета материальных ценностей, поставки энергоресурсов (свет, вода, газ, горюче-смазочные материалы) и организация взаимодействия с поставщиками. Кроме того, на плечи этого сотрудника ложится гараж, ведение сведений учета пробега и ремонта служебных автомашин, ремонт здания и помещений службы. То есть, отвечает за все, что не касается напрямую оперативно-розыскной деятельности. Нагрузка на сотрудника приличная. Нужен подвижный, инициативный, знающий специфику вопросов человек, имеющий опыт в данном направлении работы. На взгляд генерала, задача не из легких. Но мне удалось генерала удивить. Есть, говорю, у меня такой кандидат. Давно подготовлен и ждет только представления. Бывший работник системы жилищно-коммунального хозяйства, работал в домоуправлении. Живой и энергичный, коммуникабельный по характеру. Удивился генерал – «Приглашай, посмотрим». Вскоре состоялось представление Леонида на указанную должность. Единственным сомнением генерала было образование Леонида. Нюанс в том, что их у кандидата было два. Средне-техническое, электрик и высшее юридическое. Генерала смутило, что в документах представления высшее юридическое образование кандидата может сыграть негативный эффект. Пришлось в документах «выпятить» среднее техническое, соответствующее штатной категории прапорщика, а о высшем упомянуть «мазком». Леонида в краевом управлении утвердили в течение недели. Уж очень был нужен генералу такой сотрудник. Замучился, видимо, генерал сам вести всякие «учеты», не относящиеся непосредственно к функциональным оперативным обязанностям.  Нужно отдать должное Леониду, в курс дела вошел сходу, долго не раскачивался.  Все хозяйство прибрал к рукам. За три месяца привел дела в образцовое состояние. Стал в любое время вхож в кабинет к генералу. Все отчеты подписывал слету. Генерал ему доверял, особенно не вникая в «мелочёвку». Возник элемент «востребованности».
И тут, опять случай! Новый, из категории парности. «Привез» генерал с очередного краевого совещания две добавленных в штат должности оперативных сотрудников. Снова меня затребовал на ковер. Срочно, говорит, хоть одного кандидата подавай, зашиваемся! А вот, говорю, Леонид готов. Ему и вникать не надо. Службу и коллектив изучил, со спецификой уже знаком. Образование высшее юридическое. То, которое в первом представлении на прапорщика маленько обошли вниманием. Генерал только хмыкнул: «Ну, ты даешь! А так можно?». На что получил мой бодрый ответ: «Не запрещено». Так Леонид через две недели стал уже специалистом оперативного отдела с присвоением ему первого офицерского звания «Лейтенант полиции». Причем, назначение состоялось приказом начальника управления, как сотрудника, уже состоящего в штате. В противном же случае, если на эту должность назначать из запаса, то есть «с улицы», представление направляется в Москву на подпись министру. А это минимум месяц-два. Да, бывает и такое! Редко, но случается. Видимо, у него на самом верху «блат», шутили офицеры. «Помазанник», что ли? 
Лиха ли беда начало? Как оказалось, Леонид и здесь справился успешно. Мы с Ваней взяли над ним шефство, оформили наставничество. Рабочее место определили ему в нашем кабинете. Все документы помогли ускоренно освоить. Через незначительное время Леонид уже самостоятельно заводил оперативные материалы, вербовал агентуру и даже возбуждал уголовные дела. И пошло-поехало. Не рассказывая долго во всех подробностях, всего за тринадцать лет этот, казалось бы, ничем неприметный человек, прошел все оперативные должности и возглавил городскую службу, вырос от прапорщика до полковника полиции! Ну, это ли не результат? Попробуйте, может и у вас получится? Во всяком случае, за мою многолетнюю бытность в кадровых органах такого второго по яркости примера я не помню.
Мало того. Сын Леонида тоже пошел по стопам отца. Да не просто пошел, а поехал в самое сердце нашей Родины учиться на спеца. Сегодня это уже серьезный, матерый опер с богатым стажем и опытом. Кандидат наук. А начинал свою деятельность обычным водителем-экспедитором на москвиче «пирожке». Возил, правда, не пирожки, а конфеты. Помогал маме на производстве. Отец правильно все рассчитал и направил. Смог же как-то! Не сделал из сына мажора. Воспитал через труд. Честь и хвала и тому, и другому.


Рецензии